Среда, 27.11.2024, 12:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
Заметки дилетанта [122]
Разные статьи
Поиск
Меню сайта
Вход на сайт
Друзья сайта
Россия до 1917 г.
Санкт-Петербург
Москва
Нижний-Новгород
Виды Волги
Разные города_1
Разные города_2
Предкавказье
Северный Кавказ
Кавказ
Закавказье
На Урале
Сибирь и Дальний Восток
Железная дорога и Байкал
Алтай и Средняя Азия
Типы народов России
Одесситы
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
То, что интересно

Почтовая открытка как средство познания

Большое количество справочников и словарей появилось в XVIII веке, а век XIX приумножил их. Наиболее известным в России был энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Но, кроме этого словаря в России выпускался «Большой энциклопедический словарь» под редакцией Южакова. Было выпущено 20 томов, а в начале ХХ века было выпущено еще два дополнительных тома.

В России до революции, кроме того, выпускались: «Энциклопедический словарь Ф. Павленкова», братьев Гранат, «Русская энциклопедия», «Детская энциклопедия» и прочие издания. Издавались путеводители по районам страны. Широко были известны путеводители Григория Москвича: «По Крыму», «По Кавказу», «По Волге», «По Москве», «По Одессе» и другие.

С появлением в первой половине ХІХ века фотографии, художников в экспедициях стали дополнять фотографы. Расширилось поле познания мира.

На основе фотографий стали печатать различные картинки, передающие красоту окружающего мира. Эти картинки оказалось интересно пересылать. Так и появились иллюстрированные почтовые открытки.

В России иллюстрацией почтовых открытых писем занимались видные художники: Репин, Маковский, Кондратенко, Бенуа, Рерих и другие. Фотографии, сделанные фотографами, стали печататься на открытых письмах или проще – открытках. Почтовые открытки выпускались, как цветными, так и черно-белыми. История появления почтовых открыток в России показана здесь.

При массовом издании стоимость почтовой открытки была сравнительно невысокой. Люди, занимаясь перепиской, охотно пересылали их друг другу. С одной стороны, - показать, в какой местности он живет или, где был, а с другой, - сугубо по предназначению: сообщение, поздравление, оповещение и т.п.

Познакомимся с некоторыми почтовыми открытками Санкт-Петербурга.

Эта почтовая открытка с видом Невского проспекта была послана в феврале 1909 года из Петербурга в город Пермь по адресу: Покровская улица, д. Першина, Е.В.Б. Екатерине Николаевне Башкирцевой. 

На обороте послание. 

Милая мама! Радуйтесь за меня, я сегодня получила телеграмму из земства «Внесли». Значит за меня заплатят за право слушания лекций. И в сегодняшний же вечер получила от Вас деньги (10 руб.) второй уже раз. За деньги благодарю. Пока у меня денег много, и мне хватит месяца на полтора. Хочу купить книгу по анатомии, которая стоит около 7 рублей. Сегодня сдала первый зачет по анатомии, сошел ничего. Ну, мамочка, Вы теперь не волнуйтесь за меня, теперь все хорошо. Целую крепко Вас и всех ребят. На днях напишу письмо со всеми подробностями. До свиданья. Люб. Тоня

16 февраля 1909 г.

И приписка. Фина и Коля! Нравится ли вам Невский проспект? Посмотрите, как несутся трамваи.

Я не буду вдаваться в почтовые тонкости, вроде, сколько дней шла открытка из Петербурга в Пермь, стоимость почтовой марки, ее гашение, написание адреса и другие. Хотя и это интересно. Исследования показывают, что в век освоения космического пространства, полетов на Луну, почтовые отправления доставляются адресату медленнее по сравнению с началом прошлого века.

Рассмотрим иное на этой почтовой открытке.

Эту почтовую открытку, судя по содержанию и подписи, послала своей маме Антонина Башкирцева, возможно, слушательница женских медицинских курсов, т.к. собирается покупать книгу по анатомии аж за 7 рублей! Это очень большая сумма по тем временам.  Женское образование в то время в России было в зачаточном состоянии. Но медицинское образование привлекало к себе девушек житейской практичностью, возможностью личного развития, престижностью профессии и идеей «возвращения долга народу», широко распространенной в среде демократической интеллигенции того времени. Трудно сказать, стала ли она слушательницей медицинского факультета высших женских курсов или слушательницей курсов, готовящих повивальных бабок (акушерок). Как бы то ни было, девушке удалось пробиться через препоны и стать слушательницей учебного заведения в Санкт-Петербурге. Даже земство города Перми, орган местного самоуправления, оплатило ей право слушания лекций.

В 1897 году в Петербурге был открыт Женский медицинский институт. Он, как и курсы, не финансировался государством, поэтому плата была высокой, а учиться здесь могли женщины, окончившие гимназию с медалью или отличием. Выпускницы могли практиковать только в женских отделениях больниц, не допускались к проведению судмедэкспертизы и соисканию степени доктора медицины.

Лишь в 1904 году институт был принят в ведение Министерства народного просвещения. В 1913-1914 гг. здесь училось более 1200 женщин. Революция 1905-1907 гг. открыла для женщин двери почти всех университетов. Правда, ненадолго – в 1907 году министр просвещения распорядился отчислить студенток. Но процесс оказался необратимым: создавались медицинские факультеты на высших женских курсах в Москве (1906), Одессе (1906), Киеве (1907), в 1910 году возник Харьковский женский медицинский институт.

Трудно сказать, как сложилась судьба Антонины Башкирцевой. Удалось ли ей получить медицинское образование, к которому она стремилась. Как сложилась ее судьба? Таких сведений получить не удалось. Впереди были годы, перевернувшие не только Россию, но и весь мир. Но вот открытка сохранилась. И мы знаем, что была такая девушка Антонина Башкирцева, учившаяся в Санкт-Петербурге.

На приведенной почтовой открытке мы видим Невский проспект начала прошлого века. Жаркий летний день. Проспект многолюдный. Некоторые дамы идут под зонтиком, предохраняя лицо от загара. Каноном красоты было лицо не подверженное загару. Считалось, что только женщины низкого сословия имеют на лице загар. В здании напротив расположен театр «Пассаж» (вывеска видна на крыше). На первом этаже этого здания на окнах видны навесы, защищающие от солнца. И вдоль всего проспекта видны эти навесы.

Идут трамваи, катят извозчики. Слева здание Гостиного Двора. Около Гостиного Двора выстроилась целая колонна извозчиков в ожидании клиента с покупками.

Это небольшой фильм о Гостином дворе. 

 

Далее видна вот эта башня городской думы с часами. 

Башня городской думы одно время служила для установки зеркал оптического телеграфа. Позже предназначалась для наблюдения за пожарной обстановкой в городе. На ажурной конструкции вывешивались шары, сигнализирующие о пожарной обстановке в городе.  

Непонятно предназначение решетчатого сооружения на крыше здания рядом с башней.

О здании городской думы рассказано ниже в небольшом фильме. 

Около здания городской думы стоит часовня. Вот она отдельно на открытке конца позапрошлого века. 

Часовня изумительной красоты. Решетчатое сооружение на доме, о котором сказано выше, пока отсутствует. Слева от часовни отдел Гостиного Двора по продажам. На фронтоне видна надпись «№1». Ниже «НЪ А(Н?) Целибеева». Надпись справа от входа в Гостиный двор - «Перчатки». Можно предположить, что надпись можно читать: «Магазинъ А(Н) Целибеева». В Санкт-Петербурге торговлей занималось многочисленное семейство купцов Целибеевых, владевших лавкой на Перинной линии Гостиного Двора. В лавке торговлей занималось семейство Целибеевых еще с середины позапрошлого века.

Известно, что Федор Целибеев, купец 2-й гильдии, в 1875 году просил разрешения поместить на вывеске своих магазинов обуви в Гостином дворе и в Перинной линии вензелевое изображение имени великой княгини Александры Петровны, супруги великого князя, поскольку он, Целибеев, уже 8 лет исполняет заказы ее высочества. Через некоторое время высочайшее разрешение было получено. В 1888 году в этой лавке Гостиного Двора торговал сапогами купец 2-й гильдии Николай Целибеев.

Как уже упоминалось, на первом снимке, приведенном выше, с правой стороны стоят здания с солнцезащитными навесами на окнах. На самом первом здании вверху читаема вывеска «Театр Пассаж». 

Это было здание универмага, построенное в 1848 году по проекту архитектора Р.А. Желязевича. Здание имело концертный зал, в котором устраивались публичные научно-просветительские лекции, проходили вечера Литературного фонда. Здесь выступали Тургенев, Некрасов, Достоевский, Чернышевский, Шевченко. В 1904-1906 годах в концертном зале работал Новый драматический театр В.Ф. Комиссаржевской.  С 1908 года ежегодно гастролировал московский театр С.Ф. Сабурова. На фото из интернета - это здание в начале прошлого века. Видна вывеска  «Театр Сабурова». 

Далее по правой стороне торчит купол Армянской церкви Святой Екатерины, построенной в 1779 году. Виден шпиль с шаром наверху магазина компании «Зингер», расположенный напротив Казанского собора. 

Купол здания венчают женщины, держащие стеклянный глобус. 

Здание было построено в 1902-1904 годах. Можем сделать вывод, что почтовая открытка была выпущена позже 1904 года.

В небольшом видео рассказано об истории этого здания.

 

Следуя далее по Невскому проспекту, выйдем к боковому фасаду Зимнего дворца. Это почтовая открытка с видом на Зимний дворец. На боковом фасаде видны балконы, а на крыше башня маяка и башенка оптического телеграфа. Фото

На современном здании башня маяка и балконы отсутствуют. 

По мемуарам на балкон под крышей выходила Екатерина II, чтобы посмотреть на баржу, шедшую по Неве и везшую камень из окрестностей Лахты под основание памятника Петру I.

Видна ограда сада для прогулок, построенная в 1901 году. Отметим, что отсутствует Дворцовый мост. Вместо него виден вход на плашкоутный мост, построенный в 1897 году. 

Постройка Дворцового моста была начата в 1912 году. С началом постройки плашкоутный мост убрали от дворца. Отсюда можно сделать вывод, что на предыдущей открытке приведен вид дворца между 1901 и 1912 годом.

Но на почтовой открытке отсутствует ограда сада для прогулок. Как уже отмечено ограда появилась в 1901 году. В сад для прогулок публика не допускалась. После октябрьской революции вход в сад был открыт. Как отмечалось в мемуарах, в те дни сад был весь усыпан шелухой от семечек подсолнуха. Семечками поголовно увлеклось население Петрограда. А убирать никому не хотелось. Настали свободные дни.

Всегда вставал вопрос, – а в какой цвет был окрашен дворец? Вот здесь Зимний дворец показан в том цвете, в какой он был окрашен по указу Николая ІІ.

На протяжении своей жизни Зимний дворец несколько раз менял колеровку, перекрашиваясь в разные цвета. При архитекторе Бартоломео Растрелли, который задумал и осуществил строительство дворца, первоначальный цвет имел теплую охристую окраску, а декор здания был выделен при помощи белой известковой краски.

Во второй половине 1850-х - 1860-х годов, уже в эпоху Александра II, колер фасадов дворца меняется: охра становится более густой, а декор выделяют таким цветом, что фасады начинают восприниматься как монохромные. В 1880-е годы, когда к власти пришёл Александр III, цвет фасада становится ещё более кирпичным за счёт того, что в него обильно добавляют красный пигмент.

В 1901 году Николай ІІ принял решение о перекраске дворца. Тендер на ремонтные работы выиграл подрядчик Круглов, который за 29 467 руб. брался «оскоблить, перетереть и счистить стены фасадов, наружных и надворных, с барабаном купола, башнями и дымовыми трубами», а затем и покрасить все указанные площади.

В такой же красный цвет окрасили все здания на Дворцовой площади: штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб. В результате этого решения императора разнообразные по своему пластическому построению уникальные здания ансамбля Дворцовой площади слились в монохромную терракотово-кирпичную колористическую массу.

По мнению архитекторов того периода, красная цветовая гамма фасадов Зимнего дворца и окружающих его зданий способствовала единству восприятия ансамбля. Как отмечают специалисты, это утверждение было более чем спорным. Самая разнообразная общественность неоднократно обращалась к императору с попытками склонить его к изменению колористической гаммы Зимнего дворца. Однако все эти предложения Николай II отверг.

Однако события Первой русской революции, когда у красного Зимнего дворца, пролилась кровь рабочих, шедших к своему царю, в том числе и под красными флагами, заставили несколько скорректировать цвета Зимнего дворца. Впрочем, сделано это было в ходе общих ремонтных работ накануне 300-летия династии в 1913 году.

В июне 1911 г. министр Императорского двора В.Б. Фредерикс «изъявил желание, чтобы Императорский Зимний Дворец был окрашен в колер более светлый, чем тот, в который он окрашен в настоящее время». Министр потребовал от хозяйственников представить ему «образцы окраски дворца», для того чтобы утвердить один из них.

Поскольку цветной фотографии в 1911 г. не было, то о цвете дворца дает представление только скупая фраза в строительной смете: «Означенный колер по составу своему отличается от утвержденного колера 1901 г. более розоватым цветом, но по густоте состава своего плотнее старого колера». Так что октябрь 1917 г. Зимний дворец встретил окрашенный не в «красный революционный цвет», а в несколько сомнительный – розоватый. Однако при всех этих сомнительных нюансах монохромность дворца, выравнивавшая фасады и категорически разрушавшая замысел Ф.Б. Растрелли, сохранялась в полной мере.

В 1927 году дворец выкрашивают в серый цвет, в 1928–1930 годах — в серо-коричневую гамму, а 1934 году предпринимают неудачную попытку окрасить масляной краской почти оранжевого цвета. Однако, как показали реалии, масляная краска оказывала разрушительное воздействие на стены, и в 1940 году принимается решение об её удалении, что было осуществлено в первые месяцы Великой Отечественной войны, когда фасады замаскировали краской мышиного цвета.

После войны комиссия архитекторов и строителей предложила окрасить грандиозный дворец в изумрудно-голубоватый цвет, колонны, карнизы и обрамление окон — в белый цвет, а лепной декор — золотистой охрой.

С тех самых пор фасады дворца, хоть их и регулярно прокрашивают, остаются неизменными: уже несколько поколений горожан воспринимает этот цвет как исторический, а многие даже и не подозревают, каким разным был Зимний за всю историю своего существования. Периодически активисты предлагают возродить традиционный цвет, которым был окрашен дворец при Растрелли, однако предложение пока лишь остаётся на проектном уровне, что, впрочем, не мешает нам время от времени представлять знакомые фасады в неожиданных цветах.

От Гостиного двора пойдем в другую сторону – к Московскому вокзалу.

На почтовой открытке видим Невский проспект от Гостиного Двора (справа) в сторону Московского вокзала. 

Видим, напротив здания Гостиного двора, расположена редакция газеты «Новое время». Далее видна контора Сибирского торгового дома. За ним расположен театр «Пассаж», здание банка «Лионского кредита».

С началом первой мировой войны на почтовых открытках с видами Санкт-Петербурга, название города менялось на Петроград, а старое название забивалось.

Это здание Елисеевского магазина было построено в 1901–1903 годах по проекту видного архитектора и общественного деятеля Г.В. Барановского. Открывая магазин, купцы Елисеевы сразу решили, что продаваться в нем будут только лучшие и самые необычные продукты, каких больше нигде в Петербурге не найдешь. И самые качественные. Это было настоящее царство гурманов, в котором разнообразие винных, гастрономических, колониальных товаров не поддавалось описанию. В любое время года здесь можно было купить свежайшие экзотические фрукты, выбрать аппетитные сыры или деликатесную колбасу. Елисеев приучил петербуржцев и к французским трюфелям, и к устрицам, и к ароматному кофе. С заморскими товарами успешно соперничали русские окорока, балыки из белой и осетровой рыб, икра.

Старший сын Петра Касаткина-Елисеева ввел в своем магазине традицию корпоративного вечернего поедания фруктов. Он считал, что все продукты в магазине должны быть самыми свежими, поэтому, перед тем как выложить фрукты на витрину, их тщательнейшим образом осматривали. При любом намеке на брак - пятнышко, лопнувшая кожура откладывали в сторону. Продавать такие продукты запрещалось, но и выбрасывать не годилось (не дай бог, кто увидит, что у Елисеевых «продукт спортился»). Кстати, домой служащим фрукты не отдавали по той же причине. Поэтому после закрытия магазина приказчики, служащие и грузчики собирались вместе и ели апельсины, персики, маракую, папайю, бананы и другие фрукты.

После Октябрьской революции состоятельные Елисеевы понимали, что жить в России при советской власти они не смогут, поэтому после революции уехали во Францию. И почти сразу по Петербургу поползли слухи, будто сокровища, которые увезти с собой не удалось, купцы замуровали в стенах магазина. И еще долгое время охотники за удачей осторожно простукивали стены здания в надежде отыскать елисеевское золото, но так ничего и не нашли.

В первые дни советской власти магазин национализировали: сначала выключили свет, затем из кабинета директора исчез ковёр ручной работы, через два дня распродали все продукты. Вскоре «Елисеевский» был переименован в «Гастроном № 1 Центральный» и стал пунктом отоваривания дефицитными продуктами: представители ленинградской партийной элиты получали здесь мандарины, бананы, икру, ананасы и твердокопченую колбасу. Да и Невского тогда уже не было, он назывался «Проспект 25 октября», а вот икра черная была еще доступна, но уже не всем. Магазин работает и в наши дни, отличаясь ассортиментом продуктов.

У Николаевского (ныне Московского) вокзала на Знаменской площади (позже площадь Восстания) в 1909 году была установлен монумент Александру ІІІ. 

Лицом памятник смотрит на вокзал, а правым боком на Невский проспект. На почтовой открытке видим постамент, с восседающим на коне Императором Александром ІІІ. Все массивно: и постамент, и конь, и император. Около памятника стоит на часах старый казак, очевидно, служивший с будущим императором еще на русско-турецкой войне в 1877-1878 годах. На постамент памятника возложены венки. Возможно, только что прошло открытие памятника.

В глубине видим купола Знаменской церкви, по имени которой была названа площадь. История ее строительства уходит в прошлое без малого на 200 лет. Деревянная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим была построена при пересечении Невского проспекта и Лиговского канала в 1765-1768 годах. В народе она получила название Знаменской по приделу, освящённому в 1765 году в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1794-1804 годах по проекту архитектора Ф.И. Демерцова церковь перестроили в камне. И простояла эта церковь аж до 1941 года.

Познакомимся с историей создания памятника. Конкурс проектов на сооружение памятника был объявлен 25 ноября 1899 года. К участию в нем приглашались ведущие скульпторы-монументалисты. Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П.П. Трубецкого, работавшего в России в 1897-1906 годах. 

Фото из интернета

Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К.А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трёх метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись, утвержденная Николаем ІІ: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ». Надпись была выбита в три строки. 
Памятник существенно отличался от многих официальных царских монументов; скульптор был далёк от идеализации, от стремления к парадности. Александр III изображён в мешковатой одежде, грузно сидящим на тяжёлом коне, не соответствовал общепринятым представлениям об императорах. 

Пьедестал памятника имел 18 аршин длины, 5 аршин ширины и 4,5 аршина высоты; сделан из финляндского гранита. Конная фигура была отлита из бронзы высотой 7 аршин 6 вершков; весом 500 пудов. Стоимость памятника составила около 1,5 млн. рублей (аршин – 71,12 см; вершок – 4, 445 см)
Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, а в столице воздвигнуть другой монумент. С.Ю. Витте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее. Но изображение Александра понравилось вдовствующей императрице, жене Александра – Марии Федоровне. 
23 мая (5 июня) 1909 года в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт. Фото открытия

Фото из интернета

Открытие памятника запечатлел и фотограф Карл Булла. Его фотографию разместил журнал "Нива" в июньском номере за 1909 год

В 1910 году Николай ІІ заказал у Фаберже для подарка вдовствующей императрице Марии Федоровне пасхальное яйцо, которое тот изготовил. Ювелирное украшение было посвящено установленному в столице памятнику императору Александру III. 

Фото из интернета

После Октябрьской революции, в 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало»:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

С этим стихотворением памятник показан в эпизоде фильма «Закройщик из Торжка» (1925 года) на 37.11 минуте

 

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключён в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот, и надпись «СССР».

В 1935 году памятник изображен на почтовой открытке «Союзфото». 

При сильном увеличении просматривается стихотворение Демьяна Бедного. Вдаль уходит Невский проспект или, как он тогда назывался, проспект 25 октября. Еще стоит Знаменская церковь.

В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады постамент был защищён мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году постамент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея.

На почтовых открытках разных лет видим здание Государственного Русского музея.



К 1956 году на месте Знаменской церкви возвышается здание станции метрополитена «Площадь восстания», изображенное на почтовой открытке. 

А на почтовой открытке 1961 года на месте монумента Александру ІІІ видим сквер, разбитый дорожками и станцию метрополитена. 

В 1980-е годы статую во дворе Русского музея убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея.

На этом фото показан памятник Александру ІІІ, установленный у входа в Мраморный дворец. Фото

Фото из интернета

Установленный памятник, по сравнению с тем, каким он стоял на Знаменской площади, смотрится убого. Постамент, судя по фото, немногим, как мне кажется, больше метра. И весь памятник кажется вдавленным, нет для него простора. Для такого монумента нужно открытое пространство, нужна просторная площадь.

В 2013 году министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский предложил переместить памятник Александру III, так как на нынешнем месте, по его мнению, монументу «тесно». Были выдвинуты предложения переместить памятник на Конюшенную или Троицкую площадь, и даже - вернуть его на площадь Восстания.

В Законодательном собрании Санкт-Петербурга обсудили это предложение. Перенос памятника на площадь Восстания был отвергнут, а перенос на Конюшенную посчитали несвоевременным.

На этом остановимся. Видим, что почтовые открытки с добавлением дополнительного материала позволили нам ознакомиться с некоторыми зданиями и другими сооружениями на Невском проспекте.

 

Ю. Парамонов

 

Использован материал Википедии. 
Почтовые открытки из коллекции автора.

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: paramonov (10.06.2019)
Просмотров: 1210 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Счетчик посещений сайта Каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU
uCoz Copyright MyCorp © 2024