Удивительная лицевая сторона почтовой открытки с красочной картинкой привлекает взор. На этой картинке могут быть разные виды заморских стран или виды родного города, поселка, лица государственных деятелей, поэтов, писателей или людей обыденных профессий, даже нищих, босяков, фрагменты событий и тому подобное.
Сюжетов этих картинок великое множество. А раз их много, то они становятся предметом коллекционирования, и этот вид коллекционирования получил название «филокартия», а человек, коллекционирующий почтовые открытки, – «филокартист».
Откуда же берут свое начало почтовые открытки? Оказывается, почтовой открытке исполнилось 150 лет. Существуют разные версии о родоначальниках почтовой открытки. По одним данным история почтовой открытки началась со статьи Э. Германа в Вене в 1869 году о том, что большинство писем не содержит никаких секретов и поэтому для их пересылки удобнее использовать простые бланки, которые бы выпускались почтовым ведомством за минимальную плату. На них писать почтовый адрес, сообщение и без конверта отправлять. Уже в октябре того же года в Австро-Венгрии вышла в обращение почтовая карточка, которая вскоре завоевала весь мир.
В 1874 году состоялся Всемирный почтовый конгресс, в котором приняло участие 22 государства. На конгрессе был учрежден Всемирный почтовый союз. На этом конгрессе почтовая открытка получила официальное признание.
В Россию поздравительные открытки первоначально привозились из-за границы, в основном из Германии и в страну попадали благодаря купцам, которые с удовольствием скупали цветные изображения и на них наносили надписи на русском языке. Очень часто такая картинка выполняла и рекламную функцию, то есть сопровождала какой-нибудь дорогой и изысканный товар, напоминая о его создателе.
Первая серия из 10-ти поздравительных открыток в России к Рождеству появились лишь в 1898 году. Их выпуском занималась Община св. Евгении - «Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны». Сюжеты к ним создавали по рисункам известных петербургских художников: А. Бенуа, В. Васнецова, К. Маковского, И. Репина, К. Сомова и других. Эти открытки стоили дорого и приравнивались, чуть ли не к произведениям искусства. Через некоторое время Община св. Евгении стала одним из крупнейших издателей открыток в России.
Открытым письмам пришлось пройти долгий путь, прежде чем они приобрели современный вид.
Стандарт почтовой карточки был принят в 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе. Сначала он составлял 9-14 см. Позже его увеличили до 14,8 см для международной пересылки и от 9 до 23,5 см для пересылки внутренней.
Поначалу карточка без всяких рисунков предназначалась исключительно для текста. Но уже в начале Франко-Прусской войны появились первые экземпляры с изображениями. В июле 1870 года - во время мобилизации немецких войск - книготорговец Шварц выпустил открытку, где в виде виньетки был изображён артиллерист с пушкой.
В 1894 году в России разрешили издавать иллюстрированные открытки частным лицам, и это искусство расцвело буйным цветом. Сначала рисунок размещали на стороне, предназначенной для письма, т.к. на адресной стороне предписывалось писать только адрес. Поэтому писать приходилось поверх изображения. Лишь в 1904 году почтовая открытка приобрела знакомый нам вид - рисунок занимал одну сторону полностью, а вторая была разделена на две части: правая - для адреса и марки, а левая - для письма.
Также открытки стали делиться на маркированные и немаркированные (у последних было пустое место для наклеивания марки). Появились и не почтовые открытки.
На приведенной почтовой открытке, изданной до 1900 года, мы видим на лицевой стороне площадь и памятник Петру І зимой.
Размер ее 9,1 х 13,8 см.
На обороте читаем: «Всемирный почтовый Союз. Россия». Ниже это же на французском языке, официальном языке Всемирного почтового Союза. Еще ниже – «открытое письмо» с повторением на французском языке. Выделено место для марки.
И внизу читаем: «На этой стороне пишется только адрес» с повторением этих слов на французском языке.
Получается, раз нельзя писать сообщение на этой стороне, то, если мы хотим отправить сообщение, нужно будет писать это сообщение на лицевой стороне, на изображении. Это получается не очень удобно как для отправителя, так и для получателя. Но отправители почтовых открыток умудрялись писать и на адресной стороне.
Для устранения этого неудобства после 1900 года почтовая открытка приобретает, как правило, вот такой вид.
Мы видим все те же атрибуты Всемирного почтового Союза и подпись лицевого изображения.
Теперь уже не надо гадать, что за картинка изображена на лицевой стороне. Издаются также почтовые открытки, у которых подпись изображения осуществлена непосредственно на лицевой стороне.
Сравнивая две почтовые открытки с памятником Петру І мы можем увидеть, как изменилась местность около памятника. Если на первом снимке, ограда занимает небольшую площадь, то на втором - большую площадь. Около памятника высажены деревья, а деревья около здания Сената подросли. А сравнивая почтовые открытки за многие годы, можно проследить изменения в окружающем нас пространстве. Можно сказать, что видовая почтовая открытка - это слепок времени.
Почтовые открытки выпускаются как цветные, так и черно-белые. Основой изображений служат фотографии.
Изданием открытых писем, кроме почтового ведомства, занимаются частные лица и издательства, табачные лавки, книжные магазины и т.п.
Одним из первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки, были Попечительный комитет о сестрах Красного Креста (Община св. Евгении) и издательство А. Фельтена в Петербурге. Это оборотная сторона открытки в пользу Общины св. Евгении.
Логотип Общины Святой Евгении
Большое количество иллюстрированных открыток было выпущено в Москве фототипией «Шерер, Небгольц и Ко». На некоторых почтовых открытках издатель помещал на обороте типы людей тех или иных профессий. Вот пример такого размещения.
Трудно перечислить всех издателей. Известный издатель А.С. Суворин по договору с Министерством железных дорог получил монопольное право продажи своих изданий на всех железнодорожных станциях России. На каждой станции стояли киоски и в них продавались виды местной станции, города, поселка с присутственными местами, базаром, улочками, церквами, полицейским, детьми, курами, лужами, собаками, хрюшками.
Интересна светящаяся почтовая открытка. У нее в темноте светятся колонны Большого театра и некоторые другие части (светятся до сих пор - более 100 лет). Правила пользования открыткой приведены на обороте.
Виды волжских городов и видов Волги издавались М. Дмитриевым из Нижнего-Новгорода, А.П. Васильевым из Сызрани.
Эти издатели были певцами Волги, как поэты, писатели, художники.
Некоторые издательства повторяли иллюстрированные открытки, давая им другое название. Сравните приведенную выше открытку вот с этой.
Издатель этой почтовой открытки неизвестен
Иллюстрированные открытки издает и акционерное общество Гранберг в Стокгольме.
Почтовая открытка под названием «Лямкой» издана писчебумажным магазином Опарина в Казани.
Кроме него есть издания магазина «В.Н. Асмолов и Ко» из Сызрани.
Северное художественное издательство из Москвы также печатает почтовые открытки с видами Волги.
Строительство Великого Сибирского пути освещает издательство Д.П. Ефимова.
Этот же издатель выпускает почтовые карточки с места действий русско-японской войны 1905 года. Вот одна из них: «На передовых позициях. За Вунчжулинскими амбразурами».
Не отстает и Община св. Евгении, освещая русско-японскую войну. Община выпускает почтовую открытку под названием «Японцы в корейском городе. 1904 г.»
К этому же событию приурочен выпуск открытых писем с видами кораблей Тихоокеанской эскадры Н. Апостоли
В годы первой мировой войны московская фототипия «Шерер, Небгольц и Ко» издает почтовые карточки с фотографиями с мест боевых действий.
Этим же занимается и Товарищество В. Голике и А. Вильборг из Петрограда.
В годы войны для оказания помощи пострадавшим от боевых действий также издаются почтовые открытки.
Вот эта почтовая открытка с изображением Великой Княжны Татьяны Николаевны, дочери Императора Николая ІІ. На ее обороте указано, что доходы от продажи идут в Комитет ее Императорского Высочества Татьяны Николаевны для оказания временной помощи, пострадавшим от военных бедствий.
Почтовая карточка «Помогите беженцам» того же Комитета.
Никольская община Российского общества Красного Креста издает почтовые карточки, на обороте которых указано, что каждые проданные 2-3 открытки дают возможность изготовить респиратор для защиты от удушливых газов.
Русская тема стала основной в отечественной иллюстрированной открытке. Художники создали изобразительную и нравственную направленность в русской теме, где изображение необыкновенно точно отражает одежду и быт населения деревни и городских окраин, а исторические сюжеты, если и были приукрашены, то полностью соответствуют массовому восприятию времени. Широкой популярностью пользовались почтовые открытки с рисунками художницы Елизаветы Меркурьевны Бём.
Ее рисунками пользовались многие издательства. Главными героями на них были маленькие дети в русских народных костюмах. Они изображались в бытовых ситуациях. Открытки сопровождались незамысловатыми надписями или же пословицами и поговорками. Почтовая открытка "Кому до того дело, что я с кумом сидела" издана в Париже И.С. Лапиным.
Или вот эта почтовая открытка.
Почтовые открытки с сюжетами от Елизаветы Бём и в наши дни вызывают умиление. Они очаровательны.
Почтовые открытки с детьми выпускали и другие издатели. И их великое множество. На этой почтовой открытке не указан издатель. Только на лицевой стороне видим буквы Б∙З∙.
Почтовая открытка "Игра не доведет до добра"
Вызывает умиление почтовая открытка с изображением детей, собравших грибы.
А это почтовая открытка с рисунком С. Кущенко.
Почтовые открытки с рекламой своей продукции выпускали многие компании. Американская компания «Зингер» для сюжетов своих почтовых открыток использовала рисунки Елизаветы Бём "Выбирай жену не в хороводе, а в огороде".
Большую роль в популяризации компании сыграл художник В.А. Табурин. Именно он придумал логотип компании, под которым она работала в России.
Этот логотип размещался на обороте почтовых открыток, издаваемых компанией.
А это почтовая открытка с рисунком В.А. Табурина. На ней в избе с русской печью видим детей, занятых работой. И в центре рисунка швейная машина «Зингер». Все дети заняты работой. Почтовая открытка подписана: «Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто».
Использовались и другие сюжеты. Например, «Кто кого».
Или вот этот натюрморт.
Почтовые открытки с сюжетами старой Москвы, историей того или иного места выпускало кондитерское товарищество «В.А. Абрикосова сыновей» в Москве.
Или же рекламировали вот так.
Отдельные почтовые открытки издавались анонимными издателями и, как правило, приурочивались к тому или иному событию, сенсации.
Широкое хождение имели поздравительные почтовые открытки: пасхальные, рождественские, новогодние.
К Пасхе 1898 года Община святой Евгении выпустила первые художественные иллюстрированные открытки с сюжетами позволяющими поздравлять и с Пасхой, и с Рождеством, и с Новым годом авторства таких художников как: Елизавета Бём, М. Виллие, В. Овсянников, C. Соломко и др.
Все они выполнены методом хромолитографии и по качеству и красоте превосходили множество европейских образцов.
Хромолитография заключалась в том, что при создании цветной почтовой открытки для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (до 20 и более). Печатная форма делалась на камне или цинковой пластине, на которые предварительно всегда наносился контур цветового пятна. Это цветное пятно и наносилось на основу почтовой открытки.
На некоторых цветных открытках изображение неба имело до семи цветов. На таких почтовых открытках четко выделялись все надписи и изображения. Но, несмотря на множество красок, более детально выглядели открытки сделанные способом фототипии.
Как разъясняет Википедия, фототипия – это фотомеханический процесс, предназначенный для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати. Из всех способов полиграфического воспроизведения фотоснимков фототипия считается наиболее высококачественным, уступая только гелиогравюре.
Термин «фототипия» используется применительно как к самому процессу, так и к отпечаткам, полученным с его помощью. Так же назывались мелкие типографии, специализирующиеся на тиражировании изображений по такой технологии.
Таким образом, черно-белые почтовые открытки или открытки в полутонах сделаны способом фототипии, а цветные – способом хромолитографии.
На почтовых открытках, выполненных способом фототипии, можно более детально рассмотреть детали изображения.
Несмотря на множество издательств, русской продукции не хватало. Торговцы заказывали поздравительные открытки в Германии и Франции, а издатели открывали издательства со смешанным капиталом в Стокгольме и русское издательство И. Лапина в Париже. Европейское качество по сочности и четкости изображения превосходило возможности большинства русских типографий.
Почтовые открытки часто отражали достижения технической мысли.
С началом мировой войны поступление почтовых открыток из-за границы прекратилось. Почтовые открытки печатались, но уже на некоторых не было той яркости и четкости.
Трудно обойти «любовные» сюжеты в почтовой открытке.
А на почтовой открытке «Язык цветов» достаточно было под цветком подписать имя человека, который вызывает у вас то или иное чувство. И такую открытку ему отправить.
Или, преподнося кому-то цветы, руководствоваться этой «инструкцией».
Остановлюсь на шуточной почтовой открытке. Их издавалось также великое множество. Многие из них печатались за границей.
На этой почтовой открытке показано, сколько соблазнителей ждут девушку, гуляющую в одиночку. Считалось неприличным одной гулять на улице. Обязательно на прогулке девушка или женщина должны сопровождаться мужчиной или подругой. Только женщины преклонного возраста могли прогуливаться в одиночку.
А на этой почтовой открытке с названием «Мнимое уединение» показан номер в гостинице, где влюбленная пара хотела остаться с глазу на глаз. Для чего? Думаю и без разъяснения понятно.
Но из этого, как видим, ничего не получится. Огромная толпа обслуживающего персонала жаждет увидеть и услышать то, что происходит в номере.
В Россию попадали и более откровенные фото, изданные за рубежом.
А эти почтовые открытки вызовут улыбку.
В статье трудно перечислить все сюжеты почтовых открыток. Попробую только упомянуть некоторые, которые не попали в приведенный выше перечень.
Выпускались почтовые открытки с царственными особами, писателями, поэтами, художниками, артистами, военными и другими известными людьми. Сценами из спектаклей и картинами из жизни. Интерьеры дворцов и парков.
На открытках изображались сюжеты картин художников, как российских, так и зарубежных. Печатались ноты и слова песен. Отрывки из стихотворений. Типы народов, населяющих Россию. Растительный мир и фауна, и множество, множество других сюжетов.
После революции поток издания почтовых открыток в России резко упал. Исчезли красочность и многообразие. Почтовые открытки стали «серыми». Но их выпуск не прекратился. Постепенно их качество улучшилось. Но уже не было того многообразия, издававшегося до революции.
Огромное количество изданных в те годы почтовых открыток дошло до наших дней. Почтовая открытка стала документом эпохи. Она отражает то, чем жила страна. Почтовые открытки иногда служили единственным документом, показывающим что-то утраченное в разные годы. Документом в восстановлении интерьера восстанавливаемого здания, его внешнего вида после постройки.
Почтовая открытка ранее и в наши дни служит хорошим иллюстрационным материалом при изучении в школах таких дисциплин, как география, история. Они прививают любовь к родному краю, вызывают интерес в его исследовании.
И хотя есть множество электронных изображений, копий, но оригинал вызывает совершенно другое ощущение, ощущение прикосновения к эпохе. И хотя раздается множество голосов, что бумажные носители информации не нужны, их заменяют и заменят электронные. Но это не так. Когда-то говорили, что кино убьет театр, но театр жив и будет жить еще долгие и долгие годы. Так и книга, почтовая открытка и другие средства информации той и нынешней эпохи останутся в жизни.
В современных условиях почтовые открытки оказались в музеях, как частных, так и государственных. Государственная библиотека им. В.И. Ленина в своих фондах имеет более 300 тыс. почтовых открыток.
Сегодня филокартия является одним из самых популярных видов коллекционирования. В последнее время спрос на открытки увеличился.
Ю. Парамонов
Почтовые открытки, приведенные в статье, из коллекции автора
Почтовые открытки с видами дореволюционной России можно посмотреть на левом поле под иконками. Все иконки кликабельны.
|