Говорить о праздновании нового года казаками сложно.
Согласно историческим хроникам наступление нового года в разные годы отмечали по-разному, но как, трудно сказать. Существует много версий.
На Руси новый год начинался по окончании зимы, т.е. с 1 марта. Но говорится, что отмечали и 22 марта, в день солнцеворота, когда день становится длиннее ночи. Вроде бы отмечали и 22 декабря, в самый короткий день в году.
В 988 году, после введения князем Владимиром христианства на Русь пришел византийский календарь, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. Это было время, когда уже урожай собран, работы завершены, и можно начать новый жизненный цикл.
И довольно долго параллельно существовали два праздника: по-старому - весной и по-новому - осенью. Разногласия продолжались до ХV века.
В 1492 году, который был 7 000 годом от сотворения мира, царь Иван III повелел своим царским указом перенести празднование начала нового года на 1 сентября, объединив его, таким образом, с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. 1 сентября 1492 года было «отпраздновано» по-новому.
Так продолжалось до 1700 года. В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ №1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую систему исчисления - от Рождества Христова. 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. Указ предписывал праздновать новый год 1 января по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.
Если разобраться, то Новый год наступал в России во время празднования Рождественских святок. Поэтому казаки, празднуя святки, отмечали, если можно так сказать попутно, и новый год.
На новый год приходился праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа. Рассмотрим, что подавали церковным иерархам. В этот день 1 января 1698 года, еще до указа Петра о праздновании нового года, патриарху Адриану подавали: «Папошник [украинский вид кулича с большим количеством яиц], сиг бочешной под хреном, щука колодка из живых, окунь росолной из живых[сварен в рассоле], лодога [рыба сиг] бочешная под хреном, лещ росолной из живых, 3 пирога долгих с кашей да с яицы, уха сборная из живых, уха плотичья [из плотвы] из живых, пирог круглой с щучьи телесы, уха окуневая из живых, пирог косой с сыром, огнива белужьи [жирные кусочки] в ухе, пироги подовыя с яицы, капуста шатковая, сырники, шти с тешею, оладьи путные, звено ставное, блюдо пирогов на троицкое дело, схаб [звено белуги] белужей паровой, блюдо пирогов карасей [пирожки жареные «караси», треугольные], стерлядь паровая из живых, блюдо пряжья, щука паровая свежая, пирожки маленькие с телом, лещ паровой свежий, сельди свежие в тесте, кружек телной, сбитень, полголовы белужьи просолной, полголовы осетрии, лапша молошная, кисель холодной с сливками, кисель гарячей с маслом».
Патриарх Адриан и на святки кушает только рыбу, не позволяя себе мясные кушанья.
Казаки же, как ранее отмечалось, широко праздновали святки, которые плавно переходили в Крещение.
Особенность празднования нового года, как и рождества, состояла в том, что курени украшались елками, на которые вешали игрушки, как самодельные, так и изготовленные в мастерских.
Но первыми елочными игрушками были лишь сладости: орехи, фрукты, пряники, обернутые в золотую и серебряную бумагу. Позже появились игрушки фабричного производства.
Работу по обертыванию сладостей в такую бумагу проводили и дети, а сама такая бумага продавалась в лавках.
В повести «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» Валентин Петрович Катаев описывает процесс золочения ореха на елку: «Помню, в детстве мы их сами [орехи] золотили. Это было не так-то легко… У нас же орехи были как зеркальное золото, и сияли они, как церковные купола, отражая солнце и небо. И сияли они так потому, что их не красили так называемой «золотой краской», а покрывали сусальным золотом, которое продавалось в виде книжечек, состоящих из двадцати тончайших листиков настоящего золота, переложенных папиросной бумагой. Каждый листик сусального золота был так тонок, почти невесом, что по сравнению с ним папиросная бумага казалась грубой, толстой. Для того чтобы вынуть из книжки золотой листок, надо было на него осторожно подуть. Тогда с легким шелестом он приподнимался, и можно было его очень осторожно, двумя пальцами вынуть из книжечки и подержать на весу, прислушиваясь к шороху, который он издавал, почти неслышному и все же - как это ни странно - металлическому.
Для того чтобы как следует приготовить золотой орех, требовались следующие вещи: чайное блюдце с молоком, молоток, обойные гвоздики, немного разноцветного гаруса. Нужно было подуть в книжечку, чтобы в ней зашевелились золотые листики, а затем один из них нежно вынуть чистыми, сухими пальцами. На грязных или же влажных пальцах - чего боже упаси! - тотчас же оставались золотые следы, подобные отпечаткам пыльцы с бабочкиных крыльев, и сусальный листик оказывался безнадежно испорченным, продырявленным. Если удавалось, не повредив, извлечь из книжечки сусальный листик и с величайшей аккуратностью положить его на чистый, сухой стол, тогда предстояла еще одна операция, не такая тонкая, но все же требующая чистоты и аккуратности: нужно было двумя пальцами взять грецкий орех - иногда его у нас в городе называли волошский, - по возможности красивый, спелый, нового урожая, с чистой, твердой скорлупой, и равномерно вывалять его в блюдце с молоком, после чего, подождав, пока лишнее молоко стечет, осторожно положить его на сусальный листик и закатать в него с таким расчетом, чтобы весь орех оказался покрытым золотом. Вызолоченный таким образом, слегка влажный, но восхитительно, зеркально светящийся золотой орех откладывался в сторону на чистый подоконник, где он быстро высыхал и становился еще более прекрасным. И все же орех еще не готов: к нему надо прибить маленьким каленым обойным гвоздиком - теперь такие гвоздики вывелись из употребления – гарусную цветную петельку, чтобы можно было повесить его на елочную ветку. Здесь вся трудность заключается в том, чтобы не повредить позолоту, а также чтобы гвоздик не расколол орех, что случалось довольно часто, так как гвоздик следовало вбивать в самую макушку, где орех легко колется, вдруг распадаясь на две части, внутри которых под толстой скорлупой видны как бы мозговые извилины ядра. Поэтому следует очень осмотрительно выбирать место для гвоздика и забивать его еще более осмотрительно, хотя и прочно, чтобы гарусная петелька - ярко-зеленая, алая, канареечная или белоснежная, как сама русская зима, - надежно держалась и ни в коем случае не могла оторваться. Вот тогда только целый, крепкий, звонкий, золотисто-зеркальный, с синей шляпкой обойного гвоздика в макушке и гарусной петелькой елочный орех может считаться вполне готовым. Остается только повесить его на елку, просовывая руку в колючую мглистую чащу, опьяняющую ни с чем не сравнимым, острым запахом мерзлой хвои. Там золотой орех таинственно светится как бы сам собой даже тогда, когда свечи уже потушены, рассеялся их парафиновый чад, только остались на елочных иголках разноцветные потеки и в комнате темно, а он все светится и светится, отражаясь в замерзшем окне, за которым во всей своей красе стоит зимняя лунная ночь, прозрачная, как лимонный леденец...»
Насколько была ювелирная работа. Просто диву даешься. Конечно, в казачьих хуторах такого себе позволить не могли, не те условия, а вот в больших станицах…
Позже все это было утрачено. Исчезла эта волнительность, исчезла радость от сделанного, и орехи стали просто красить под золото.
К новому году, скорее к Рождеству, дети учили стихи. Вот одно из таких стихотворений Владимира Александровича Соллогуба (1814-1872).
«Бабушка-Зима»:
Снегом улица покрылась,
Вот уж и сама
В гости к нам заторопилась
Бабушка-Зима.
Вся под белой пеленою
Елочку несет
И, мотая головою,
Песенку поет:
Дети, к вам на радость вашу
Елку я несу...
Елку эту я украшу,
Лакомств припасу.
Будут всякие игрушки:
Мячики, коньки,
Избы, куклы, погремушки,
Звери и волчки.
Далее дни плавно перетекали в Масленицу. Бытописатель Донского края Броневский, опираясь на труды Сухорукова описывает масленичные празднества донских казаков в начале ХІХ века. Он отмечал, что этот праздник был связан с героическим прошлым донских казаков. Празднование проводилось на местах битв, на кладбищах близ церкви или на местах, где сложили свою голову казаки.
Для жителей Старочеркасска такими местами были остров Алитуба, расположенный выше города, и урочище Монастырское находящееся ниже. При Монастырском урочище, как по преданию известно, турки на возвращавшихся с добычею из Азовского моря казаков, напали врасплох и всех порезали, но черкасские жители, узнав об этом, догнали их и добычу обратно отняли.
В назначенный день масляной недели избирался атаман праздника. Казаки с офицерами во главе, со знаменами, в сопровождении старшин, духовенства, чиновников направлялись к месту празднования. На месте сбора проводилась панихида по усопшим и на бранях убиенным казакам. По окончании службы проводилась стрельба из ружей, своего рода салют. Все угощались за счет войскового иждивения. Но и прибывшие к этому прибавляли свои закуски и напитки.
После этого проводились состязания конников. Удалых наездников женщины, присутствовавшие на празднестве, угощали медом, вином и закусками.
Проводились состязания в стрельбе, джигитовке, рубке лозы, пучков камыша и прочее.
Вечером войсковой атаман приглашал всех на вечеринку. Там старики вспоминали молодость, а молодые делились впечатлениями проведенного дня, похваляясь удалью. Все пили, курили трубки, а молодежь кружилась вокруг красивых женщин, ища их одобрительной улыбки или благосклонного взгляда.
Рядом вертелись и дети, не отставая от взрослых в играх со стрельбой и фейерверками. Во все дни масленичной недели в каждом казачьем курене блины и вино.
В прощеный день, в воскресенье, в знатном доме в зале ставился стол с закусками и с непременным атрибутом – блинами. Хозяйка дома с дочерьми принаряжаются и садятся за стол, принимают посетителей, прибывающих просить прощения, не потому, что виноваты, а выполняя христианский долг. Каждый получал угощение. В этот день пьяные и трезвые ходят из дома в дом, стреляют, кричат и поют.
В отдаленных станицах, подальше от начальства, несмотря на запреты, в первые дни поста устраивались кулачные бои.
Но блины не всегда были атрибутом масленицы. Если взглянем на кушанье патриарха Адриана в том же 1698 году, в первый день сырной недели ему были поданы: папошник, 3 пирога долгих с кашей да с яицы, пирог круглый с щучьи телесы, пирог косой с сыром, пироги пышки, сырники, блюдо пирогов карасей, блюдо пряжья, оладьи путные, пирожки маленькие с телом, сбитень, кисель холодный с сливками, кисель горячий с маслом, щука колодка свежая, сиг бочешной под хреном, присол щучий из живых, потрох осетрий свежий, капуста шатковая, шти с тешей, полголовы осетра просолного, звено ставное, лещ паровой свежий, стерлядь паровая свежая, кружок телной [котлета рыбная].
Как видим, никаких блинов нет. Только пироги и пышки.
Как отмечал Костомаров в своем труде «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и XVII столетиях», символом масленицы были пироги с сыром и хворосты, - вытянутое тесто с маслом.
Для хвороста замешивали очень крутое пресное тесто из муки, воды и яиц с добавлением небольшого количества соли. Тесто это раскатывали в тонкий пласт толщиной 1-1,5 мм и делали из него заготовки для хвороста. При этом было несколько способов:
1) розочки: вырезали из теста кружки трех размеров (большой диаметром около 6-7 см, средний – 4-5 см и маленький – 3-4 см), по краям делали надрезы; клали кружки один на один и середину придавливали, чтобы кружки склеились;
2) корона: вырезали из теста круг диаметром 10-12 см, начиная от центра, делали радиальные разрезы, не доходя 1,5-2 см до краев, и уголки отгибали;
3) плетенка: нарезали полоски из теста шириной 3-4 см, делали на них продольные разрезы и заплетали в виде косичек.
Эти заготовки жарили в раскаленном масле, вынимали, посыпали сахаром или поливали медом.
Пекли на масленицу также тестяные шишки, лавашники, перепечи, орешки. Все эти виды выпечки подавались в масле.
Ранее масленица не обходилась также без пряженых пирогов с творогом и яйцами на молоке, на коровьем масле, с рыбой вместе с искрошенными яйцами, или с тельным.
Процесс пряжения проходил в толстом слое перекаленного масла - не менее одного сантиметра толщиной, а то и полутора-двух. Для пряжения использовалась толстостенная посуда.
После масленицы начинался пост, длившийся до Пасхи – Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
Начавшаяся пасхальная неделя отличалась пышным празднованием и обильным кушаньем.
Опять обращаюсь к патриарху Адриану. Что он кушал на Пасху? В этот день ему подавали: традиционно папошник, 3 пироги долгих с кашей да с творогом, пирог круглый с щучьи телесы, пирог косой с сыром, пироги подовые с яицы, пироги пышки, сырники, оладьи путные, блюдо пирогов карасей, блюдо пряжья, пирошки маленькие с сыром, сбитень, 3 плотицы, язь на масле из живых, полголовы белужьи свежие, полголовы осетрии свежие, полголовы севрюжьи свежие, 4 звена лосося свежия под лимоны, присол стерляжей из живых, 2 ухи окуневые из живых, 3 леща в присоле из живых, 5 окуней росолных из живых, 4 щуки колодки из живых, 2 ухи карасевые из живых, уха стерляжья из живых, уха судоковая из живых, уха плотичья из живых, шти крапивные с тешей, стерлядь паровая из живых, щука паровая из живых, лещ паровой из живых, пирожок тельной из живых телес, схаб белужий паровой свежей, полголовы вырезуба паровое [рыба из семейства карповых], кружок телной.
Из перечисленных блюд не видно кулича пасхального. Не видно яиц крашеных, которыми бы он одарил ближних.
Яйца, готовые или нет, - не указано, также крашеные они или нет, выдавались им в последний день поста. Указано, что патриарх в этот день, накануне Пасхи, по своему указу выдал казначею Тихону Макарьевскому 100 яиц; архидьякону, ризничему, келейникам, чашнику по 50 яиц; священнику, дьякону по 30 яиц; хлебным старцам по 10 яиц; служебным старцам по 20 яиц; прочим по 5 яиц; братьям и белицам по 5 яиц, и им же 3 семги, 12 фунтов икры «арменской», 2 ведра молока.
Патриарху в день Воскресенья Господня был принесен святой артус большого Успенского собора. Вот артос (артус) и был главным в дни пасхального празднования. Пришел он к нам из Греции. На Пасху и пекли Артос. Это испеченный большой хлеб. Артос освящается в храме и в наши дни. Освященный Артос хранится на аналое в церкви в течение всей Светлой недели, а в субботу раздавался прихожанам.
Приготовление Артоса в современных условиях представлено на этом видео.
Тем, кто принес патриарху артос, было подано шесть блюд. В первое блюдо протопопу с ключарями «колцо» да калач муки крупичатой, «осмуха хлеба белого».
Соборянам в пять блюд по «колцу муки подрукавной, по осмухе хлеба белого».
Во все шесть блюд подано было: икра зернистая, визига под хреном, прикрошка тельная, щуки колодки, звена лосося свежие под зваром, стерляди паровые, «крушки телные», шти со сметаной, ухи плотичьи, потрох осетрей, пироги круглые, пироги караси, пироги пряженые.
А кулич пасхальный, откуда взялся? А это просто домашний с изысками пасхальный хлеб, который хозяйки выпекают к празднику Воскресения Христа.
Современную высокую форму кулич приобрел только в XIX веке. Произошло это благодаря ромовой бабе, пришедшей в это время из Франции в Российскую империю.
Ромовая баба полюбилась жителям Российской империи, и с середины XIX века стала привычным десертом на русском столе. Постепенно заграничная ромовая баба стала современным пасхальным куличом.
Как бы то ни было, а Пасха замечательный день, наполненный радостью Воскресения Господа нашего.
В продолжение всей Страстной седмицы казачье семейство не покладая рук скоблит, моет, чистит курень, приводит его в нарядный вид. Заготовляют продукты и корм для скотины на всю неделю. Убирают на базу, поправляют плетни.
Казачки больше хлопочут в доме: белят печи, моют лавки, скоблят столы, вытирают мокрыми тряпками запыленные стены; обметают паутину. Разгар женских работ выпадает на Чистый четверг.
В чистый четверг с раннего утра все моются, начиная с детей. Есть поверье, что ворон на заре чистого четверга, носит из гнезда своих детей купать в реке. Кто окунется прежде птенцов, тот в продолжение года будет здоров. Проспавших заутреню обливают холодной водой. В чистый четверг также стригут детям волосы, чтобы они лучше росли, и не будет у них болеть голова.
После купания хозяйка мыла полы, застилала чистые дорожки, вешала занавесы на окна и двери, покрывала скатертями столы и комоды. Дом преображался, сверкая чистотой, и некоторые старые люди говорили: «Ангелы летают».
Покончив с убранством, казачки приступают обыкновенно к стряпне. В домах жарят и варят живность, пекут куличи, украшая их цветным пшеном, мармеладом, монпансье и другими цветными конфетами, запекают поросенка, красят яйца в луковой шелухе, собранной заранее.
Куличи на Дону назывались «пасочками». Существует множество рецептов приготовления таких пасочек.
Ранее паски пекли не в формах. Вот один из них середины позапрошлого века.
«Для средней величины кулича пропорція следующая: 5 фунтовъ муки (2 кг), 1 бутылка молока (1 л), 10 яицъ, ½ ф . масла (200 г), ¼ ф. сахару (100 г), ½ ф. очищенныхъ изюмовъ (200 г), т. е. кишмишу, коринки, крупнаго изюма, и сколько окажется нужнымъ молока и дрожжей, приготовлять же слѣдуюіцимъ способомъ; взять въ назначенную для тѣста посуду половину просѣянной муки, влить немного теплаго молока, размѣшать тѣсто не густо и не жидко, и влить дрожжей (хорошихъ пивныхъ, дрожжей достаточно ½ чайной чашки) столько, чтобы тѣсто поднялось какъ должно въ часъ, потомъ размѣшать, и посыпавъ сверху мукою, поставить въ теплое мѣсто на полтора часа; когда тѣсто поднимется, положить постепенно желтки, масло, сахаръ, прибавлять муку и мѣсить, пока тѣсто не отстанетъ отъ посуды; потомъ положить сбитые въ пѣну бѣлки и изюмы, перемѣсить снова, прибавить окончательно муки, сколько для густоты тѣста окажется нужнымъ, и поставивъ тѣсто въ теплое мѣсто покрытымъ, дать оному подняться, а когда поднимется выложить на столъ, смѣсить немного, раздѣлить на 4 разныя части, и раскатавъ большую часть въ лепешку такого размѣра, какимъ назначено быть куличу, сложить на подслоенный масломъ плафонъ, смазать сверху яйцемъ и поступить такъ съ прочими частями тѣста, раскатать каждую въ кружекъ нѣсколько по-менѣе, а четвертою частію тѣста убрать верхъ кулича, крестами по собственному произволу и поставить въ теплое мѣсто; когда поднимется какъ слѣдуетъ, смазать яйцемъ, поставить въ умѣренно горячую печку и испечь до готовности. поспѣваетъ въ полтора часа».
И куличи имели разное название. Например, «кулич на желтках», когда на кулич шло 16 стаканов муки и 40 желтков, 2 стакана топленого масла и столько же сахара, не считая других ингредиентов. Или вот «сахарный кулич» - на 4 фунта муки 100 яичных желтков, и от 8 яиц белок и другие...
Испеченные паски покрывали глазурью, сделанную из белка, взбитого с сахарной пудрой, и посыпали крашеным пшеном.
Готовые паски выставлялись на комод или на стол в зале. Вокруг пасок ходили дети, с вожделением глядя на них, любуясь ими, и, пока старшие не видят, лакомились, осторожно отрывая потеки глазури.
Самую высокую и красивую паску несли на освящение в храм. Куличей пекли много, чтобы хватило на всю неделю и, конечно, чтобы угостить родителей, крестных.
И вот наступал канун праздника. Вечером, в субботу, верующие, семьями, в нарядных, новых одеждах, собирались на службу в храме. Священнослужители, в черных одеяниях проводили богослужение до 11 часов вечера. После чего, плащаницу уносили в алтарь, а все присутствующие, во главе со священниками, совершали шествие три раза вокруг собора, поднимались на паперть. Священник три раза касался закрытых дверей собора крестом, при этом громко говоря: «Христос Воскресе». Верующие единым хором отвечали: «Воистину Воскресе».
В народе есть предание о силе этих слов. Со дня воскресения Христа он посадил в подземелье главного сатану Вельзевула, чтобы от одного Светлого Воскресенья до другого он грыз бы 12 железных цепей, 12 железных замков и 12 железных дверей. Когда он все перегрызет, наступит конец света. Сатана начал грызть. И ему остается перегрызть последнее звено в цепи, чтобы освободиться. Но тут в Светлое Воскресенье раздается: «Христос Воскресе!». И все, что было до этого перегрызено, сатаной вновь соединяется, и он вновь принимается за свою работу.
Со слов «Христос Воскресе» священнослужители облачаются в белые одеяния, начинается торжественное праздничное пасхальное богослужение, продолжавшееся до рассвета. Служба заканчивалась освящением куличей, яиц и сала.
Этой обрядовой едой и разговлялись всей семьей, придя с праздничного богослужения. Освященные продукты делились на кусочки и давались каждому члену семьи.
Шло также христосование от малого до великого с обменом яичек.
В каждом курене, хозяйки накрывали столы, ломившиеся, от угощения. На богатом столе стояли паски, крашеные яйца гусиные, куриные, утиные, пара запеченных поросят, как начиненные пшеном с бараньим жиром, печенкой, так и с сарацинским пшеном с изюмом; запеченный ягненок, начиненный гречкой, жареные гуси и утки. Лежали большие куски сала с прожилками, разные колбасы домашнего приготовления, сыр, сметана, буженина, свиной окорок, соленья, зеленый лук. Пироги и пышки, а к пышкам каймак; разные сладости. Водки и вино, наливки и настойки, различные приправы. Стоит отметить, что обязательно на праздничном столе стоял и «маринад». «Маринад» к пасхе готовили также в «чистый» четверг. Для этого блюда брали крупную рыбу, пожирней и чтобы меньше костей было, нарезали порционными кусочками, обжаривали до румяной корочки. Отдельно обжаривали много лука, пастернака, моркови. В кастрюлю укладывали слоями, чередуя рыбу с овощами, заливали остывшим кисло-сладким маринадом и тушили на «краю печки» пять часов, чтобы, как говорят казачки, «все косточки перепрели».
Но на многих столах этого конечно же не было. Многие довольствовались малым из того, что перечислено.
Начиналось хождение по гостям: родители, взрослые дети, кумовья, соседи.
Станицы и хутора гуляли всю Светлую седмицу, в течение которой было запрещено работать, т.к. в эти дни надо было не только гулять и веселиться, но и проводить время в кругу семьи. Для детей устраивали разные развлечения. Например, «цокались» яйцами, бились острыми концами яиц, - у кого яйцо крепче. Победитель забирал у побежденного яйцо.
Или катали яйца с возвышения, когда играющие по очереди пускали свои яйца. Победитель выигрывал, если его яйцо сталкивалось с яйцом другого играющего. Или другой вариант, чье яйцо укатилось дальше всех, тот и победитель. Этой игре были даже посвящены почтовые открытки.
Раскрути яйцо. Играют двое игроков. У каждого свое яйцо. Одновременно игроки раскручивают свои пасхальные яйца на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться – тот и выиграл. Победитель забирает яйцо проигравшего игрока.
В разных краях станицы, хутора слышалось разноголосое пение - «дишканили».
Молодежь частенько собиралась на свои посиделки, или собирались на улице. Устраивалось также «катание яиц». На всю ширину улицы попарно выставлялись по линии яйца. Метров с 10 играющий пускал плоский круглый, матерчатый мяч. Через чьи яйца прокатится, те яйца и забирал.
Было множество и других пасхальных игр, содержание которых от станицы к станице отличалось. Вносились какие-то новые элементы игры. Стояли качели, карусели, около которых толпился народ. Ряды лавок с фруктами и сладкими овощами, крашеными яйцами и пасками, вином, орехами.
На Пасху было принято христосоваться. Сорок дней, до праздника Вознесения Господня, встречаясь на улице, казаки не здоровались, а приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!», в ответ, слыша – «Воистину Воскресе!».
Первое воскресенье после Пасхи – Красная горка. В этот день устраивались массовые гуляния с хороводами, песнями, играми. Красная горка также была днем свадеб и сватовства. На Красную горку девушки надевали свои лучшие наряды. После пасхальной недели следовала «родительская» неделя, время, когда в казачьих семьях поминали всех покойных родственников. Особым днем считался вторник, называемый Радоницей. Все жители станицы собирались на кладбище, и после совершения поминальной службы, расходились по могилам своих родичей. На каждой могиле оставляли «поминание»: конфеты, печенья и крашеное яйцо. Но прежде, чем положить яйцо на могильный камень, на нем три раза прочерчивали буквы «ХВ». Очень радовались, когда «поминанье» забирали дети, поскольку считалось, что дети – это ангельские души и их слова «царствие небесное», сразу доходило до Бога. Казаки никогда не скупились делать добро, всегда помогая вдовам и сиротам.
На пятидесятый день после Пасхи отмечался праздник Святой Троицы. Библия гласит, что именно в этот день Святой дух сошел на апостолов. Ученики получили способности проповедовать слово Христово. Поэтому праздник этот иначе называют Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа.
В этот день патриарх Адриан вкушал: папошник, 3 пирога долгих с луком да с яицы, пирог круглый с щучьи телесы, пирог косой с сыром, пироги пышки, сырники, блюдо пирогов карасей, блюдо пряжья, оладьи путныя, пирошки маленькие с телом, линь на масле из живых, яишница, яйца печеные, сбитень, кисель холодный со сливками, кисель горячий с маслом, 2 щуки колодки из живых, присол щучей из живых, окунь росолной из живых, полголовы белой рыбицы в росоле, присол стерляжей свежей, уха окуневая из живых, уха щучья из живых, уха линевая из живых, огнива белужьи в ухе, штука осетра свежаго в ухе, полголовы белужьи просолной, полголовы осетрии, схаб белужей паровой, лещ паровой из живых, щука паровая свежая, звено белыя рыбицы паровое, кружек телной.
На Троицу культовой пищей была яичница. Вот и патриарх в день Троицы вкушал яичницу и яйца печеные.
Праздник Святой Троицы праздновался на Дону красочно и светло. Храмы в этот день украшались цветами и зеленью, косили траву, которой устилали пол. Церкви принимали нарядный вид, наполнялись запахами цветов и трав. В этот день в храме прихожане плели венки, трижды становясь на колени. Венки эти хранили дома, считалось, что такой венок охраняет дом от злых духов и имеет целебные свойства.
Украшали цветами и травой не только храмы, но и казачьи дома. Курень преображался, наполняясь запахом зеленого луга, размятой сырой травой. Обычай приносить в Троицын день в дома и храмы зелень символизирует «всеоживающую силу пресвятого и животворящего Духа».
Библейская легенда повествует о том, что на пятидесятый день после Христова Воскресения на его учеников-апостолов сошел святой дух. Апостолы заговорили на разных языках, никогда ими не изучавшиеся. Это было указание Бога-отца нести весть о христианстве «всем народом и языкам». Эта легенда подтверждает существование пресвятой Торицы: Бог-отец, Бог- сын и Бог-дух святой. Таков религиозный смысл этого праздника.
А на Руси Троица слилась с древнеславянским праздником – Семиком. Он знаменовал конец весны и начало лета и приходился на четверг седьмой недели после Пасхи. С этим праздником связано много поверий и суеверий.
Юную девушку в начале взрослой жизни напоминает природа накануне буйного летнего цветения. Потому и считалась Троица «девичьим» праздником. Некоторые Троицкие обряды должны были совершаться только девушками при отсутствии мужчин любого возраста.
Именно в Троицу было принято водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни.
Самое уважаемое дерево на Троицу – береза. Она одевается в зеленый наряд раньше всех, еще древние славяне считали, сто береза обладает особенной жизненной силой. Березками украшали дома и храмы. У молодой сочной березки выбирали место, чтобы водить хороводы. С березой связан и обычай завивания венков. В Семик ветки связывали в кольцо, загадывая судьбу. Можно было завить венок на себя, а можно – на кого-то другого. На Троицу смотрели, что стало с венком. Если ветки не развились – у того, на кого загадывалось, будет долгая жизнь. Для завивания венков выбиралось укромное место, чтобы злой человек не мог развить их.
Через березовый венок девушки и женщины «кумились» - целовались друг с другом и становились на какое-то время подругами. Иногда эта дружба сохранялась всю последующую жизнь. Во время кумления звучали различные пожелания.
Украшенную березку носили по домам девушек, а потом пускали по реке. На реку приносили и венки из цветов и березовых веток. На венках гадали - утонет – к смерти, сразу прибьется к берегу – замужество в своей деревне, проплывет дальше – идти замуж на чужую сторону, уплывет – не быть свадьбы в этом году. Было и другое: если венок уплывет, не коснувшись берега, и не утонет, то исполнятся все желания.
К березке девушки приносили скатерти и устраивали трапезу. Главным блюдом этой трапезы была яичница. Ее готовили в доме, а к месту праздника приносили в глиняной посуде. Ели яичницу ложками, а потом ложку полагалось бросить над ржаным полем – как высоко ложка взлетит, такой высокой и рожь уродиться. У Троицкой березки водили хороводы, пели песни – хороводные, игровые, лирические. Наиболее популярной была известная многим с детства «Во поле березка стояла». Пели частушки и «страдания» - некоторые из них сочинялись тут же, во время гулянья. Из игр и развлечений в большом почете были качели, «горелки», лапта
B день праздника в каждой станице водились хороводы. На верхнем дону водились хороводы – «Улица». А на нижнем и среднем дону отдавались предпочтения танцам под названием «Белорыбица».
На Дону отмечались и другие праздники. Особо известными были Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Покрова и другие. Отмечались и престольные праздники, связанные с особым днем в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. О Престольном праздновании храма можно узнать по храмовой иконе, расположенной в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в киоте в красивой большой рамке с подставкой.
На этом пока остановимся
Фотографии и другой изобразительный материал из общедоступных источников.
Ю. Парамонов
Источники.
Расходная книга патриаршего приказа кушаньям подававшимся патриарху Адриану и разного чина лицам, с сентября 1698 по август 1699 года. Санкт-Петербург, 1890 г.
Н. Костомаров. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях». Санкт-Петербург, 1860 г.
Л.В. Попова. Пасхальный стол. Люблин, 1910 г.
В. Броневский. Описание Донской земли, нравов и обычаев жителей. Санкт-Петербург, 1834 г.
А. Терещенко. Быт русского народа. Санкт-Петербург, 1848 г.
В.Д. Сухоруков. Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Новочеркасск, 1891 г.
С. Номикосов. Статистическое описание Области Войска Донского. Новочеркасск, 1884 г.