Четверг, 28.03.2024, 17:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
Заметки дилетанта [122]
Разные статьи
Поиск
Меню сайта
Вход на сайт
Друзья сайта
Россия до 1917 г.
Санкт-Петербург
Москва
Нижний-Новгород
Виды Волги
Разные города_1
Разные города_2
Предкавказье
Северный Кавказ
Кавказ
Закавказье
На Урале
Сибирь и Дальний Восток
Железная дорога и Байкал
Алтай и Средняя Азия
Типы народов России
Одесситы
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
То, что интересно

Волго-Донской канал. Послесловие

Строительство Волго-Донского канала и Цимлянского гидроузла вело к развитию науки и техники. Решались новые задачи по проектированию и эксплуатации гидротехнических сооружений, прокладке русла каналов техническими средствами, получению новых материалов, другим научным и техническим вопросам. Развивалась фундаментальная наука. Для строительства нужна была новая техника, новые дороги. Требовались многоковшовые экскаваторы, экскаваторы с большим объемом ковша, земснаряды, автомобили большой грузоподъемности, краны, бульдозеры, скреперы, вагоны, паровозы, тепловозы, электровозы, речные суда, и другая техника. Все эти задачи решались учеными, строителями, инженерно-техническими работниками и просто рабочими.

За выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы, работники награждались Сталинской премией. А премия была немаленькой. Например, в 1952 году Сталинская премия 1 степени в денежном выражении составляла 150 тыс. рублей, 2 степени – 100 тыс. рублей, 3 степени – 50 тыс. рублей. Это еще дореформенные полновесные рубли (денежная реформа была в 1961 году).

В 1948 году средняя зарплата была 700 руб., килограмм ржаного хлеба стоил 3 руб., пшеничного - 4 руб. 40 коп., десяток яиц - от 12 до 16 руб., пиво «Жигулёвское» - 7 руб., водка «Московская» - 60 руб., литр молока - 3-4 руб., килограмм гречки - 12 руб., сахар - 15 руб., рыба - 12 руб., кофе - 75 руб. за кг, масло подсолнечное - 30 руб. литр, сливочное - 64 руб.

В 1950 году автомобиль «Победа» стоил 16000 руб., спортивный костюм (школьный) - 27 руб., пионерский галстук – 5 руб. 50 коп., 150-200 руб. - путёвка в пионерлагерь. Средняя зарплата в те годы составляла 500-600 руб., зарплата инженера - 900-1200 руб., зарплата уборщицы - 200 руб., колбаса ливерная стоила 3 руб. за один кг, голландский сыр - 32 руб. за один кг, бутылка водки – 27 руб. 50коп., хлеб чёрный - 1 руб. 30 коп., белый - 2 руб. 50 коп., булочки - 60-70 коп. Стоимость продуктов питания варьировалась в зависимости от районов проживания. Были булочки и по 50 коп., как и пирожки с мясом или повидлом. Хлеб ржаной по 1руб. 10 коп., пшеничный из муки 1 сорта по 1 руб. 60 коп., пшеничный из муки высшего сорта по 2 руб. 45 коп.

Но это так, отступление. О ценах можно много говорить.

Важно, что за изобретения и внедрение новой техники выплачивалась Сталинская премия. Лауреатами Сталинской премии были и труженики строительства Волго-Дона.

Дважды лауреатами Сталинской премии из руководства строительством стали С.Я. Жук, Г.А. Руссо - в 1950 году за разработку проекта водного пути и в 1951 году за проект Куйбышевской ГЭС.

Дважды Сталинскую премию за осуществление скоростного намыва земляной плотины Цимлянского гидроузла получили инженеры-гидромеханизаторы П.В. Шелухин и А.Н. Потапов. 

Премию получил и начальник сооружения шлюза В.И. Севастьянов за внедрение в гидротехническое строительство новых способов водопонижения. На этом фото Севастьянов со своей женой у шлюза №13.

Лауреатами Сталинской премии стали и другие лица, принимавшие участие в сооружении канала, создании и освоении новой техники, применявшейся при строительстве гидросооружений. В частности, лауреатами Сталинской премии были бригадиры-машинисты экскаваторов за внедрение передовых методов труда на экскаваторных работах.

На строительстве канала побывало множество «гостей», старавшихся увековечить труд строителей. На строительстве кроме писателей побывали и художники, запечатлевшие не только трудовые будни строителей, но и торжественное открытие этих грандиозных сооружений. 

На строительстве побывал советский художник-график, мастер станкового портрета, иллюстратор, Народный художник СССР, лауреат двух Сталинских премий Николай Николаевич Жуков. 

Н.Н. Жуков родился 19 ноября 1908 года в Москве в семье царского прокурора. В 1916 году семейство переехало в Елец. Николай с детства проявлял интерес к рисованию и искусству, но родители мальчика хотели, чтобы он стал военным. В юные годы Николай Николаевич копировал образы с открыток-репродукций знаменитых художников, благодаря чему уже во время школьного обучения зарекомендовал себя умелым копировальщиком.
Первоначальное художественное образование Николай Николаевич Жуков получил в Нижегородском Художественно-промышленном техникуме. В 1928 году поступил в Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова, а в 1930 окончил его. В 1930 году художника призвали на службу в армию. Николай Николаевич Жуков был командиром артиллеристской батареи. Также, находясь в армии, Жуков иногда работал по своей специальности художника: оформлял панно и изредка рисовал. В конце 1932 года Николай Николаевич Жуков демобилизовался и начал в Москве самостоятельную творческую деятельность. В первое время художник занимался различными типографскими заказами: рисование эскизов для конфетных фантиков, разработкой рекламных плакатов. Одной из первых работ, выполненных Жуковым на заказ, стало оформление упаковки папирос «Казбек». 

Жуков занимался и иллюстрированием книг в издательстве «Профиздат». С середины 1930-х Жуков начал работать над политическим плакатами. Наиболее известные плакаты Николая Николаевича Жукова, нарисованные в те времена: «К защите социалистического отечества – всегда готовы!», 

«Да здравствуют советские летчики, гордые соколы нашей Родины!» и другие. 

 

С началом Великой Отечественной войны Н.Н.Жуков был призван на военную службу. Николай Николаевич начал службу в 115-м стрелковом полку, затем работал фронтовым художником армейской газеты Калининского фронта, одновременно с этим, Жуков работал военным корреспондентом советской газеты «Правда». В 1943 году Николая Николаевича Жукова назначали художественным руководителем Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
Свои лучшие работы художник создал в период Великой Отечественной войны, многие из которых были написаны в соавторстве с В.С. Климашиным: «Отстоим Москву!», «Выстоять!», «Бей насмерть!», «Клянемся мстить гитлеровским захватчикам!», «Украина ждет тебя!», «Под знаменем Ленина – Сталина вперёд, на Запад!», «Есть за что выпить!». 

 

В послевоенное время Николай Жуков был направлен на Нюрнбергский процесс, где был художником-корреспондентом газеты «Правда». За время судебного процесса, художник создал около 250 рисунков.

Николай Николаевич Жуков известен циклом картин, посвященных В.И. Ленину. На Волго-Донском канале он создал серию рисунков, посвященных строительству. 


Строительство канала Волго-Дон

Ранее был его рисунок строителя Ермоленко.
Н.Н. Жуков умер в 1973 году. Произведения художника находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. В Ельце открыт музей имени Николая Николаевич Жукова.

Оставил большое количество рисунков, посвященных Волго-Дону, график, книжный иллюстратор, театральный художник, член Союза художников СССР, почётный грековец.
Владимир Валерьянович Богаткин (05.10.1922–1971).


В.В. Богаткин родился в Москве. До 1936 года учился в студии А.И. Кравченко. Затем в Ленинградской средней художественной школе при Академии художеств (1936–1940) у А.Д. Зайцева, П.П. Казакова, А.Н. Либерова. В дальнейшем занимался в мастерской М.В. Нестерова. С 1939 года участник выставок. В 1940-42 году - художник Центрального театра Красной Армии. В 1941-42 году - во фронтовой бригаде театра им. Вахтангова. Оформлял и иллюстрировал книги для Детгиза. С 1944 по 1958 год работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова, посвятив творчество отображению жизни Советской Армии. Автор станковых серий, посвященных Великой Отечественной войне, строительству Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина.
В 1965 году награжден грамотой Верховного Совета СССР. Как участник Великой Отечественной войны награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.
Произведения В.В. Богаткина находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945, Центральном музее Вооруженных Сил, в Музее-панораме »Бородинская битва», Астраханской областной картинной галерее, Рязанском областном художественном музее, Чувашском государственном художественном музее и в частных коллекциях.

Ниже приведены его картины из серии Волго-Дон.


Шагающий экскаватор


На канале

Насосная станция

Побывал на строительстве Волго-Донского канала уроженец города Калача-на-Дону Петр Федорович Гречкин (1907-1990), член Союза художников СССР. Он в 1925-1930 гг. учился в Сталинградском художественном техникуме у Н.Н. Любимова, К.И. Финогенова. В 1928 году участвовал во второй художественной выставке Сталинградского филиала Ассоциации художников Революционной России. С 1932 года работал художником в редакции газеты «Сталинградская правда». В 1941 году участвовал в выставке «Молодые художники РСФСР» в Центральном выставочном зале МОССХа (Москва). Участник Великой Отечественной войны. Был в плену, после освобождения воевал в 14-м воздушно-десантном полку. Впоследствии делал плакаты для сталинградских «Окон ТАСС». После войны работал как иллюстратор Нижневолжского издательства. Петр Гречкин известен как тонкий и точный рисовальщик, мастер акварели, офорта и линогравюры. Петр Федорович Гречкин оставил множество рисунков со строительства канала. 

 

 

Советский художник-график, оформитель, плакатист Николай Петрович Смоляк (1910–1963) также оставил свой след в иллюстрации Волго-Дона.

В 1929 году он окончил Художественный техникум в Куйбышеве. Занимался в московской студии Д. Кордовского. Работал в киноплакате по заказам Главкинопроката. До войны работает во Всесоюзной торговой палате, занимается проектированием и оформлением торгово-промышленных выставок (Берлин, Будапешт, Лейпциг, Белград). В 1941-1942 году Н.П. Смоляк принимает участие в работе мастерской оборонного плаката «Окон ТАСС». С 1943 по 1945 год - главный художник Всесоюзной торговой палаты. С 1949 года занимается, плакатами на различные темы.

В 1960-е годы сотрудничает с Творческо-производственной мастерской «Агитплакат» Союза художников СССР. 

Оставили свои рисунки, посвященные Волго-Дону, художник Григорий Гордон. Это его картина «Строительство Цимлянской ГЭС» и рисунок «Цимлянская ГЭС». 



Художник Петр Алексеевич Кривоногов. 

Художник С.С. Боим «На Волго-Донском канале». 

Художник И. Ганф «Волго-Дон построили!». 

Художник В.И. Масик «На строительстве Волго-Дона». 

Акварельный рисунок П.М. Советова «Цимлянское море». 

Журнал «Крокодил» не остался в стороне, поместив юмористические рисунки художников. Это рисунок художника Н. Лисогорского с названием «На Цимлянском море».

Рисунок А. Каневского. 

Рисунок М. Черемных.

 

Журнал «Знание-сила»  в 1952 году на первую страницу обложки поместил картину художника И. Гринштейна. 

А на четвертой странице этого же журнала рисунок художника В. Бродского «На просторах Цимлянского моря».

Изображение канала вошло в книги и журналы. Это обложка книги Е. Долматовского «Первый рейс». 

А это рисунок из книги «Веселое путешествие от А до Я» С. Маршака. 

Журнал «Мурзилка» поместил картину В.В. Богаткина «Лестница для кораблей», где изображено строительство 13 шлюза. Видим большое количество работающей техники: экскаватор, земснаряд, автомобили, бульдозер, краны. Вдали виден возвышенный правый берег Дона.

На картине неизвестного художника показано переселение жителей на новое место вместе со своим домом. 

Видим переселение донской станицы на новое место, в связи с угрозой затопления. На переднем плане трактор «Сталинец» тащит жилой дом на специально сделанных из бревен полозьях. Очевидно, специалист по перевозке домов сопровождает пешком перевозимый дом. Хозяин дома под уздцы ведет лошадь, запряженную в телегу. Жена восседает на телеге, сопровождая домашний скарб. Быки тащат воз сена. Вдали трактор также тащит дом. Ближе к зрителю хозяева дома, отвлекшись от сооружения забора, с любопытством смотрят на переезжающих будущих соседей. Они, очевидно, недавно также переселились на это место, так как огораживают свой двор штакетником, но уже успели посадить деревья. Дом их уже прочно стоит на новом месте. По пока еще не огороженному двору бродят гуси и куры. Гусям пока совсем неудобно – воды Дона пока далеко. Но вскоре Дон подойдет ближе и будет и для них раздолье.  

Картин и рисунков, сделанных советскими художниками, великое множество. Осветить их в одной статье невозможно. Я не говорю уже о фотокорреспондентах, кинодокументалистах, благодаря которым оставлено великое множество фотографий и документальных фильмов, где показаны этапы строительства канала и Цимлянской ГЭС от первых дней и до официального открытия.

Многие фотографии Волго-Донского канала попали на почтовые марки и конверты.



Были выпущены наборы почтовых открыток, посвященных Волго-Донскому судоходному каналу. Это одна из открыток набора «Сталинград», издания 1957 года. 

Хотелось бы отметить, что, несмотря на столь грандиозное событие, как строительство судоходного канала и гидроузла, не было выпущено памятной медали, которой можно было бы наградить строителей. Была сделана только пробная настольная медаль с изображением на аверсе И.В. Сталина и реверсе арки шлюза.

На реверсе по окружности медали сделана надпись: «Первенец великих строек коммунизма Волго-Донской канал». Внизу медали: «Открыт 1 июня 1952 года». Как уже отмечалось, 1 июня 1952 года произошло слияние вод Дона и Волги, и грузовые суда начали перевозки. 

Изображение И.В. Сталина размещено на медали с расчетом на то, что канал предполагалось назвать именем Сталина. Но вождь решил, что канал нужно назвать именем В.И. Ленина, что и было сделано. Поэтому нужно было менять дизайн медали. На это ушло время. Но другие дела отодвинули это мероприятие. Вскоре скончался вождь, и о медали забыли.

Но выпускались значки, посвященные Волго-Донскому каналу. 

   

Стилизованное изображение арки шлюза поместили даже на значок «Красноармейский пищеторг».

Были выпущены более весомые памятные вещи. Например, портсигары, стаканы. 





Но основное предназначение Волго-Дона было не «позировать» для художников и фотографов, а перевозить пассажиров и грузы.

Познакомимся с сохранившимся в коллекции автора расписанием движения скорой пассажирской линии Москва – Ростов на 1958 год.



По этой линии ходили комфортабельные теплоходы. В расписании указано, что длительность поездки по маршруту Москва – Ростов – Москва 19 суток 12 часов. В одну сторону Москва – Ростов, согласно расписанию, уходит около 8 суток 12 часов.

От Сталинграда до Ростова теплоход идет более полутора суток. На проход Волго-Донского канала от Красноармейска (вход в канал) до Ильевки (на выходе из канала) затрачивается около полусуток.

Для того, чтобы проехать от Москвы до Ростова в каюте «Люкс» (двухместная, двухкомнатная каюта со всеми удобствами) нужно было заплатить 426 руб. 80 коп. В каюте первого класса (двухместная каюта с мягкими диванами со всеми удобствами) – 355 руб. 40 коп. А каюта второго класса (двухместная, двухъярусная с мягкими местами, горячей водой; душ и туалет отдельно) стоила 261 руб. 60 коп. В каюте третьего класса (четырехместная, двухъярусная с жесткими местами, матрац и простыни застилаются, душ и туалет отдельно) стоимость проезда составляла 170 руб. 90 коп. Общие места (как в общем вагоне) стоили 88 руб. 50 коп.

А от Сталинграда до Ростова стоимость проезда соответственно составляла: «Люкс» - 47 руб. 70 коп.; 1 класс – 41 руб. 60 коп.; 2 класс – 29 руб. 80 коп.; 3 класс – 19 руб. 20 коп.; общие места – 10 руб. 90 коп.

Если взглянуть на цены, то инженер с окладом 900 – 1200 руб. (90-120 руб. после денежной реформы 1961 года) мог совершить с семьей отличную прогулку в комфортной каюте от Сталинграда до Ростова, полюбовавшись красотами окружающего пейзажа и отлично отдохнув.

Кроме этой скорой пассажирской линии Москва – Ростов была пассажирская линия Сталинград – Ростов. Пассажирские пароходы этой линии после канала заходили в Калач и далее двигались по маршруту до Ростова. На этой линии было гораздо больше остановок и по времени от Калача до Ростова выходило около полутора суток.

Не знаю, осталась ли перевозка пассажиров по маршруту Москва – Ростов в настоящее время. Интернет предлагает только экскурсионные и круизные маршруты. Поэтому можно сделать вывод, что регулярного пассажирского рейса по этому маршруту не существует. Что могу с уверенностью сказать так это то, что речного пассажирского движения от Калача не существует, как вверх, так и вниз по Дону. Речной вокзал, сооруженный в дополнение к дебаркадеру, запущен и разрушается.

Как бы то ни было, но сооруженный канал и гидроузел на многие годы вдохнули новую жизнь в жизнь страны. Страна после Великой Отечественной войны стала оживать, стала расцветать. Хотя еще и существовало множество нерешенных вопросов.

 

Ю. Парамонов

 

Использован изобразительный материал из интернета и коллекции автора.

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: paramonov (10.04.2019)
Просмотров: 2027 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Счетчик посещений сайта Каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU
uCoz Copyright MyCorp © 2024