Суббота, 11.05.2024, 05:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
Заметки дилетанта [122]
Разные статьи
Поиск
Меню сайта
Вход на сайт
Друзья сайта
Россия до 1917 г.
Санкт-Петербург
Москва
Нижний-Новгород
Виды Волги
Разные города_1
Разные города_2
Предкавказье
Северный Кавказ
Кавказ
Закавказье
На Урале
Сибирь и Дальний Восток
Железная дорога и Байкал
Алтай и Средняя Азия
Типы народов России
Одесситы
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
То, что интересно

Завершение строительства Волго-Донского канала. Окончание

Окончание строительства Волго-Донского канала и Цимлянского гидроузла внесло огромные изменения в окружающий ландшафт. Появилось рукотворное море.

По степи прошел канал. И было удивительно видеть, когда по бескрайней степи двигался огромный белый пароход. Это видение было схоже с выражением «подводная лодка в степях Украины».

Строители этого чуда природы переезжали на новые стройки, которых в стране было еще много. Перевозили на эти же стройки и заключенных.

Правительство подвело итог строительству, оценило труд строителей. Из 3000 досрочно освобожденных заключенных орден Трудового Красного Знамени получили 15 бывших заключенных, орден Знак Почета - 120, медаль «За трудовую доблесть» - 1433, медаль «За трудовое отличие» - 1432 человека».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1952 года за «особо выдающиеся заслуги и самоотверженную работу по строительству и вводу в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина, Цимлянской гидроэлектростанции и сооружений для орошения первой очереди в 100 тысяч гектаров засушливых земель Ростовской области» орденами и медалями СССР были награждены 6323 челове­ка. 12 человек, наиболее отличившихся, были удостоены зва­ния Героя Социалистического Труда. Этими Героями стали: главный инженер Главгидроволгодонстроя С.Я. Жук, его заместители Г.А. Руссо и Н.А. Филимонов: начальник строительства Цимлянского гидро­узла В.А. Барабанов; начальники строительных районов А.П. Александров, А.А. Щербинин; экскаваторщики И.В. Ермоленко, Е.П. Симак, Д.А. Слепуха, А.П. Усков (начальник» пер­вого шагающего экскаватора); бульдозерист В.И. Елисеев и электросварщик А.А. Улесов.

Среди награжденных Героев были, как руководители, так и рабочие. Познакомимся с ними, с их дальнейшей судьбой.

 

Сергей Яковлевич Жук на стройке был главным инженером в звании генерал-майора инженерно-технической службы, Герой Социалистического Труда.

Он родился в 1892 году. В 1911 году Сергей Жук окончил гимназию с серебряной медалью и в том же году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. В 1917 году окончил институт с золотой медалью и по условиям военного времени сразу был назначен на обязательную службу в бывший Петроградский округ водных путей сообщения на должность инженера для технических занятий. В том же году, перед самой Октябрьской революцией, Сергей Яковлевич Жук был переведен на изыскания и проектирование гидростанции на реке Свирь. В 1918 году Сергея Яковлевича Жука вызвали в Петроград в управление Свирьстроя, которое находилось в ведении Военно-Морского комиссариата. В этом Управлении он работал инженером-проектировщиком, помощником начальника проектного отдела. В 1923 году его переводят в Северо-Западное управление внутренних водных путей на должность начальника строительного отдела, где в течение года Сергей Яковлевич участвовал в капитальном ремонте Мариинской, Тихвинской, Вышневолоцкой и Березинской водных систем. В 1920 году С.Я. Жук принимал участие в проектировании гидроэлектростанций на реках Карелии и Мурмана в должности заведующего технической частью и был приглашен преподавателем в Петроградский институт инженеров путей сообщения, где проработал до 1924 года руководителем практических занятий студентов по проектированию внутренних водных путей сообщения. В 1924 году Сергей Яковлевич перешел на производство и до 1927 года работал на строительстве гидроузла на реке Шексне. В 1927 году, когда снова встал вопрос о создании проекта Волго-Донского канала, Сергей Яковлевич вновь возвращается к проектной работе, руководит проектированием канала, работая в Новочеркасске и Ростове-на-Дону. В 1928 году Сергей Яковлевич в составе советской делегации был командирован на полтора месяца в Германию для изучения опыта строительства и эксплуатации каналов. В связи с ликвидацией Волго-Донского строительства в 1930 году Сергей Яковлевич возвращается в Ленинград и переходит работать на должность начальника производственного отдела в Управление по постройке водного соединения между реками Камой и Печорой. В том же году Жук был направлен правительством на Беломорстрой МВД СССР сначала на должность начальника проектно-изыскательского отдела, а впоследствии помощника главного инженера строительства. Началась его работа на стройках МВД СССР. В 1932 году по решению правительства С. Я. Жук получил назначение на строительство канала Москва - Волга на должность заместителя главного инженера, где одновременно руководил и составлением проекта канала. В 1933 году его назначают главным инженером этого же строительства. На этой должности он проработал до окончания строительства канала в 1937 году.

По совместительству с работой на канале Москва - Волга с 1935 по 1937 год Сергей Яковлевич был еще и главным инженером Волгостроя на строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов на Волге. В 1936 году С.Я. Жук был аттестован и получил звание «дивинженера», в 1940 году он уже старший инженер госбезопасности, а в 1943 году генерал-майор инженерно-технической службы.

В 1937 году Жук был направлен на строительство Куйбышевского гидроузла главным инженером. Вскоре строительство было приостановлено, и Сергей Яковлевич приехал в Москву, где его назначают главным инженером Главгидростроя. С 1941 года С.Я. Жук занимается строительством оборонительных укреплений под Москвой. В 1942 году Жука вновь назначают начальником и главным инженером вновь организованного проектно-изыскательского Управления гидротехнических работ - Гидропроекта Министерства электростанций СССР.

Во время войны многие объекты гидростроительства были разрушены, поэтому сразу же после ее окончания началось их восстановление и дальнейшее расширение.

Весной 1943 года в Сталинград приезжает Сергей Яковлевич Жук для того, чтобы начать проверку будущей трассы канала. В 1944 году решением СНК СССР С.Я. Жук назначен членом технико-экономического совета Госплана СССР.

В 1948 году он по совместительству был назначен главным инженером строительства Волго-Донского водного пути. Удостоен звания лауреата Сталинской премии в 1950 и 1951 году.

С 1953 по 1957 год Сергей Яковлевич руководил секцией по научной разработке проблем народного хозяйства АН СССР. В 1953 году избран действительным членом АН СССР.

Награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями Советского Союза. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го и 4-го созывов.

Умер С. Я. Жук 1 марта 1957 года. После смерти был кремирован, прах помещен в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В честь Сергея Яковлевича был назван теплоход «С. Я. Жук». Порт приписки г. Днепродзержинск. С 1978 года теплоход использовался на строительстве Запорожской АЭС.

С 1957 года Всероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» носит имя С. Я. Жука. В г. Балаково Саратовской области есть улица Академика Жука.

 

Георгий Андреевич Руссо заместитель главного инженера строительства, полковник инженерно-технической службы, Герой Социалистического Труда.

Георгий Андреевич Руссо (настоящая фамилия - Богоявленский) - советский гидростроитель.

Георгий Богоявленский родился 12 (25 октября) 1901 года в деревне Юрьевское (ныне -Малоярославецкий район, Калужская область). Учился в духовном училище и семинарии в Калуге, в 1918 году окончил школу второй ступени, после чего работал на железной дороге. В 1920 - 1924 годах служил в РККА, участвовал в боях Гражданской войны. В 1923 году сменил фамилию на Руссо. В 1929 году Руссо окончил МВТУ имени Н.Э. Баумана, после чего работал на строительстве Днепрогэса. В 1932 - 1937 годах работал в Управлении строительства канала Москва - Волга, пройдя путь от начальника отделения до начальника технического отдела. С 1937 года работал начальником проектного отдела и помощником главного инженера Управления строительства Куйбышевского гидроузла, а с 1940 года - заместителем начальника и главного инженера Московского проектного управления Главгидростроя НКВД СССР.

В начале Великой Отечественной войны Руссо занимал должность начальника Военно-инженерного отдела Главного управления оборонных работ НКВД СССР. С апреля 1942 года он был заместителем начальника и главного инженера Проектно-изыскательского управления гидротехнических работ Главпромстроя НКВД СССР. При его активном участии проектировались и строились канал Волга-Дон, Цимлянская ГЭС и Донская шлюзовая лестница, ставшие для своего времени беспримерными по масштабам и скорости строительства гидротехническими сооружениями. С марта 1950 года Руссо был заместителем начальника и главного инженера Управления проектирования, изысканий и исследований для строительства гидротехнических сооружений «Гидропроект» МВД СССР. Кандидат технических наук. Инженер-полковник. В июле 1954 года Руссо был уволен в запас и направлен на работу в Министерство электростанций СССР.

Скончался 5 февраля 1966 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Дважды лауреат Сталинской премии за разработку проекта водного пути в 1950 году и в 1951 году за разработку проектного задания Куйбышевской ГЭС на Волге. Кроме звезды Героя был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

 

Николай Александрович Филимонов заместитель главного инженера Главного управления строительства Волго-Донского водного пути, Герой Социалистического Труда. 

Николай Филимонов родился 15 (27 января) 1897 года в Ставрополе. Окончил гимназию и Петербургский политехнический институт. Жил в Петрограде, работал на строительстве мостов. Окончив в 1921 году институт, работал на машиностроительном заводе в Москве, затем был старшим техником на строительстве Волховской ГЭС, старшим прорабом на строительстве Балахнинского бумажного комбината, участвовал в строительстве Днепрогэса.

В 1931 году Филимонов руководил работами по строительству Нижне-Свирской ГЭС, одновременно руководил кафедрой вечернего отделения гидротехнического факультета Ленинградского политехнического института. Под его руководством строились Верхне-Свирская и Юрюзанская ГЭС. С 1938 года Филимонов работал в институте «Гидропроект», где впоследствии стал главным инженером.

В 1949 году Филимонов был назначен на строительство Волго-Донского канала. По окончании строительства канала продолжал работать на различных гидротехнических стройках. С 1959 года преподавал в ЛПИ имени М. И. Калинина. Умер 27 февраля 1986 года. Похоронен в Ленинграде на кладбище Памяти жертв 9 января. Лауреат Сталинской премии второй степени 1952 года за внедрение в гидростроительство новых способов водопонижения. Был награжден медалями.

 

Василий Арсентьевич Барабанов начальник Управления исправительно-трудовых лагерей и строительства Цимлянского гидроузла Волго-Донского судоходного канала МВД СССР, полковник, Герой Социалистического Труда. 

Василий Арсентьевич Барабанов родился 21 апреля 1900 года в селе Алтуфьево Московской губернии (ныне в черте города Москвы). Происхождение: из зажиточных крестьян, русский. Был сельским комсомольским активистом. В 1920 году начал служить в Красной Армии. Учился на Военно-хозяйственных курсах, затем в Военно-хозяйственной академии в Петрограде. Член РКП(б) с 1922 года.

В 1924 году направлен на службу в Военно-хозяйственное управление РККА. В том же году был переведён в органы ОГПУ СССР. Прошел разные должности.

В 1933 году Василий Арсентьевич Барабанов был переведён с оперативной работы на руководящие должности в систему Главного Управления исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ) НКВД СССР. Работает в различных лагерях. Был репрессирован и 6 месяцев просидел в одиночной камере. В 1935 году был освобожден и выслан на Север с семьей. Назначен начальником промысла Ухто-Печорского исправительно-трудового лагеря. Дальнейшая его работа проходила в лагерях.

25 января 1942 года назначен начальником Саратовского исправительно-трудового лагеря НКВД в городе Красноармейск Саратовской области. Этот лагерь также строил железную дорогу Камышин - Саратов, предназначенную для воинских перевозок. 5 сентября 1942 года назначен начальником Северо-Печорского Управления исправительно-трудовых лагерей НКВД (поселок Абезь Коми АССР), 26 декабря 1946 года назначен заместителем начальника Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) МВД СССР г. Москва. В дальнейшем был начальником разных исправительно-трудовых лагерей МВД СССР.

14 июля 1950 года назначен начальником Управления исправительно-трудовых лагерей и строительства Цимлянского гидроузла Волго-Донского судоходного канала. По окончании строительства получил звание генерал-майора.

11 июля 1952 года назначен начальником Главного управления лагерей по строительству нефтеперерабатывающих заводов и предприятий искусственного жидкого топлива (Главспецнефтестрой МВД СССР). В состав этой организации входило 6 крупных лагерей.

С 3 июля 1954 года - первый заместитель начальника ГУЛАГа МВД СССР. С 20 июня 1956 года на пенсии, проживал в Москве; работал в редакции газеты «Известия»; последняя должность - заведующий общественной приемной «Известий».

Скончался в 1964 году. Имел целый ряд правительственных наград.

По многочисленным свидетельствам бывших заключенных и самих работников МВД, Барабанов стремился обеспечивать выполнение планов строительства не ценой жизней заключенных, а путём улучшения условий их труда и содержания. Он сумел добиться улучшения питания заключенных, активно использовал их инициативу, внедрял всевозможные улучшения и новаторские предложения на производстве. Василий Арсентьевич широко использовал в своей практике право сокращения сроков и досрочного освобождения для передовиков производства. Пользовался большим авторитетом среди политических и уголовных заключенных. В среде уголовников его почтительно называли «дядя Вася». На его похоронах было много людей, в том числе, и бывшие заключённые.

 

Александр Петрович Александров начальник строительного района, дважды Герой Социалистического Труда. 

Родился в бывшей Псковской губернии в 1907 году в деревне Хаталица Троицкого уезда. Жили бедно. Отец был малоземельным крестьянином. Умер он в 1916 году. В 1917 году умерла мать. Окончив церковно-приходское училище, после революции пошел в единую трудовую школу. Там вступил в войска ЧОН. Затем уехал в Москву в политехникум. В 1926 году А.П. Александров получил диплом техника первого разряда. Хотел учиться в МВТУ, но райком комсомола направил его на работу в Среднюю Азию. Работал в Алма-Ате на строительстве окружной дороги, где основными орудиями труда были кирка и лопата. Работал в изыскательских партиях.

В 1930 году поступил в дорожно-строительный институт в Ташкенте. Сдал экстерном, сразу же за второй курс, через три года окончил и защитился. После института направили в Москву в аспирантуру. Но в аспирантуре учиться не пришлось, т.к. направили на Памир строить дороги.

В 1943 году А.П. Александрова перевели на должность начальника строительства дорог Москва - Ярославль, Москва – Куйбышев, где он работал до 1948 года. В том же году перевели на строительство Волго-Дона, руководил Красноармейским строительным районом. В строительный район входило строительство трех основных шлюзов и головной канал.

После открытия канала А.П. Александров руководил работами по строительству Цимлянского гидроузла, Усть-Донецкого порта и оросительных магистральных каналов.

В 1956 году его перевели на строительство Волжской (Сталинградской) ГЭС имени XXII съезда КПСС. За самоотверженный труд и умелое руководство сооружением Сталинградского гидроузла Александр Петрович Александров был награждён второй медалью Героя Социалистического Труда.

В 1962-1966 годах он главный советский эксперт по сооружению высотной Асуанской плотины в Египте. В 1966-1978 годах заместитель министра энергетики и электрификации СССР. Был постоянным уполномоченным Минэнерго СССР на строительстве автозавода в Тольятти, первой очереди КамАЗа, Оренбургского газоперерабатывающего завода. Участвовал в строительстве плотины в Сирии, в восстановлении гидроэлектростанции во Вьетнаме. С 1978 года — заместитель председателя Научно-технического совета Минэнерго СССР и главный редактор журнала «Гидротехническое строительство».

Жил в Москве. Умер 8 марта 1981 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В родном селе Александру Петровичу Александрову, как дважды Герою Социалистического Труда, был установлен бронзовый бюст (украден в 2006 году). Его именем названа улица в городе Волжский Волгоградской области. В Москве на доме, в котором он жил (улица Большая Бронная, дом 2/6), и на шлюзе № 1 Волго-Донского судоходного канала установлены мемориальные доски. На территории Волжской ГЭС установлена памятная стела.

Его награды: дважды Герой Социалистического Труда, 4 ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов, медаль «За боевые заслуги», другие медали, гранд-офицер Ордена Нила (Египет).

 

Алексей Александрович Щербинин начальник строительного района Цимлянского гидроузла, Герой Социалистического Труда.

А.А. Шербинин родился в 1908 году в уездном центре Кокчетав Омской губернии. Получил среднее образование. В 1928-1933 годах работал мастером электросварочных работ на заводе «Уралмаш». В 1933-1937 годах работал на строительстве канала Москва – Волга. С 1937 года работает в системе НКВД, позднее переименованное в МВД. Работал на строительстве Волжских гидроэлектростанций. В 1948-1953 годах начальник строительного района Цимлянского гидроузла. После ухода на пенсию жил в городе Волжский Волгоградской области. Кроме Героя Социалистического труда и ордена Ленина имел орден «Знак Почета», которым был награжден в 1944 году. В 1994 году стал лауреатом почетного знака «Герб города Волжского».

Дата смерти неизвестна.

 

Иван Васильевич Ермоленко, машинист шагающего экскаватора, Герой Социалистического Труда.

Родился в 1913 году в Запорожской области. Трудовую деятельность начал в 1928 году в городе Донецке. Окончил школу ФЗУ на базе семилетки, работал слесарем металлургического завода. Став квалифицированным машинистом экскаватора, строил канал Москва-Волга, Невинномысский канал, Куйбышевский гидроузел, Норильский комбинат цветной металлургии, Волго-Донской судоходный канал. Работал на сооружении ГЭС в Куйбышевской области, в Красноярском крае. И.В. Ермоленко внес большой вклад в освоение богатств Курской магнитной аномалии, участвовал в строительстве Лебединского рудника. Строил Асуанскую плотину в Египте. С 1969 года на пенсии. Жил в городе Губкин Белгородской области. Скончался в 1980 году. И.В. Ермоленко запечатлел художник Жуков.

 

Евгений Петрович Симак, машинист экскаватора, Герой Социалистического труда.

Родился в 1925 году в городе Иман Приморского края. Трудовой путь начал в начале 1940-х годов. Освоил специальность экскаваторщика. До конца 1945 года служил в Советской армии. В 1949 году приехал на строительство Цимлянского гидроузла. С 1953 года работал в Таджикской ССР на сооружении гидроэлектростанций. С 1962 года начальник управления механизированных работ управления строительства «Нурекгэсстрой» на строительстве Нурекской ГЭС. В 1967 году окончил Душанбинский политехникум. Впоследствии работал заместителем начальника строительства Крымской АЭС. С 1972 года жил в поселке Ленино Крымской области УССР, ныне Российской федерации. Скончался 23 декабря 1982 года.

Дмитрий Алексеевич Слепуха, машинист экскаватора, Герой Социалистического Труда.

Родился в 1916 году в станице Пашковская. Член ВКП(б). С 1935 года - на хозяйственной, общественной и политической работе. В 1935-1936 гг. - экскаваторщик на руднике в городе Златоуст. Служил в Красной Армии, участник Великой Отечественной войны. После войны работал старшим машинистом экскаватора Водораздельного строительного района Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. Впоследствии работал в строительных организациях Сталинградской/Волгоградской области и Краснодаре. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 4-го созыва.

Умер в 2003 году в Краснодаре.

 

Анатолий Павлович Усков, начальник первого шагающего экскаватора, Герой Социалистического Труда. 

А.П. Усков родился в 1922 году в селе Безродное (ныне город Волжский Волгоградской области). Участвовал в боях Великой Отечественной войны, был тяжело ранен, прошёл боевой путь от Ленинграда до Праги.

После войны проживал в Сталинграде. Окончил Сталинградский механический институт, после чего работал на строительстве Волго-Донского судоходного канала. Усков был начальником экипажа первого в СССР шагающего экскаватора «ЭШ 14.65» с ковшом емкостью 14 кубометров. При помощи этого экскаватора копалось ложе канала. Экипаж, состоящий из 17 человек, поднял за время строительства канала 2,5 миллиона кубометров земли.

Участвовал в строительстве Волгоградской ГЭС, затем был начальником канатной дороги через Волгу, главным механиком управления механизации строительных работ «Волгоградгидростроя». Был в служебной командировке в Ираке, где участвовал в строительстве канала Тартар-Евфрат. С 1977 года на пенсии. Активно занимался общественной деятельностью. Проживал в Волжском. Умер в 2010 году.

Был также награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды и рядом медалей.

 

Василий Иванович Елисеев, бульдозерист, Герой Социалистического Труда.

В.И. Елисеев родился в 1927 году в крестьянской семье, в селе Пчелиновка Бобровского уезда Воронежской губернии (ныне Бобровского района Воронежской области). Окончив семилетку в селе Хреновом, начал свою трудовую деятельность в колхозе. В 1937 году семья Василия Елисеева переехала в Улан-Удэ. Во время Великой Отечественной войны работал на военном заводе. С 1946 года проживал в Воронеже, где работал бульдозеристом во время восстановления города. В 1949 году по комсомольской путёвке отправился на строительство Волго-Донского канала, где годом раньше начались земляные работы.

В дальнейшем трудился на строительстве Сталинградской ГЭС. Принимал участие в строительстве города Волжского и в установке мемориала Родина-мать в Волгограде. В 1964 году возвратился в Воронеж, где проработал до выхода на пенсию на заводе горно-обогатительного оборудования «Рудгормаш» в Левобережном районе. Избирался в члены ЦК ВЛКСМ. В 1987 году вышел на пенсию. Скончался 4 марта 1991 года в Воронеже на 65-м году жизни.

 

Алексей Александрович Улесов, электросварщик, дважды Герой Социалистического Труда.

А.А. Улесов родился в 1916 году на хуторе Генераловском  2-го Донского округа области Войска Донского (ныне Котельниковского района Волгоградской области). Мальчишкой работал в колхозе подпаском, затем конюхом. В 1930 году по комсомольской путевке был направлен на учебу в Сталинград, где в 1934 году окончил фабрично-заводское училище при Сталинградском тракторном заводе по специальности «слесарь». Был направлен на Сталинградскую ГРЭС, где освоил специальность электросварщика.

В 1939 году был призван в Красную Армию. Проходил службу на Дальнем Востоке, окончил школу младших командиров, был командиром минометного расчета. После начала Великой Отечественной войны подавал заявления о направлении на фронт, но в 1943 году был демобилизован и направлен на строительство военно-морской базы в Петропавловске-Камчатском. Там Алексей Улесов освоил очередную профессию - водолаза. Работал водолазом-электросварщиком, варил броню на кораблях и подводных лодках, строил портовые сооружения.

В 1948 году вернулся на родину, на строительство Цимлянской ГЭС. За время работы на стройке Улесов перевыполнял норму в 7-9 раз, в общей сложности наложил 58 километров швов, одновременно занимался подготовкой молодых сварщиков. В мае 1952 года как одному из самых знаменитых участников строительства именно Улесову было поручено сварить последний шов на стройке. После окончания работ отправился в Ставрополь (ныне Тольятти), где начиналось строительство Волжской ГЭС им. В.И. Ленина. Здесь он, работая в «Куйбышевгидрострое», трудился до 1958 года, работал на строительстве водосброса, затем после начала работ в котловане возглавил новую бригаду сварщиков. Первым в стране освоил новый способ сварки, разработанный на Московском опытно-сварочном заводе. Улесов стал руководителем созданных на стройке всесоюзных курсов по изучению нового способа сварки, позднее названного «улесовским». В 1958 году получил вторую звезду Героя Социалистического Труда.

С 1962 по 1966 годы принимал участие в строительстве Асуанской плотины в ОАР, где тоже занимался подготовкой арабских сварщиков в учебном центре.

Позднее принимал участие в строительстве Волжского автозавода в Тольятти, Камского автозавода в Набережных Челнах. В 1976 году вернулся в Волгодонск, где работал на строительстве Атоммаша, а затем Волгодонской ТЭЦ-2. Жил в Волгодонске, где умер 14 октября 1997 года. Член КПСС с 1947 года. Делегат XXI, XXII и XXV съездов КПСС.

Избирался народным депутатом Куйбышевского областного Совета и Тольяттинского городского Совета депутатов трудящихся. Был членом ЦК профсоюзов энергетиков.

В Волгодонске возглавлял городской совет по наставничеству.

Хотелось бы отметить, что строители Волго-Дона после себя оставили не только канал и гидроузел. Были построены новые поселки со всей инфраструктурой. Появились новые заводы. В частности, в городе Калаче был построен судостроительно-судоремонтный завод, занимавшийся ремонтом и обслуживанием буксиров, строительством барж.

Начал работу авторемонтный завод, ремонтировавший грузовые автомобили. Появились предприятия, занимавшиеся обслуживанием и ремонтом гидротехнических сооружений. Заработали филиалы высших учебных заведений и техникумы, готовившие специалистов для отраслей производства.

Созданы технические училища и ФЗУ (фабрично-заводские училища). В большинстве этих заведений учащиеся были на полном государственном обеспечении. Им выдавалось обмундирование, их кормили, им платили стипендию, проживали они в общежитии. Учащиеся получали профессии необходимые для обслуживания вновь созданных производств.

Были построены новые дороги и улучшены старые. Поселки, существовавшие и до строительства канала преобразились, расцвели. В них появились парки, аллеи, скульптуры и памятники, набережные, причалы, порты.

Украшением поселков стали центральные площади. Появились новые жилые районы. Построены школы и дома пионеров, больницы, дома культуры, столовые и рестораны, почтамты. Общественные здания украсили написанные художниками картины и панно.

Преобразились и жители. После тяжелых лет войны и тяжкие голодные послевоенные годы появилась надежда на улучшение жизни. Можно было вздохнуть с облегчением.

 

Ю. Парамонов

Источники:

Е. Долматовский. Первый рейс. Детгиз, 1953 г.
А. Калинин. Запретная зона
Журнал «Огонек», 1952 г.
Википедия
Сайт 1.

 

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: paramonov (05.04.2019) | Автор: Юрий
Просмотров: 1140 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Счетчик посещений сайта Каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU
uCoz Copyright MyCorp © 2024