При моем поступлении в училище во главе училища стоял генерал-майор Б.Ф. Соколов. Его заместителем был полковник Н.Д. Быков, начальником политотдела полковник А.И. Песков, тыл возглавлял полковник Б.А. Ярославов, а учебный отдел - полковник И.Д. Моренко.
В 1965 году командование сменилось. Начальником училища был назначен полковник Н.Д. Быков, ставший позже генерал-лейтенантом, его заместителем полковник Моренко, начальник тыла подполковник К.И. Гайдук.
В стране жизнь также не стояла на месте. Как я уже отмечал ранее в 1964 году Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев Был снят со всех своих постов. Во главе страны стал триумвират в составе: Первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.И. Микоян, которого немного позже сменил Н.В. Подгорный.
В 1965 году в стране продолжается строительство Красноярской, Нурекской, Хантайской ГЭС. В стадии завершения Братская ГЭС. В Москве введен в строй аэропорт Домодедово. Скончался Уинстон Черчилль. Продолжалась война во Вьетнаме. Советские хоккеисты стали чемпионами мира и Европы.
В марте средства информации сообщили: «18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли мощной ракетой-носителем выведен космический корабль-спутник «Восход-2», пилотируемый экипажем в составе командира корабля - летчика-космонавта полковника Беляева Павла Ивановича, второго пилота - летчика-космонавта подполковника Леонова Алексея Архиповича. Корабль-спутник «Восход-2» выведен на орбиту, близкую к расчетной». В тот же день, в 11 часов 30 минут, при полете космического корабля «Восход-2» впервые в мире был осуществлен выход человека из корабля в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Алексей Архипович Леонов в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль.
В 1965 году отмечается 20-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года в ознаменование 20-летия Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. учреждена юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
9 мая 1965 года на параде в Москве Герои Советского Союза К. Самсонов, М. Егоров и М. Кантария несли Знамя, которое они водрузили двадцать лет назад над рейхстагом.
В январе 1966 года скончался конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР, Академик АН СССР Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Сергей Павлович Королёв.
Страна потеряла видного ученого, организатора ракетно-космического исследования космоса.
Пока еще по инерции идет исследование космоса, все неудачи еще впереди.
На Луне совершил мягкую посадку космический аппарат Луна-9 и прислал снимки лунной поверхности. На поверхность Луны аппарат доставил и вымпел.
На чемпионате мира по фигурному катании чемпионами мира стали Людмила Белоусова и Олег Протопопов, серебро завоевали Татьяна Жук и Александр Горелик.
Космический аппарат Венера-3 достиг Венеры.
Работал 23 съезд КПСС, принявший директивы по новому пятилетнему плану развития страны.
В 1967 году в марте месяце скончался министр обороны СССР Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский.
На этот пост был назначен Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко.
С назначением А.А. Гречко начался призыв в армию на срочную службу лиц с уголовным прошлым.
В апреле стартовал советский космический корабль «Союз-1» пилотируемый Владимиром Комаровым.
При возвращении на Землю из-за аварии корабля Владимир Комаров погиб.
В мае открыли памятник «Могила Неизвестного солдата» у Кремлёвской стены в Москве.
5 июня на Ближнем Востоке началась шестидневная арабо-израильская война между Израилем с одной стороны, и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой. 10 июня она окончилась.
Был запущен космический аппарат Венера-4, впервые в мире передавший данные об атмосфере другой планеты. Дала первый ток Братская ГЭС на Ангаре. В Волгограде идет строительство скульптуры Родина-мать.
Вот кратко о тех событиях, которые сопутствовали моему обучению в военном училище.
После того, как меня в конце августа поставили на все виды довольствия, курсанты продолжали проживать в Казачьих лагерях. Сентябрь месяц в тех местах Ростовской области обычно теплый. Жили, как и при поступлении в училище, в палатках. Мало что изменилось и в распорядке дня. Проходили курс молодого бойца. Только прибавились еще и занятия по другим дисциплинам. Проводилась усиленная строевая подготовка. От хождения строевым шагом между линией железной дороги и лагерем была вытоптана трава в виде квадратов. Запомнилось одно тактическое занятие со средствами связи: полевым коммутатором малой емкости П-193М, катушек с кабелем, телефонными аппаратами, личным вооружением: автомат, противогаз, подсумок, малая саперная лопата, скатка плащ-палатки. Прокладывали линии связи, подключая их к коммутатору. Мне достался коммутатор. При возвращении с занятий на мне висит это чудо весом 13 кг и все мое личное вооружение с противогазом и саперной лопаткой. Жара. При ходьбе все это чудо норовит сбиться на живот. Ноги еле передвигаю. Весь мокрый. И тут следует команда «Взять ногу!» Это означает - всему взводу идти в ногу. До этой команды все бредут, кто как может. С трудом приспосабливаюсь идти в ногу с впереди идущими курсантами. Взвод закачался из стороны в сторону, когда все стали идти в ногу. И, правда, идти стало немного легче. Так и добрели.
К первому октября курсантов из лагеря перевели в училище. Роту поселили в главном корпусе на третьем этаже здания. Окна ленинской комнаты выходили на нынешний Платовский проспект. Из окна был виден вход в музей истории донского казачества.
Командиром нашей второй роты был майор Н.П. Бирюков. Командиром нашего второго взвода – капитан И.М. Сосницкий. Первым взводом командовал – капитан А.Ф. Титовец, третьим – лейтенант А.А. Орехов, четвертым – капитан Е.П. Евсеев.
Командиром нашего второго батальона был – полковник В.Т. Муховатый.
На курсе было две роты. В каждой роте по четыре взвода. Рота насчитывала около 100 человек – чуть больше или меньше.
Немного о быте.
В повседневной жизни приходилось выполнять множество команд и правил, начиная с таких, как правильно заходить в столовую, до таких, как правильно уложить форму на табуретке при отбое. Умываться пришлось только холодной водой, и бриться, кстати, тоже, хотя для меня это и не было проблемой.
Спальное помещение роты было просторным. Кровати стояли в один ярус. Кроме спального помещения имелись ленинская комната, комната для хранения личных вещей курсантов (каптерка), оружейная комната, туалет, умывальник, комната для курения и бытовая комната. В оружейной комнате автоматы стояли в открытых пирамидах и не запирались на ключ. Там же были столы для чистки оружия.
Около каждой кровати стояла прикроватная тумбочка, в которой хранились разные мелкие вещи, необходимые в повседневной жизни. В выдвижном ящичке тумбочки хранились туалетные принадлежности. На нижней полке тумбочки хранили сапожную щетку, завернутую в газету, крем сапожный. На полках тумбочки также хранились: материал для подшивки подворотничков, покупавшийся в училищном магазине, учебники и конспекты, полевая сумка.
Кровать имела подматрасник, матрас, накрывавшийся простыней. Этой простыней заворачивался матрас то в головах, то в ногах, в зависимости от требований, которые менялись. Подворачивать простыню одновременно в головах и ногах – не получалось, не хватало длины простыни. И со второй простыней тоже творились метаморфозы. То ее складывали вдоль пополам и клали сверху на первую простыню, то ее застилали также, как и первую. Только байковое одеяло заправлялось все время однообразно. Оно подворачивалось под матрас, а полоски на нем выравнивались по натянутой нити по всему ряду кроватей. Подушка заправлялась в наволочку и укладывалась на кровать. Подушки также выравнивали. Полотенце складывалось вдоль три раза и вешалось на спинку кровати. Фото заправки
Сидеть или лежать на кровати в дневное время запрещалось. Для сидения в торце кровати стоял табурет с прорезью в крышке, чтобы было удобнее брать в руки. На табурет заправлялась одежда при отбое. Постельное и нательное белье менялись один раз в неделю.
В состав нательного белья входили трусы и майка в летнее время с портянками, кальсоны с рубахой и портянки, в зимнее время плюс теплые кальсоны и рубаха с теплыми портянками. Теплые кальсоны и рубаха менялись раз в две недели.
Нательное белье менялось в бане. Баня располагалась в городе на нынешней улице Платова, не доходя до Азовского рынка. В баню следовали строем, часто с песней.
Постельное белье менялось в расположении роты. Всем этим руководили старшина и каптер из числа курсантов.
Периодически выбивали байковые одеяла, для чего их выносили на улицу и два человека, взявшись за углы одеяла, вытряхивали.
Гимнастерку и брюки стирали по необходимости сами в умывальнике.
Для поддержания порядка в расположении роты назначался наряд в составе дежурного из числа сержантов и двух дневальных из числа курсантов. Дежурный и дневальный вооружены были штык-ножами от автоматов. Один дневальный всегда располагался у входа в казарму около тумбочки, с установленным телефоном для связи с дежурным по училищу и другими объектами.
Спать в наряде можно было не более четырех часов – все остальное время необходимо было заниматься уборкой, благо уборка была просто нескончаемой. Также наряд обязан был следить за выполнением распорядка дня.
В обязанности дежурного входила задача поднимать замкомвзводов за 10 минут до общего подъема. А затем через 10 минут громко кричать: «Рота, подъем!». Эту команду повторяли и дневальные. Дежурный объявлял форму одежды на физзарядку. Распоряжение по форме одежды он получал от дежурного по училищу.
Пол в казарме был паркетным. Примерно, один раз в месяц пол натирался мастикой. Как правило, это было в субботу после занятий. После натирки мастикой шла натирка пола щетками и суконками.
Наряд занимался уборкой в казарме, когда рота уходила на занятия. На наряд также возлагалась задача накрывать столы в столовой перед приемом пищи и следить за уборкой столов после приема пищи.
Столовая располагалась на первом этаже нашего здания. Но в столовую шли не сразу, а выходили на улицу, делали кружок по плацу, а затем уже заходили. В столовой сидели за столами по четыре человека. Каких-то особых столовых приборов не было. Все аскетично. Не баловали. Кроме вилок и ложек были еще ножи, которыми мазали масло на хлеб. На завтрак давали кашу с мясом, чай, масло 20 г, хлеб белый и черный. В обед на первое борщ (суп, рассольник), каша с мясом, компот из сухофруктов, хлеб. На ужин, как правило, картошка пюре с рыбой жареной (хек, свежая сельдь) или иногда кусочек селедки соленой, чай, хлеб. Не помню уж в каком году, картофельное пюре из свежей картошки зимой заменили сухой картошку. Сладковатое на вкус, пюре из сухой картошки не нравилось курсантам. Эта картошка оставалась на тарелках. Каши были рисовые, гречневые, перловые, ячневые. Давали также отварные макароны, вермишель. Из риса делали что-то наподобие плова.
На обед, бывало, также давали салат с солеными помидорами или такими же огурцами. Свежих овощей и фруктов не давали, опасаясь заболеваний.
Скажу, что кормили нас хорошо, грех было жаловаться. В училище, я быстро «научился» есть и те блюда и продукты, которые никогда дома не ел, например, жирное мясо. В училище я от этого избавился и уплетал все за обе щеки. В столовой вроде бы наедался, но при выходе из столовой было ощущение, что еще чего-нибудь бы съел. Несмотря на это, за год я набрал целых 10 кг и стал весить 63 кг, при росте 172 см. Нельзя сбрасывать со счетов и посылки из дома, присылаемые заботливыми родителями, считавшими, что мы здесь полуголодные. В месяц один раз кому-то и приходила посылка. Тогда содержимое этой посылки быстренько расходилось среди друзей и товарищей. Оставалось одно воспоминание.
В столовой за столом я обычно сидел с Володей Бавыкиным, Валентином Дьковым и Валерой Старостиным. По окончании приема пищи старшина подавал команду на выход из столовой.
Постепенно проходило сближение с товарищами. В нашем взводе учился Володя Белолипецкий, москвич, любитель литературы. Постоянный читатель училищной библиотеки. Также он собирал почтовые марки с изображением Героев Советского Союза. Эти марки он хранил дома, но много о них рассказывал.
Василий Купец прибыл из города Берегово Закарпатской области. Школу он окончил с серебряной медалью, знал венгерский язык и язык эсперанто. Анатолий Лапунов рабочий, кандидат в члены КПСС.
Все курсанты, примерно, одного возраста со мной, на год моложе или старше.
Более близко сошелся с Володей Бавыкиным. Наши кровати стояли рядом. Спали рядом и в лагере в палатках. Были напарниками при работе на радиостанции.
Ежегодно курсанты проходили медосмотр. У каждого была медицинская книжка. Читая в ней записи, ржали над антропометрическими данными. Был записан рост, вес, окружность груди и окружность живота, вот эта окружность живота и вызывала наш неудержимый смех. Ведь у всех пупок был в районе позвоночника, а тут окружность живота...
У некоторых курсантов находили непорядки со здоровьем. Соответственно, их отчисляли. Отчисленные из училища по неуспеваемости или за нарушение дисциплины отправлялись служить в войска. Но в нашем взводе это никого не коснулось.
Распорядок дня.
Подъем был в 6 часов утра. Шли на физзарядку, проводившуюся в составе роты. Обычно ее проводил старшина роты или кто-то из заместителей командира взвода. Изучали комплексы вольных упражнений. На зарядку выходили в зависимости от погоды на улице с голым торсом, брюки, сапоги.
Если на улице температура воздуха ниже 5 градусов тепла выходили на зарядку в гимнастерках. А в мороз – прогулка в шинелях.
В казарме оставались только один или два уборщика от взвода, уже не помню точно количество, для наведения порядка.
После зарядки заправляли постели, умывались, приводили одежду и обувь в порядок. Проходил утренний осмотр в составе роты. По команде старшины в отделениях осмотр проводили командиры отделений. На осмотре проверяли свежесть подворотничка, наличие в пилотке двух иголок с белой и черной нитками, чистоту сапог.
После утреннего осмотра шли на завтрак. На плацу при движении на прием пищи исполняли строевую песню. Запомнился отдельный куплет и припев из нее:
Он бросался в пламя с песней боевой,
Молодой разведчик, парень удалой.
Смерть его обходит, пуля не берет,
А он идет все дальше, дальше и поет.
Шагать осталось нам немного
В дали виднеется Она -
Железная дорога -
Родная сторона
Запевалой был курсант Ковалев из 3-го взвода. Вот слова: «Шагать осталось нам немного» подхватывало 100 глоток. Да еще старшина требовал строевой шаг. Вот с топотом и ревом рота прибывала на завтрак. В столовую заходили по команде, по одному. Если начиналась толкотня, роту возвращали. После внушения вновь давали команду заходить. При входе снимали головной убор.
После завтрака рота отправлялась на занятия по расписанию по учебным группам. Учебная группа – взвод.
После занятий обед. Порядок приема пищи в обед и в ужин был аналогичен завтраку. После обеда свободное время полчаса. Затем строевая подготовка или она чередовалась с чисткой оружия.
Позанимавшись строевой подготовкой, шли в аудитории заниматься самоподготовкой. На самоподготовке готовились к занятиям на следующий день. После самоподготовки ужин. Затем свободное время один час. Смотрели телевизор, установленный в ленинской комнате, читали, писали письма и т.п. Готовились к следующему дню, подшивали подворотнички и делали другие мелкие работы. После этого вечерняя прогулка, поверка и отбой.
А с отбоем на первых днях учебы включались сержанты, тренируя курсантов занимать место в кровати и подниматься по командам «Подъем!» и «Отбой!». Все это проводили, засекая время по последнему человеку. Подниматься полагалось за 45 с, а отбой – 30 с. И так каждый вечер по 5-6 раз. Если в начале тренировки было как-то весело, то после 3-4-х раз все постепенно зверели, если кто-то один не укладывался в положенное время. Но вскоре все это ушло в прошлое. Сержанты перестали так уж строго к этому подходить, потому что многое в среде младших командиров менялось.
Младшими командирами в роте были: старшина роты – сержант Виноградов. Заместителем командира нашего второго взвода был мл. сержант Самострол. Командир нашего второго отделения мл. сержант Гопченко, первого уже не помню, третьего – мл. сержант Неберо. Младший сержант Самострол был любителем писать заметки в окружную газету о жизни курсантов. Делал фотографии.
По прибытии на зимние квартиры из лагеря налегали после обеда на строевую подготовку, т.к. предполагался парад на 7 ноября в Ростове. Ходили по плацу, по шеренгам под стук барабана. Проводил занятия обычно полковник Муховатый. Он был отличным строевиком. Курсанты любовались его шагом. Старались это перенять. Но участвовать в параде в строю нам не пришлось. Нас, курсантов первого курса, посадили на автомобили, которые тащили пушки. Изображали артиллеристов. Но на последующих парадах все было, как положено.
Перед майскими праздниками в 1965 году всем военнослужащим, в том числе и курсантам, были вручены юбилейные медали «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
На всех последующих парадах, проводившихся дважды в год 1 мая и 7 ноября, ходили с этими медалями. В 1965 году, по моему, было три парада: 1, 9 мая и 7 ноября.
А перед парадами проводилась генеральная репетиция в Ростове. Стоит сказать, что рота проходила на параде строевым шагом Театральную площадь в Ростове от силы за две-три минуты, а тренировки к этим двум минутам длились по несколько часов в день в течение месяца и более.
Аудиторные занятия в училище проходили в учебном корпусе до обеда. Их проводили как военные, так и гражданские преподаватели. Дежурный по группе приносил необходимые пособия для занятий по указанию преподавателя. Не буду останавливаться на подробностях начала и окончания занятий. Отмечу только, что все делалось по команде. Гражданские преподаватели вели математику, черчение, иностранный язык, по-моему, была еще этика или эстетика. Командиры взводов проводили физподготовку, строевую подготовку и занятия по уставам. На строевой подготовке проводились занятия по выполнению строевых приемов, как с оружием, так и без. Курсантов учили правильно выполнять различные строевые приемы: строевой шаг, повороты, как на месте, так и в движении, отдание воинской чести, строевые приемы с оружием. Фото
На физической подготовке, кроме упражнений на гимнастических снарядах, периодически преодолевали полосу препятствий. Полосу преодолевали с учебными автоматами АК-47. Их имелось несколько в роте специально для занятий.
Кроме командиров взводов, периодически занятия по физподготовке проводили майор Н.С. Шумилин, начальник физподготовки училища, или капитан В.И. Черемисинов – его заместитель.
С этих занятий уходили взмыленными, вместе с тем получая необходимую методику проведения занятий.
Остальные дисциплины проводили штатные преподаватели. Иностранными языками в училище были немецкий и английский. Я и еще несколько человек изучали в школе французский. Поэтому нас начали учить английскому с азов. Освоили доклад преподавателю перед началом занятий и допрос военнопленного. Больше ничего не успели изучить.
Воинские дисциплины проводили преподаватели соответствующих циклов. Начальником цикла организации связи был полковник М.А. Кульман (кличка «папаша Кульман»). Кроме него, проводил занятия майор И.И. Бурцев.
Полковник В.Ф. Петров был во главе цикла тактики. На этом цикле трудились подполковник С.С. Сенчуков, майор Б.Ф. Губарев.
Цикл военных радиостанций (ВРСТ) возглавлял полковник И.В. Кваша. С ним трудились подполковник Н.А. Жиляев, майор В.К. Наумов.
На цикле проводных средств связи (ПСС) трудились полковник Я.А. Файнштейн, подполковники А.С. Павлович, П.И. Посохов.
Полковник М.И. Хорев возглавлял цикл электрорадиотехники.
Циклом станционно-эксплуатационной службой (СЭС) руководил полковник Н.П. Климов. Здесь же трудился майор Г.Ф. Ермоленко.
Подполковник А.Г. Белоруцкий возглавлял социально-экономический цикл, где трудились подполковник Н.А. Преловский, подполковник А.В. Марков.
Начальниками циклов считались начальник физподготовки и спорта майор Н.С. Шумилин, начальник автоподготовки подполковник А.Г. Сатышев.
Может кого-то и ошибочно записал, кого-то подзабыл, но в основном так. Из нас готовили командиров радиовзводов, начальников связи батальона. Изучали радиостанции и проводные средства связи тактического звена управления.
Изучение каждой дисциплины начиналось с теоретической подготовки. Теоретическая подготовка была основой. Изучив теорию, было легче усваивать практику. В обучении использован был принцип: теория без практики мертва, а практика без теории слепа. Но, как известно, всякая теория базируется уже на полученных знаниях. У нас основой знаний были знания, полученные в школе. Изучая теорию, мы углубляли уже полученные ранее знания. Тяжело приходилось тому, у кого школьная программа была усвоена плохо. Но и тут действовал принцип: «не знаешь – научим, не хочешь – заставим». Как известно, любое учебное заведение закладывает базу для освоения профессии. Ведь недаром ходила байка, когда рабочие говорили молодому специалисту, прибывшему из ВУЗа, что мы из тебя сделаем специалиста. Человек учится всю свою жизнь.
Электротехнику у нас преподавал майор Лебедев. Его любимой поговоркой было: «Знаешь закон Ома поедешь до дома». Я даже не догадывался, что у известного со школьной скамьи закона так много нюансов.
На занятиях изучали электрические цепи с индуктивностью, емкостью, активным сопротивлением; резонансы токов, напряжений. Все это было похоже на то, что изучали в курсе физики и на занятиях, когда из нас в школе делали электриков, но все преподавалось более основательно. Изучали аккумуляторы, их заряд, обслуживание.
Из военных радиостанций изучали прохождение радиоволн, устройство антенн. По принципиальным схемам изучили радиостанцию Р-105Д (Р-108, Р-109, Р-114). Не обошли стороной радиоприемник Р-311. До третьего курса изучили радиостанцию КВ диапазона Р-104, командно-штабную машину Р-125М, радиорелейную станцию Р-405, радиостанцию КВ диапазона средней мощности Р-118БМ3. Познакомились с Р-102, посмотрели на Р-140. Эту дисциплину у нас вел подполковник Н.А. Жиляев
Одновременно изучаем станционно-эксплуатационную службу (СЭС). Изучаем азбуку Морзе. Занятия проводил майор Г.Ф. Ермоленко. Веселый и прикольный. Азбуку изучали на слух по напеву. Например, буква «а» – ти-тааа, где ти – точка, а тааа – тире. Так изучали все знаки. Знаки сидели в голове. Они не вспоминались, а только прозвучали, ты уже знаешь, что это за знак. С приобретением опыта принятый знак записывался не сразу, а через, например, три прозвучавших знака. Тогда было легче записывать принятые знаки.
Но, прежде чем передавать телеграфную азбуку, прежде чем взять ключ, нужно было отработать навыки держания ключа. Если кто-то думает, что в этом нет ничего сложного, то вот основные условия: правая рука согнута в локтевом суставе под углом 70 – 75 градусов; положение предплечья правой руки совпадает с направлением оси рычага ключа; локоть правой руки находится на высоте головки ключа, в 15 - 20 см от корпуса (на ширину ладони); выпрямленный большой палец руки охватывает с левой стороны верхнюю часть головки ключа серединой первой фаланги; согнутый в суставах средний палец началом второй фаланги охватывает верхнюю часть ключа с правой стороны, не упираясь первой фалангой в основание головки ключа; вторая фаланга среднего пальца должна быть перпендикулярна к основанию ключа; указательный палец в полусогнутом положении накладывается сверху и прижимается с небольшим усилием к верхнему краю головки ключа; безымянный палец и мизинец подогнуты внутрь ладони; третьи фаланги среднего, безымянного пальцев и мизинца плотно прижаты друг к другу, как бы составляя одно целое; запястье несколько опущено вниз и находится на уровне рычага ключа; кисть левой руки находится на краю рабочего стола. Это только ключ взяли…
Из классов слышалось РАЗ-и-РАЗ-и- это тренировка в передаче точек, а РАЗ-ДВА-ТРИ-и-РАЗ-ДВА-ТРИ-и- тренируем передачу тире, где «и» ключ в положении отжат, а «РАЗ…» - нажат. Команды давал преподаватель или курсанты это делали хором. Постепенно скорость передачи наращивалась.
Кроме азбуки, изучали и кодовые фразы. Например, рпт – повторите, щса? – как слышите? и тому подобное. Кодовые фразы нужно было знать, как таблицу умножения. Каждый курсант сидел один за столом с наушниками на голове. Преподаватель передавал текст. На столе лежала тетрадь, где каждая страница была расчерчена на 5 столбиков. В каждый столбик записывалось по 5 знаков. Писали карандашом, зачиненным с обеих сторон. Кроме того, лежал наготове такой же второй карандаш.
С усвоением азбуки Морзе одновременно осваивали работу на телеграфном аппарате СТА-2М (СТ-35).
Учили печатать слепым методом всеми пальцами, предварительно усваивая клавиатуру, какой палец для какой буквы предназначен.
Одновременно изучались правила работы на радиостанции. К третьему курсу стал специалистом второго класса.
Самым нудным занятием было «Оружие массового поражения». Я уже не помню, кто проводил. Сидение на нем вгоняло в сон. Не знаю, что было виною. Все писали в секретной тетради, хотя секретного ничего, на мой взгляд, не было. Все эти дозиметрические линейки и тому подобные приборы вгоняли в уныние. Показывали фильм о поражающих факторах ядерного оружия, естественно, тоже секретный.
Изучение проводных средств связи начали с изучения полевых кабелей П-275, П-274 (также учились сращиванию этих кабелей); телефонных аппаратов ТАИ-43Р (ТАИ-43), ТА-57. Изучили коммутаторы малой емкости П-193, средней емкости П-194, телеграфный аппарат СТА-2М, аппаратуру уплотнения П-309. Познакомились с аппаратной П-299. Занятия проводил подполковник Павлович. Очень грамотный специалист. Кафедра ПСС отличалась, на мой взгляд, опытными преподавателями: полковник Файнштейн, подполковники Посохов и Павлович написали учебник по проводным средствам связи и телеграфии для училищ связи сухопутных войск, а также учебник сержанта войск связи. Чем еще отличались преподаватели этого цикла, так это изысканным матом. Любо дорого было слышать в их исполнении.
Военную тактику проводил подполковник Сенчуков. Под его руководством на полевых занятиях ползали по-пластунски, копали окоп для стрельбы лежа. Изучали армию США.
На втором курсе уже сами обучали курсантов первого курса ползать по-пластунски. Позже тактику преподавал майор Губарев.
На организации связи изучали состав узлов связи, порядок организации связи в тактическом звене (батальон, полк).
Была еще дисциплина по ремонту средств связи. Ремонтировали в основном радиоприемник Р-311. В радиоприемник вносилась неисправность, и нужно было ее найти и устранить. Иногда над некоторыми неисправностями приходилось попыхтеть.
Историю КПСС преподавал подполковник Белоруцкий, научный коммунизм подполковник Преловский, а может наоборот, уже не помню. Была еще такая дисциплина, как научный коммунизм. Ее читал подполковник Марков. Здесь основное внимание уделялось моральному кодексу строителя коммунизма, построению коммунистического общества.
Интересно проходили занятия по военной топографии. Уже не помню фамилию преподавателя, но в памяти осталась его кличка «Точечка». На этих занятиях ходили по азимуту, отсчитывая пары шагов; ходили по карте, когда курсантов вывозили на машине, куда-нибудь в поле на незнакомую местность, высаживали, в руки давали карту, и нужно было по карте прибыть в указанное место. Как правило, с картой ходили по два человека. В первую очередь смотрели, где есть сады, туда и направляли свой путь, а потом уже в назначенное место, но это уже было в лагере, куда выезжали после майского парада.
Ю. Парамонов
Окончание следует
Фотографии из архива автора и сайта училища
|