В России 1899 г. на воду был спущен крейсер «Варяг», вписавший славную страницу в историю Военно-морского флота.
Вышел первый номер журнала «Огонек», ставший любимым журналом для поколений людей, как в России, так и в СССР. По стране проходят разного рода забастовки, демонстрации, которые нередко заканчиваются их разгоном казачьими отрядами. В 1899 г. в училище происходят изменения в командно-преподавательском составе.
Жизнь в России шла своим чередом. Развитие Дальнего Востока требует незамерзающего порта для доставки туда необходимых материалов. В этот Россия заключает договор с Китаем об аренде Люйшуня (Порт-Артура) и Даляня (Дальнего) и о постройке Южно-Маньчжурской железной дороги. Порт-Артур становится военно-морской базой, для защиты дальневосточных рубежей, а Дальний торговым портом. Для соединения этих городов с метрополией и строится Южно-Маньчжурская железная дорога. Это в ближайшие годы вызовет столкновение с интересами Японии. А в Новочеркасском казачьем юнкерском училище приступили к строительству училищной церкви, которую в этот же год и завершили.
В 1897 г. Россия жила своей обычной жизнью. За службу на Дальнем Востоке военным стали назначать прибавки к пенсии: прослужившие там 10 лет получают добавку в 1/8 содержания, получаемого в день назначения пенсии. В Петербурге появился слух о том, что Николай II серьезно болен. Заграничная печать делала предположения, что царь слаб, не может заниматься государственными делами и на его место хотят назначить регента. Николай страдал от сильной головной боли, которая доводила его почти до помешательства. Причина - нарыв в черепе, результат ранения во время кругосветного путешествия. Припадки апатии переменяли галлюцинации - он видел везде паутину, сметал ее и приказывал делать то же приближенным. Проведена была операция, и нарыв удалили. В. Ульянов (Ленин), В.В. Старков и Г. Кржижановский определены на трехлетнее пребывание в Минусинском округе - Старков и Кржижановский в село Тесинское, а Ульянов в Шушенское, расположенные друг от друга примерно в ста верстах.
В этом же году была проведена 1-я Всероссийская перепись населения
В 1894 году, после смерти Императора Александра III на престол вступил его сын Николай, ставший Императором Николаем II.
В 1896 году состоялась его коронация вместе с супругой Александрой Федоровной. Коронация состоялась во вторник 14 (26) мая в Успенском соборе Московского Кремля.
Коронация прошла с множеством мероприятий. Были выпущены памятные и настольные медали, коронационные монеты, прошли торжественные обеды, и много еще чего было выпущено и сделано.
В 1894 г., 20 октября по старому стилю, на 50-м году жизни скончался Император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский Александр III. На престол взошел новый Император - Николай II, сын Александра. Николай II стал последним российским Императором, но об этом еще никто не знал и не догадывался. Те, кому надо было присягать новому Императору, - присягали. Жизнь страны продолжалась по накатанной колее.
В 1893 г. для юнкерских училищ были введены новые программы для поступления в младший класс училища. Эти программы требовали знаний, которые ранее проходили только в младшем классе юнкерского училища. В связи с этим появилась возможность как в младшем, так и старшем классе училища расширить преподавание военных предметов необходимых для службы офицеров.
По новой Инструкции предусматривалось сокращение общеобразовательных предметов и расширение преподавания тактики и военной топографии. Преобладающее значение придавалось основательному ознакомлению юнкеров с воинскими уставами и служебными обязанностями, в связи с чем делался упор на преподавание служебных предметов. В Инструкции было подробно расписано распределение времени на практические занятия во время учебного курса и полевые занятия в лагере по топографии, тактике и фортификации.
Новочеркасское казачье юнкерское училище в эти годы занималось усовершенствованием учебно-материальной базы, методики обучения и воспитания юнкеров. Выпускники училища, показавшие в процессе обучения высокие результаты, по выпуску награждались офицерским оружием.
С 1890 г. училище стало принимать на учебу калмыков, как правило, крещеных. В основном принимали по одному человеку. Офицеры-калмыки, получив военное образование в училище, занимали впоследствии высокие посты в Донской армии. В годы Первой мировой войны они проявляли образцы мужества и героизма.
Шли годы. Новочеркасское казачье юнкерское училище продолжало выпускать офицеров для казачьих войск. Молодые люди, окончив училище, становились воспитателями и учителями казаков. От их знаний и умений зависел успех в их подготовке к предстоящим боевым делам.
Восьмидесятые годы позапрошлого века были мирными в истории России. Войны, которые шли до этого, ушли в прошлое. Страна занималась мирным строительством. Но Император Александр III не уставал повторять: «У России есть только два союзника: ее армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
Великий князь Александр Михайлович писал: «…что каждый раз, когда Россия принимала участие в борьбе каких-либо европейских коалиций, ей приходилось впоследствии лишь горько об этом сожалеть… Французы, англичане, немцы, австрийцы -все в разной степени делали Россию орудием для достижения своих эгоистических целей. У Александра III не было дружеских чувств в отношении Европы. Всегда готовый принять вызов, Александр III, однако, при каждом удобном случае давал понять, что интересуется только тем, что касалось благосостояния 130 миллионов населения России».
Донское войско оставалось верным оплотом самодержавия, надежным защитником России. Для выполнения этих целей нужны были хорошо подготовленные офицерские кадры.
В 1885 году в Новочеркасском казачьем юнкерском училище произошли изменения, как среди должностных лиц училища, так и преподавателей. Преподаватели, младшие офицеры и делопроизводитель по учебной части назначались преимущественно из офицеров, окончивших курс в одном из высших учебных заведений или же из офицеров Донской артиллерии, как наиболее образованных в то время.