Хочется отметить, что в ни в 1949, ни в 1950 году строительство Волго-Донского судоходного канала и Цимлянской гидроэлектростанции не были в перечне строек коммунизма. О них практически не писали центральные печатные издания. Стройками коммунизма, о которых писали центральные издания, были Куйбышевская, Сталинградская и Каховская ГЭС. Даже о машинах, предназначенных для Волго-Дона, писали, как о машинах, предназначенных для Сталинградской ГЭС. На этом снимке из журнала «Огонек» за 1950 год показана отправка с одного из предприятий бетононасоса, как написано в заметке, для Сталинградской ГЭС.
Но на снимке хорошо видна станция назначения этого бетононасоса – «Донская», а это город Калач-на-Дону, где располагается управление строительства Волго-Донского канала. Поэтому он никак не мог предназначаться для Сталинградской ГЭС. В последних числах декабря 1950 года во всех газетах было опубликовано постановление Совета Министров СССР о Волго-Доне. С этого момента Волго-Дон стал всенародной стройкой. Сотни заводов страны выполняли заказы волгодонцев.
В 1951 году стали появляться первые статьи, посвященные этому строительству. В этот год появляется фотография «Сборка генератора для Цимлянской ГЭС», сделанная на заводе «Электросила» в Ленинграде.
Позже строительство судоходного канала Волго-Дон и Цимлянского гидроузла назвали первой стройкой коммунизма. И уже в 1952 году средства массовой информации запестрели сообщениями о стройке.
Стройку посещают писатели. Побывали Борис Полевой, Константин Паустовский, Михаил Шолохов и другие. Художники В.В. Богаткин, П.Ф. Гречкин и другие на своих полотнах запечатлели пейзажи великой стройки. На картине художника В.В. Богаткина «В устье канала» показана работа многоковшового экскаватора, планировавшего откосы, и земснаряда.
Работа земснаряда интересна тем, что в канал, прорытый экскаваторами и заполненный водой, входили земснаряды и доводили канал до проектных размеров, размывая берега и углубляя канал.
Художник П.Ф. Гречкин написал картину «Пристань в Ильевке».
Постепенно работы на канале шли к завершению.
21 сентября 1951 года было перекрыто русло Дона, и началось заполнение искусственного моря. Но в начале 1952 года, пока водохранилище не заполнено до проектной отметки, проводятся, как сейчас модно делать, флэшмобы. Автомобилисты делают пробег по дну будущего Цимлянского водохранилища. Они посещают села, переселившиеся на новые места, и те места, где эти села ранее располагались.
На этом фото показано здание чайной в станице Нижне-Чирской за день до переезда на новое место. В ней участники пробега еще успели перекусить. На следующий день здание было уже на новом месте.
В этой станице руководить переселением начинал Михаил Федорович Иванов, начальник коммунального отдела.
На этом фото он со своей женой Матреной Васильевной.
А на этом фото, представленном ниже, Михаил Федорович со своей верной спутницей Матреной Васильевной с любовью осматривает подросшие деревца, высаженные на новом участке, полученном при переселении из зоны затопления.
Полученный участок сада с любовью обихожен, чтобы будущие поколения могли пользоваться его плодами долгие годы.
Смерть от полученных во время войны ран не позволила Михаилу Федоровичу завершить дело по переселению одностаничников на новые места проживания. А ведь как много рядовых тружеников принимало участие в этом деле. Жаль, что их имена ушли в небытие. Этот человек стал известен нам, благодаря информации предоставленной Галиной Павловой, жительницей станицы Нижне-Чирской .
1 февраля 1952 года заработала Карповская насосная станция, начавшая качать донскую воду в Карповское водохранилище. Донская вода была поднята на высоту 13 метров. Затем заработала Мариновская насосная станция, подняв воду на 20 метров и создается Береславское водохранилище. В апреле заработала третья насосная станция, подняв воду на водораздел, создав Варваровское водохранилище. От него донская вода самотеком пошла по шлюзам волжской лестницы к Волге. На этой лестнице нужно было заполнить 8 шлюзов. Шлюз №1 у входа в канал со стороны Волги заполнялся волжской водой.
28 мая 1952 года министерством речного флота еще до слияния вод Дона и Волги был предъявлен управлению по эксплуатации Волго-Донского водного пути график пропуска судов через канал на первую пятидневку июня. Предусматривалось отправление по Волго-Донскому пути 12 буксировозов.
31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между первым и вторым шлюзом Волго-Донского канала произошло слияние вод Дона и Волги.
Канал на всем своем протяжении был с водой. Начался пробный пропуск судов через шлюзы. 1 июня буксирный катер БТ-306 повел за собой два дебаркадера и прошел от Красноармейска до Калача, проверив работу всех механизмов на канале. Позже пошли и другие суда: «Академик Павлов», «Академик Быков», «Академик Лебедев», БТ-301, 303, 304.
Следует отметить, что пропуск судов через шлюзы и продвижение их по каналу проходили с длительной задержкой. Это и не удивительно. Еще нет навыков работы на таком протяженном канале, отсутствует опыт, есть и другие факторы, влияющие на слаженность работы.
В то же время по каналу проводились экскурсии школьников. На этом снимке показана экскурсия учеников калачевской средней школы по каналу с участником гражданской и Великой Отечественной войны, жителем города Калача Аникеем Борисовичем Травяновым. Пояснения экскурсантам дает главный инженер строительства участка канала Александр Иванович Новиков.
Глядя на фото, можно сделать вывод, что главный инженер старается произвести впечатление на учительницу, которая сопровождает ребят. А ребята, как и положено пионерам, пребывают со своим знаменем, горном и, где-то запрятан барабан. Смотреть на такое чудо, сделанное посреди знойной степи очень интересно. Есть о чем будет рассказать.
Однако до полного завершения работ на канале и всему речному пути до Ростова было еще не так близко. Нужно было весь путь от Сталинграда до Ростова обеспечить навигационными знаками, расставить дебаркадеры.
6 июня дала промышленный ток Цимлянская гидроэлектростанция. Началось заполнение Цимлянского водохранилища до необходимой отметки.
В станице Нижне-Чирской создается управление по обеспечению навигационными приборами всего Цимлянского водохранилища. Устанавливаются створные знаки, бакены, налаживается работа маяков. Устанавливаются и другие устройства, обеспечивающие безопасность навигации. Бакены с ацетиленовыми горелками должны были зажигаться автоматически в ночное время и при ненастной погоде.
В то же время проводятся работы по зарыблению создаваемого водохранилища. В устье реки Чир около станицы Нижне-Чирской выпускаются в воду мальки разных пород рыб: леща, сазана, толстолобика, судака и других пород рыб. Зарыбливаются и создаваемые водохранилища Волго-Донского канала.
Калач становится центром управления судоходством на канале. В нем располагается диспетчер, у которого была выведена вся обстановка на канале: какое судно, с каким грузом и куда идет. В Калач по железной дороге прибывают суда, предназначенные для плавания по Цимлянскому водохранилищу.
Туда же прибывают выпускники ВУЗов инженеров речного флота, которых направляют для работы на различные должности, как в Калаче, так и в другие места. В Калаче вновь прибывших речников, назначенных для работы в управлении канала, потеснившись, размещают в здании Управления Главгидроволгодонстроя.
Из коллекции Ю. Рукосуева
Калач становится портом пяти морей.
Около речного порта установлен дебаркадер. Причальная стенка приобретает законченный вид.
Из коллекции Ю. Рукосуева
На фото видны откосы берега, облицованные камнем. Все это сделано, в основном, трудом заключенных, как и речной порт. Калач готов принимать пассажирские и грузовые суда, идущие с канала вниз по Дону, так и суда, идущие вверх по Дону. В будущем через Калач пошли пассажирские пароходы маршрута Сталинград – Ростов. Теплоходы маршрута Москва – Ростов шли без захода в Калач.
Речники, как и железнодорожники, это государство в государстве со своей структурой по подготовке кадров, судами, отделами продовольственного снабжения, домами отдыха и санаториями. Пристани, суда были островками цивилизации. На пристани люди приходили специально, чтобы полюбоваться пароходами, посетить в них буфеты и рестораны. На пристанях к прибытию пароходов начиналась оживленная торговля. Местные жителей предлагали пассажирам дары Дона и донской земли.
Начал работу и калачевский речной порт. Он начал перевалку грузов, идущих, как по Дону, так и с Волги. Идет перераспределение грузов по направлениям. Фото
Возникшие поселки гидростроителей вдоль трассы канала еще не имеют официального названия. Им дают временные названия. Например, появился поселок Новая Ильевка.
И хотя официального названия у поселков нет, но на домах прибивают таблички с названием улицы и номерами домов.
В Ильевке построена пристань, которую на своих полотнах изобразил Художник П.Ф. Гречкин.
Появилось расписание движения пассажирских теплоходов. Это транзитная линия Москва – Ростов, Сталинград - Ростов, Сталинград – Калач, Ростов- Константиновская и другие. На речных вокзалах и пристанях люди размышляют над этими расписаниями, обсуждают, какие суда пойдут по этим линиям.
10 июля 1952 года в постановлении Совета Министров СССР «Об открытии Волго-Донского судоходного канала» было отмечено, что «задание Правительства по строительству и вводу в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала, Цимлянской гидроэлектростанции и сооружений для орошения первой очереди в 100 тыс. гектаров засушливых земель в Ростовской области выполнено в установленный срок». Каналу присваивается имя В.И. Ленина. Хотя все руководство стройки и их начальники думали, что каналу будет присвоено имя И.В. Сталина. Предполагалось прибытие И.В. Сталина на открытие Цимлянской ГЭС. Но он на открытие не прибыл. Очевидно, не позволило здоровье или какие-то другие факторы. Ведь менее, чем через год он скончался.
Все работы на канале и гидроузле были сделаны не только с точки зрения функционального предназначения, но и с точки зрения эстетической. Все сооружения радовали глаз. Это напоминало метро в Москве. Применялись дорогостоящие материалы для отделки объектов, создавались разного рода архитектурные украшения, приятные для глаза.
Протяженность Волго-Донского судоходного канала составила 101 км, построено 13 шлюзов, создано три водохранилища.
Площадь зеркала Цимлянского моря составила 2700 кв. км. Длина водохранилища – 280 км, ширина – 30 км, средняя глубина – 9 метров.
Земснаряды, принимавшие участие в намыве плотины Цимлянской ГЭС освободились от работы. Их экипажи начали подготовку этих исполинов к переходу к новому месту работы. В основном они направлялись для работы на Сталинградскую ГЭС. Туда они должны были идти своим ходом через созданное Цимлянское водохранилище, которое стали называть морем. Для этого им надо было пройти через Цимлянское море и Волго-Донской канал. На земснарядах заколачивались окна, чтобы волны вдруг разбушевавшегося моря, не попали внутрь, проверялась работа механизмов, проводился их ремонт.
Упоминавшийся ранее скреперист Виктор Мохов также готовится к отъезду на Сталинградскую ГЭС. Его фотографию, сделанную в общежитии, поместил журнал «Огонек» в 1952 году.
В комнате, где сделана фотография, стоит двухдиапазонный (СВ, ДВ) сетевой радиоприемник марки АРЗ, выпускавшийся Александровским радиозаводом с 1948 года.
Свернул свою работу и Главгидроволгодонстрой бывший Главгидрострой из структуры МВД. 20 июня 1952 года, в связи с окончанием строительства Волго-Донского судоходного канала, он был переведен из города Калача в город Вытегру Вологодской области на строительство Волго-Балтийского водного пути и переименован в Главное управление лагерей по строительству Волго-Балтийского водного пути (Главгидроволгобалтстрой) МВД СССР.
Туда же потянулись и сотрудники этого учреждения, перебираясь к новому месту работы. Освобождается жилая площадь, занимаемая сотрудниками. Дом, в котором жил Я.Д. Рапопорт, был передан пионерам и школьникам. В нем начал работу Дом пионеров, в котором калачевские мальчишки и девчонки занимались интересными делами, участвуя в классических и кукольных спектаклях, осваивая искусство фотографии, судомоделирования, пения, рисования…
Здание управления Главгидроволгодонстроя некоторое время занимают организации, руководящие проходом судов по Волго-Донскому каналу. Впоследствии в нем открывается речное училище, готовящее механиков, рулевых-мотористов, матросов и других специалистов для судов Волго-Донского пароходства.
Из коллекции Ю. Рукосуева
Трудами заключенных в городе было построено две средние школы, кинотеатр, малоэтажные многоквартирные дома, проложен асфальт по некоторым улицам, по которым пошли автобусы. Построен речной порт, часть города окружили дамбы, предохраняя город от затопления водами Дона. И это было сделано не только в Калаче.
Заключенные, не занятые на строительстве канала, переводятся в другие лагеря, на новые стройки. В Калаче остается небольшое количество заключенных, на которых возлагается задача по устранению недоделок. Бараки, в которых жили заключенные, переоборудуются под общежития и коммунальные квартиры.
Но в завершении работ на канале нужен был заключительный аккорд, который бы всем запомнился. Этим аккордом стало официальное открытие Волго-Донского судоходного канала. Дата открытия была назначена на 27 июля 1952 года. К открытию канала повсеместно стали готовиться, как к большому празднику. Флагманский корабль пароходства Москва - Волга-канал теплоход «Иосиф Сталин», в довоенное время принимавший участие в съемках фильма «Волга-Волга», должен был открыть регулярное пассажирское движение по Волго-Донскому каналу.
Пассажирами на нем стали работники речного транспорта, студенты из стран народной демократии, школьники, литераторы, художники, герои войны и труда. Теплоход от Северного речного вокзала столицы отправился в путь 18 июля. На пути до Сталинграда проводились митинги, встречи с жителями. 25 июля теплоход прибыл в Сталинград. Накануне в Сталинграде была открыта новая набережная.
Почтовая открытка 50-х годов прошлого века из коллекции автора
Перед открытием канала было запланировано проведение митинга у монумента Сталину перед входом в канал. На митинг прибывали жители близлежащих станиц, школьники, строители. Прибыл в Сталинград и житель Калача, уроженец Нижне-Чирской станицы, участник гражданской и Великой Отечественной войны Парамон Самсонович Куркин. Фото
Кадр из документального фильма, посвященного открытию канала.
Парамон Самсонович принял участие в рейсе теплохода «Иосиф Сталин» от Сталинграда до Калача.
П.С. Куркин принимал участие в обороне Царицына в 1918 году. Его упоминает в своей повести «Хлеб» Алексей Толстой. К.Е. Ворошилов хорошо знал Парамона Самсоновича.
Митинг открыл первый секретарь обкома партии И.И. Гришин. Выступить на митинге от Центрального Комитета ВКП(б), Советского правительства и открыть движение пассажирских судов по каналу было поручено Министру речного флота СССР Зосиме Алексеевичу Шашкову. На митинге также выступили начальник строительства канала Шикторов, представители общественности Сталинграда, начальник шагающего экскаватора Усков, сталевар завода «Красный Октябрь», лауреат Сталинской премии Тушканов, начальник Волго-Донского речного пароходства Андреев, донской казак Климов. Проходит парад речного флота. Показывается пароход «Иосиф Сталин». На верхней палубе теплохода стоит Зосима Алексеевич Шашков. Перед воротами шлюза №1 протянута красная лента. Теплоход замедляет ход и Зосима Петрович в 16 часов 50 минут 27 июля 1952 года перерезает ленту, символизируя открытие Волго-Донского судоходного канала для движения пассажирских судов.
Кадр из документального фильма
Музей в Волгограде хранит фрагмент красной ленты, которую разрезал З.А. Шашков перед воротами шлюза №1.
Остановлюсь на личности Зосимы Алексеевича Шашкова.
Он родился 30 апреля 1905 года в деревне Новинки Сольвычегодского района Архангельской губернии. Его отец работал бакенщиком, в последние годы жизни - шкипером на барже. С окончанием Приводинской церковно-приходской школы в 1918 году Шашков работал бакенщиком на Двине. В 1922 году поступил в Устюгское речное училище, окончив которое получил диплом штурмана первого разряда речного флота и был назначен на должность начальника надзора Северного бассейна. В 1929 году поступил в Московский институт инженеров водного транспорта, а затем перевелся в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, который окончил в 1933 году. В том же году начал преподавать в Горьковском институте инженеров водного транспорта, где с 1933 по 1937 годы работал деканом факультета, а с 1937 по 1938 годы директором института. В феврале 1938 года назначен на должность заместителя наркома водного транспорта СССР. С 9 апреля 1939 по 15 марта 1946 года работал наркомом речного флота СССР. В годы Великой Отечественной войны, являясь членом транспортного комитета при Государственном комитете обороны, руководил организацией Ладожской переправы во время блокады Ленинграда. В период Сталинградской битвы руководил работой речников по обеспечению войск в Сталинграде.
В связи с преобразованием наркоматов в министерства, 19 марта 1946 года был назначен на должность Министра речного флота СССР. На этой должности проработал до 15 марта 1953 года. С 15 марта 1953 по 25 августа 1954 года возглавлял объединенное Министерство морского и речного флота СССР, с 25 августа 1954 по 31 мая 1956 года - Министерство речного флота СССР, а с мая 1956 по 1960 год - Министерство речного флота РСФСР. Понижение в должности связывают с его непростыми отношениями с Н.С. Хрущевым. Зосима Алексеевич Шашков умер 14 июля 1984 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Именем Шашкова в 1986 году назван четырехпалубный пассажирский речной теплоход, построенный в Германии. В настоящее время теплоход «Зосима Шашков» находится в эксплуатации. (Материал отсюда )
Все движение теплохода по трассе канала сопровождалось толпами людей по берегам канала. Теплоход по каналу вел рулевой Анатолий Шабров.
На берегу пускали фейерверки. Ранним утром 28 июля, по одним данным, одна из пущенных ракет фейерверка попала в каюту писателя Бориса Полевого, вызвав пожар. Пламя перекинулось и на другие помещения. Пожар быстро потушили силами пожарной команды теплохода. Однако теплоходу был нанесен ущерб. Было принято решение теплоход «Иосиф Сталин» в Калаче заменить теплоходом «Сталинская Конституция», на котором все и продолжили путь до Ростова.
По другим версиям загорелась пленка у кинооператоров. Есть и третья версия – пожар в Сталинграде произошел в каюте Бориса Полевого и теплоход «Иосиф Сталин» дальше двигаться не мог. Его заменили однотипным теплоходом «Сергей Киров», изменив все внешние признаки. Но эта версия, на мой взгляд, кажется маловероятной.
Все свидетели и участники строительства с удовольствием вспоминали день торжественного открытия и праздника у Цимлянской ГЭС. Специально выделенные машины и автобусы везли сюда нарядных людей. Приехали жители поселков эксплуатационников, колхозники Цимлянского, Николаевского, Морозовского и других районов, было много гостей из Ростова. По данным МВД присутствовало не менее 20 тысяч человек.
После выступления руководителей и рабочих – прошел концерт с участием знаменитых оперных певцов Ивана Козловского, Марка Рейзена, Наталии Шпиллер, звезды эстрады Клавдии Шульженко, чтеца Сергея Балашова и других именитых артистов.
Открывал путь через канал Цимлянской ГЭС пароход «Радищев».
Он и открыл регулярное пассажирское сообщение по маршруту Ростов – Москва со стороны Ростова.
Торжественные мероприятия прошли и в лагерях заключенных. Приказами и распоряжениями Министра МВД внимание начальников лагерей обращалось на недопущение случаев побега заключенных, антисоветских выступлений, случаев пьянства и нарушения режима. Охрана лагерей переводилась на круглосуточное дежурство. В ларьки было завезено дополнительное количество продуктов.
Приказом Министра МВД было определен порядок празднования. Были проведены торжественные собрания, на которых был объявлен приказ об условно досрочном освобождении хорошо зарекомендовавших себя на строительстве канала и о снижении сроков заключения. Это было сделано в соответствии с подготовленным в МВД постановлением СМ СССР от 15 мая 1952 года «О снижении наказания и досрочном освобождении заключенных, особо отличившихся на строительстве Волго-Донского водного пути», 474 человека было освобождено условно-досрочно, 110 - значительно снизили сроки заключения. Более 100 заключенных были награждены орденами и медалями. И.А. Серов в своем дневнике записал: «Я больше всего был доволен, что наградили заключенных и некоторых разрешили досрочно освободить, которые действительно честно трудились. Я соответственно проинструктировал Рапопорта, как организовать освобождение з/к. Вот радость будет у з/к. Поработали хорошо». Сам Серов был награжден орденом Ленина.
Для личного состава были показаны кинофильмы. Возможно, что были выступления артистов эстрады, показаны спектакли. Возможность проведения таких мероприятий в лагере имелась. В своих воспоминаниях Олег Николаевич Хромушин, известный композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, бывший узник ГУЛАГа, принимавший участие в строительстве Волго-Дона, писал: «Если затронуть духовную жизнь лагерей, то она порой была намного выше духовной жизни не только сел и деревень, но и многих городов Советского Союза. Ведь какие люди были упрятаны за решетку! Например, нашей культбригадой на Волго-Доне руководил один из крупнейших хоровых дирижеров страны Самуил Карлович Мусин; до войны он был главным хормейстером ансамбля имени А. Александрова, а после войны - художественным руководителем ансамбля песни Всесоюзного радио… Художник в культбригаде был из Большого театра, солисты - из различных театров страны. Среди них, например, Иван Постников, премьер ростовского театра оперетты; певица Нила Грицко, племянница очень известного украинского певца; Зиновий Цильман, артист МХАТа. На Волго-Доне мы поставили оперетту «Свадьба в Малиновке», которая, как на Бродвее, целый год «каталась» по всем близлежащим лагпунктам - и не по одному разу! Мы обслуживали и заключенных и вольнонаемных».
Всего после окончания строительства различными орденами были награждены: орденом «Знак Почёта» - 964 человека, орденом Трудового Красного Знамени – 661 человек, орденом Красной Звезды - 295 человек, орденом Ленина - 122 человека, званием Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» - 12 человек. В числе награжденных было 400 женщин. Из них 16 женщин наградили орденом Ленина.
Окончание следует
Ю. Парамонов
Источники:
Е. Долматовский. Первый рейс. Детгиз, 1953 г.
Подшивка журнала «Огонек» за 1949, 1950, 1951, 1952 гг.
Журнал «Знание-сила» за 1952 г.
Википедия
Сайт 1.
Сайт 2.
Сайт 3.
|