Рождество радостный праздник в жизни не только казаков, но и всего русского народа. Рождеству предшествовал пост, в который накладывались запреты не только на употребление мяса, но имелись и другие ограничения, которые перечислять не имеет смысла.
Если посмотреть, как соблюдался пост иерархами церкви в те далекие времена, то можно увидеть, что благочестивые отцы наши строго следовали церковным канонам. Начнем с патриарха Филарета Никитича, отца царя Михаила Федоровича Романова.
В этот день он больше ничего не кушал. В его меню грибы с перцем, грибы «тяпоные» (рубленые) с перцем, отварной горох и лапша, сделанная также из гороха. На сладкое были поданы «мазуни» блюдо из высушенной и размолотой редьки, уваренной с патокой или медом и пряностями до густой консистенции). Все кушанья были без масла.
На праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Филарет Никитич ел у Государя за столом: «А вечере у Государя патріарха кушенье было въ деревяныхъ хоромехъ. И въ кушенье Государю патріарху ѣствы подавали: блюдо икры осеннія, блюдо икры сиговыя, 5 сельдей паровыхъ, щука, да 5 окуней, да стерлядь свѣжая въ ухѣ , звено осетрины свѣжія, звено лососины свѣжія, сигъ да лодога боченные, звено теши бѣлужьи астраханскіе, блюдо щучины свѣжепросольныя». И здесь патриарх не вкушает мясо, а довольствуется рыбой.
И в дальнейшем Филарет Никитич мясо не кушает, а довольствуется рыбой. На стол ему подают блюда из: щуки, окуня, карася, селедки, судака, осетра, белуги, стерляди, семги, лосося, сига, леща, снетка и других рыб. Кроме того к столу подавалась икра, как красная, так и черная.
Посмотрим, что кушал патриарх Адриан с сентября 1698 года по сентябрь 1699 года согласно «Расходной книги патриаршего приказа…» накануне и в день Рождества.
24 декабря патриарху были поданы: папошник, 3 пирога долгих с капустой, пирог круглый с грибами, пирог косой с соком, блюдо пирогов карасей, блюдо пряжья, оладьи в патоке, пирог долгий с грибами, блины с маслом да с луком, кисель холодный с соком, кисель горячий с патокой, грибы холодные под хреном, грузди холодные, капуста ленивая, чернослив с пшеном, шти боршевые, грузди гретые, кутья яшная с медом, с изюмом и с винными ягодами, кашка яшная.
Как видим, список продуктов, выданных накануне Рождества, довольно-таки велик.
А это то, что выдано на Рождество 25 декабря 1698 года: папошник, щука колодка из живых, окунь «росолной», лещ «росолной» из живых, сиг бочешный под хреном, звено белужье ставное из живых, «лодога бочешная» под хреном, щука паровая из живых, уха сборная из живых, линь паровой из живых, огнива белужьи в ухе, стерлядь паровая из живых, сиг паровой «отворачиваный», капуста «шетковая», «схаб» белужий паровой свежий, «схаб белужий просолной», шти с тешею, оладьи тельные, 3 пирога долгих с кашей и с яйцами, семга под лимоном, 2 пирога круглых с «щучьи телесы», лещ паровой свежий, стерлядь паровая свежая, пирог косой с сыром, полголовы «белужьи просолной», полголовы осетра, лещ на масле из живых, язь на масле из живых, пироги подовые с яйцами, пироги пышки, оладьи путные, блюдо пирогов на «троицкое дело», блюдо пирогов карасей, блюдо пряжья, сырники, сельди свежие в тесте, кисель холодный с сливками, кисель горячий с маслом, пирожки малые с телом, яичница, кашка молочная с пшеном сорочинским, сбитень,
Все это, конечно, не сам патриарх искушал.
А казаки?
Трудно сказать, что вкушали они на Рождество в те далекие времена. Ведь еще при царице Анне Иоанновне, в середине 18 века, на казачьи земли совершали набеги ногайцы, доходя до станиц среднего Дона. Тут было не до празднеств, лишь бы отстоять станицу от врага.
А к рождественским праздникам, казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. В более позднее время мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. К Святкам женщины шили нарядные платья. Все принимали участие в пошиве костюмов ряженых, масок. Не забывали и повеселиться от души.
Празднование начиналось с вечера и праздновалось не в одиночку - это был семейный праздник. Принято было собираться либо у родителей, либо всей большой семьей у старшего рода. До первой звезды хозяйка должна была приготовить несколько постных обязательных рождественских блюд. Главными в этом меню были кутья (сочиво) и взвар (узвар). Считалось, что чем богаче и вкуснее сочиво, тем урожайнее будет следующий год.
Продукты, из которых готовилась кутья, наделялись особым значением: зерно считали символом воскрешения к жизни, мед - символом здоровья и благополучной (сладкой) жизни, а мак обещал достаток в семье.
Кутью готовили из пшеницы или риса. Однако мед и мак оставались неизменной частью рецепта. Ниже приведен рецепт приготовления кутьи из пшеницы в середине позапрошлого века: «Перебрать вымыть и обланжирить (очистить) нужное количество пшеницы, и когда закипитъ отлить на друшлакъ, перелить холодною водою, и сложивъ обратно въ кастрюлю или горшекъ, налить водою, закипятить, покрыть плотно крышкою и поставить въ горячую печку, на 4 часа; когда упрѣетъ до мягкости , вынуть изъ печки и поставить въ холодное мѣсто, а потомъ перебрать и вымыть соответственное количество маку, истолочь въ ступкѣ въ половину, и выбравъ въ назначенную для кутьи посуду, положить меду, самую малость соли, размѣшать и класть по немногу вышесказанную холодную пшеницу, (перемѣшивать за положеніемъ каждый ложки) и если кутья окажется густа, прибавить немного холодной воды».
Один из рецептов приготовления взвара (узвара) приведен в этом видео.
Садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда.
С первой звездочкой на небе после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин. То могли быть грибы сухие, грибы соленые, горох, капуста кислая, блины постные. Блины дополняли вареную рыбу или икру, варенье или мед. Только делали их без молока и масла. Например, на картофельном бульоне.
В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия.
Когда минует ночь и после богослужения семья возвращается в дом, наступает долгожданный праздник Рождества.
На Рождество маленькие казачата ранним утром ходят по дворам «Христославят». Одним из таких стихов был: «Христос рождается – славите, Христос с Небес – срящите».
Или: «Рождество Твое, Христе Боже наш!
Возсия мирови свет разума
В нем бо звездам, служащим звездою учахуся
Тебе кланятися Солнцу правды и тебе ведети с высоты Востока.
Господи, Слава Тебе!
Дева дни присущному рождается и земле и вертепе премощному
Приносят ангелы с послами слово словят,
А волхвы со звездою путешествуют.
Нами Бог ради родился от рачи ладом предвещий Бог!
Здорово ночевали, с праздничком, с Рождеством Христовым!»
Дети не знали текстов целиком, многое придумывалось. Как, например, такое:
«Христос рождается, а бабушка догадается,
Залезет в сундучок, достанет пятачок!»
Или:
«Маленький мальчик, сел на диванчик,
А диванчик хруп! Подайте руп!»
Вот, что пишут донские исследователи о Рождестве на Дону: «Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет».
После утреннего молебна уже все казаки ходили по станице и славили Рождение Христа. К ним присоединялся и атаман. Сухоруков отмечал, что атаман Данило Ефремов ходил по Черкасску с другими казаками и христославил. Фото Данилы Ефремова
Хозяин христославщикам платил деньги. Вырученные деньги шли на собор или покупали мед для своих бесед.
С Рождества начинались Святки.
Казаки всегда праздновали Святки красочно и весело. Продолжались они почти две надели до Крещения. Не было ни одного праздника, который был бы связан с таким разнообразием красивых и интересных обычаев, обрядов, примет, зимних игр и развлечений. С древних времен на Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. У казаков существовало поверье, о том, что в Рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество славить Христа (колядовать) – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти.
В эти дни играли в разные игры, пели песни и частушки.
В святочные дни среди станичников было принято ходить друг к другу в гости. Если речь шла о семейных парах, то, как правило, собираясь в компании, они ходили к кумовьям на праздничные посиделки. Приходя на вечеринку, приносили с собой незамысловатое угощение в виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а также моченые яблоки и арбузы. На стол набиралось только то, что бралось в руки. Вино на стол всегда ставили только хозяева, гости его никогда не приносили с собой. Каждый вечер святочных посиделок развивался по определенному сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние дни перед Крещением, переходили в веселье с песнями и танцами...
На Святках проходили гадания. Гадания были самые разнообразные. Например, брали матерчатый мешочек, наталкивали туда шерсть самого разнообразного цвета – и черную, и белую, и рыжую, и пегую. В полночь девушки по очереди доставали по клочку шерсти: если достанется черная – жених будет чернявый, белая – блондин, и т.д. Выйдя ночью за двор с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила спать, загадав сон. А на утро выходила за двор и смотрела, на какой колышек повязана ленточка, если кол в коре – то муж будет богатый, а если голый – бедняк.
Казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зерен, бегали по куреням «посевать». Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со словами:
Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!
Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую должницу,
В поле стогами, у вас закромами.
Где бык копытом, там пшеница кустом,
Где бык рогом, там пшеница стогом.
Хоть так, хоть не так, дайте в руки пятак.
Новым годом, с новым счастьем мы пришли поздравить вас!
У молодого населения станицы святочные вечера практически не отличались от взрослого сценария, но только темы посиделок и игр были другими. Такие игры в станице назывались «целовальные». Суть этих игр сводилась к подбору пар, их правила отличались демократичностью, т.е. равноправие в плане выбора, как парня, так и девушки. Играли в «кончики». В этой игре играли обыкновенно четверо, два парня и две девушки. Один из играющих, сложив вместе концы карманного платка, подносил платки другим играющим. Каждый играющий выбирал любой платок и развертывал его. Если концы платка были крест-накрест, то развернувший платок должен был целовать напротив сидящего (сидящую). В процессе этих игр формировались пары по взаимоинтересам.
Особо значимы были святки для казачек. Им предоставлялась возможность освободиться от будничных бытовых забот и принять участие в общем веселье. Самая строгая мать на святки не заставляла дочь прясть пряжу, сидеть за ткацким станком, заниматься шитьем. К святочным вечерам молодежь всегда готовилась: девушки шили себе новые наряды, а молодые казаки старались щегольнуть поясом, кинжалом или каракулевой папахой. На святочные вечера собирались в основном по улицам, но на них могли прийти и казаки с других улиц, иногда даже из других станиц. Вечера заканчивались шалостями. К примеру, молодежь заваливала всяким хламом двери хат, ворота, да так, что утром домочадцы не могли выбраться наружу.
Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня или Богоявлением. Вечер накануне Крещения назывался крещенским сочельником или вторым сочельником, а так же канун Богоявления, голодная кутья. В этот день, как и в Рождественский сочельник не ели до первой звезды. После появления на небе первой звездочки, ели только лишь кутью, потому-то она и получила название «голодная».
Считалось, что Крещенский сочельник – последний и главный день святочных гаданий. На Дону существовал обычай – в крещенский вечер рисовать на окнах и дверях кресты, делали это мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи – отец, его сопровождал кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках. В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями – пирогами, кутьей, варениками. Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда и деньгами. По традиции, накануне большого зимнего праздника жители выполняли целый ряд действ, которые призваны, были способствовать здоровью, благополучию, будущему урожаю. Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Говорят, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался. В крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно на кануне Крещения – внутри храмов, другое – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань». На Дону на льду делали крест, в центре прорубалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли емкости. Прорубался также «Крещенский крест», в котором некоторые купались. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет, но и будет здоровым целый год. Особенно в эти дни веселились дети. Ведь это были дни не только детских каникул, но и студенческих. И те, кто учился в отрыве от родного места приезжали в родную станицу, в свой хутор. Дети в учебных заведениях готовили стихотворения, ставили спектакли, которые были «лучом света» в обыденной жизни. Рождественские дни были днями благотворительности, днями помощи бедным. Этому учили с малых лет. Как тут не вспомнить стихотворение Карла Александровича Петерсона «Сиротка», написанное в 1843 году, имевшееся в учебнике для церковно-приходской школы:
Вечер был; сверкали звёзды;
На дворе мороз трещал;
Шел по улице малютка,
Посинел и весь дрожал.
«Боже! — говорил малютка, -
Я прозяб и есть хочу;
Кто ж согреет и накормит,
Боже добрый, сироту?»
Шла дорогой той старушка -
Услыхала сироту;
Приютила и согрела
И поесть дала ему;
Положила спать в постельку —
«Как тепло!» - промолвил он.
Запер глазки… улыбнулся…
И заснул… спокойный сон!
Бог и птичку в поле кормит,
И кропит росой цветок,
Бесприютного сиротку
Также не оставит Бог!
На Крещение, как правило, всегда были сильные морозы, так называемые «Крещенские морозы», но никого и никогда это не пугало. Все радовались праздникам, снегу и льду, который сковывал реки. Выходя с утра на улицу, дети выносили лыжи, сделанные руками отца, санки, да не просто санки, а целые сани. Санки сцеплялись в «поезд» и с громкими криками и свистом дети катились вниз с горы. Зачастую санки переворачивались. Все сидящие валились в снег, который залеплял им все лицо, но было весело.
И вспоминаются строки из стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Детство»:
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки
И я на́ бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Это веселье заражало и взрослых. Они также занимали место в санях и с тем же смехом, свистом и криком неслись с горы, вспоминая детство.
На Дону, на льду, для детей устраивали каталки, для чего в лед вмораживали кол и на него ставили колесо от телеги, к которому на оглобли привязывали санки. Несколько человек крутили палку с колесом, и санки вихрем носились по льду.
Любимым развлечением на льду было катание на коньках.
Но вернемся ко дню Рождества.
Пост остался позади. Там же остались постные кушанья. На столе появляются мясные блюда, пироги на молоке и масле, жирная рыба и роскошные десерты.
И этому изобилию мясных блюд предшествовало и то, что накануне Рождества забивали кабанчика.
Согласно одному из поверий, когда родился Иисус, в яслях все животные радостно встречали божественного Младенца - кроме свиньи. Она надоедливо хрюкала и мешала малышу спать. Оттого в наказание свинья и стала непременным блюдом рождественского стола.
Но есть и другое поверье тому, почему мясо свиньи идет в пищу, а лошади, например, – нет. Согласно этому старому казачьему поверью, передававшегося от отца к сыну, когда Младенец появился на свет в «катухе», то его искали посланники царя Ирода, чтобы убить, как они, согласно предсказанию о рождении нового Царя, убивали новорожденных младенцев.
Мария и Иосиф своего Младенца укрыли в «катухе» под кучей яблок, собранных ранее в саду и хранившихся там. К куче яблок подошла лошадь, и начала яблоки есть, выбирая лучшие, постепенно обнажая Младенца. Но тут к куче яблок подбежала свинья и своим пятачком, ища подгнившие яблоки внизу кучи, стала яблоки подгребать, прикрывая Младенца. Так свинья укрыла и спасла Младенца от смерти. Поэтому рождественский стол не обходится без мяса свиньи, а лошадь за этим праздничным столом не присутствует.
Но от поверий перейдем к реалиям. Туша свиньи практически полностью использовалась в пищу. Она была безотходной в приготовлении кушаний, кроме костей. И то они были вспомогательным элементом в приготовлении ряда блюд. Я уж не говорю о сале, использование которого в приготовлении разных кушаний не поддается описанию.
Кровь свиньи, как правило, шла на приготовление кровяных колбас. Ножки свиные, хвост, щеки, губы и другие части головы шли на холодец.
Из кишок делали колбасы, начиняя их смесью мяса, гречневой каши, муки и яиц. Желудок также начиняли кашей с луком, рубленым свиным мясом, грибами, яйцами и другими «вкусностями», после чего запекали или отваривали.
Мочевой пузырь промывали, очищали в золе, при этом он постепенно увеличивался в размере. Внутрь клали несколько горошин, надували, завязывали – вот и готова игрушка-погремушка для детей и в то же время шар.
Для детей же с помощью этого пузыря делали большое яйцо. Брали 10-15 яиц, отделяли желток от белка. Желток заливали в пузырь. Отваривали, охлаждали, слегка приподнимали желток в пузыре и заливали белок, стараясь, чтобы желток был посредине. Процесс варки повторяли, после чего содержимое освобождали от пузыря. На забаву детям получали вареное большое яйцо.
Если говорить о свиной голове, то ее опаливали, зачищали, отрубали нижнюю челюсть вместе с языком; отваривали в воде без пряностей с небольшим количеством соли. Когда голова полностью сварится, ее вынимали, охлаждали, глаза вынимали, вставляли вместо них соленые сливы. И эту голову «без всяких околичностей» клали на блюдо и обливали чесноком рубленым или растертым с уксусом, или хреном с уксусом. Кушали, обрезая ножом мясо.
Свиные окорока солили, коптили, после чего подвешивали на подловке (чердаке), где они на свежем воздухе в зимнее время могли долго висеть, не поддаваясь порче.
В сочинении В. Левшина (Лёвшина) «Русская поварня, или наставление о приготовлении всякого рода настоящих русских кушаньев и о заготовлении в прок разных припасов», изданном в 1816 году дано большое количество рецептов приготовления блюд.
Это из его сочинения: «Окорок буженины. Взять хороший окорок свежины…, вымыть вытереть, натыкать концом ножа и в эти места насовать чесноку, разрезав каждый зубок пополам; по отрезу окорока натереть толченым чесноком, положить на сушки в глубокую посудину и налить квасом. К употреблению снять кожу, обжарить в печи… К нему подавать чеснок толченой, разведенный сметаной».
Богатые семьи могли позволить себе и поросенка.
Поросенка отваривали в воде с солью, луковицами, укропом и чабрецом; выкладывали на блюдо и обливали хреном, растертым со сметаной.
Или же поросенка жарили, разделяли на части и на блюде обливали хреном, разведенным в уксусе.
Не менее популярным рождественским блюдом был гусь. Гусей забивали еще по осени, а парочку, тройку усиленно откармливали до рождественских праздников.
Гуся забивали, жарили, подавали без всего или с луковым «взваром», либо начиняли рублеными с луком рыжиками или груздями и доводили в печи.
Для лукового «взвара» лук резали ломтиками, клали в уксус, подслащивали медом, приправляли перцем, уваривали эту смесь, пока она не загустеет.
Из гусей делали полотки, которые также ели с хреном и уксусом. Гусиные потроха шли в уху или в особые кушанья под взваром.
Подобным образом готовили уток. Утки во штях и жареные, гуси шестные начинялись гречневой крупой и приправлялись говяжьим жиром. Не обходилось праздничное застолье и без индеек.
Куры подавались в штях, ухе, рассольнике, жареные на рожнах (распластанные), вертелах и назывались нарожными и верчеными. Шти с курицей назывались богатыми штями и всегда забеливались сметаной.
К жареной курице обычно подавали что-нибудь кислое: уксус или лимон. В 17 веке широко использовалось приготовление курицы рафленой с сарацинским пшеном (рисом). Для приготовления такой курицы перебирают рис, промывают, заливают горячей водой, добавляют шафран и варят рассыпчатую кашу. Затем перебирают изюм, промывают, добавляют в сваренный рис, кладут масло и перемешивают. Тушку курицы обрабатывают, удаляют голову и шею, потрошат, хорошо промывают. Затем ее набивают рисом с изюмом. Разрез зашивают или тушку перевязывают шпагатом. Фаршированную тушку заливают водой, добавляют немного соли, шафран и варят, закрыв крышкой. Воды берут как можно меньше (лишь бы она покрыла тушку курицы). Готовую курицу вынимают, нарубают поперек на куски и поливают взваром. Для этого взвара муку прогревают с маслом (делают легкую подпалу), разводят бульоном и доводят до кипения.
Готовили также бескостную курицу. Подготовленную курицу разрезают со стороны спинки вдоль от шеи до самого конца тушки. Осторожно отделяют от костей мясо вместе с кожей, оставляя мякоть только на крылышках и ножках, обрубленных ниже пяточного сустава. Для начинки мякоть баранины мелко рубят с добавлением репчатого лука и свиного сала. Затем добавляют молоко, яйца, соль, молотый перец и хорошо перемешивают. Кожу курицы с мякотью распластывают, накладывают начинку, формуют тушку. Разрез зашивают, заливают бульоном, сваренным из костей курицы, добавляют соль, шафран, лук, перец и варят, закрыв крышкой. При подаче поливают взваром.
Подавались особыми блюдами куриные пупки, шейки, печенки и сердца.
Баранина была на столе у казаков обыденным блюдом в мясоед. Но использовалась и в Рождество.
К мясным кушаньям шли огородные приправы. Репа шла к зайцу, чеснок к говядине и баранине, лук к свинине.
Рождественский стол не обходился без холодцов, которые готовили из свиных, говяжьих ножек с прибавлением мяса петуха. Холодцы ели с хреном, горчицей, чесночным соусом.
Здесь же на столе соленая капуста, арбуз, огурцы, моченые яблоки.
Нельзя не упомянуть и щи, и борщи, разного рода лапшу и другие блюда. Здесь же каши пшенные, гречневые и других круп с мясом, грибами, молоком.
А как без выпечки встречать Рождество. На столах стояли булки, «круглики», пироги подовые, расстегаи, пироги и пирожки с начинкой из рубленого мяса, яиц и лука, гречневой каши с грибами, визиги, рыбы, репы, яблок, смеси сухофруктов и пр. Стояли на столе пирожки «карасики» и хворост.
А на десерт шли плоды свежие или же приготовленные в патоке, с медом и сахаром. Плоды были как местными, так и привозными из-за моря.
И все это запивали не только вином, но и квасом, чаем и другими напитками.
Чаепитие в казачьих семьях, особенно на нижнем Дону, пользовалось огромным популярностью. Чаепитием с самоваром завершались торжества.
В большинстве станиц самовары, как правило, были тульскими с фабрики «самоварных королей» семейства Баташевых. Самовар придавал празднеству особый уют. Его хранили годами, передавали по наследству из поколения в поколение, в первую очередь спасали в дни войны и стихийных бедствий, хранили как семейную святыню.
Не обходилось любое застолье без кваса, этого короля холодных напитков. Квас готовили в любой казачьей семье. Хранили его в бочках и подавали на стол.
Из холодных напитков был морс, изготовлявшийся из разных ягод.
На этом пока остановимся
Продолжение следует
Фотографии и другой изобразительный материал из общедоступных источников.
Ю. Парамонов
Источники.
Georgi Johann Gottlied. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Санкт-Петербург, 1799 г.
А.И. Ригельман «История или повествование о донских козаках…». Москва, 1846 г.
В.Д. Сухоруков. Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Новочеркасск, 1891 г.
С. Номикосов. Статистическое описание Области Войска Донского. Новочеркасск, 1884 г.
В. Левшин (Лёвшин). Русская поварня, или наставление о приготовлении всякого рода настоящих русских кушаньев и о заготовлении в прок разных припасов. Москва, 1816 г.
Н. Костомаров. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях». Санкт-Петербург, 1860 г.