Понедельник, 20.05.2019, 06:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Заметки дилетанта [11]
Разные статьи
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
Россия до 1917 г.
Санкт-Петербург
Москва
Нижний-Новгород
Виды Волги
Разные города_1
Разные города_2
Предкавказье
Северный Кавказ
Кавказ
Закавказье
На Урале
Сибирь и Дальний Восток
Железная дорога и Байкал
Алтай и Средняя Азия
Типы народов России
Одесситы
Погода
Курс валют
Курсы наличного обмена на сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
То, что интересно

Хроника строительства Волго-Донского канала

На строительство канала, прежде всего, было назначено руководство. С марта 1948 года руководит строительством генерал-полковник Карп Александрович Павлов. До назначения на эту должность он был пенсионером, а до этого в 1942-1946 году возглавлял ГУШОСДОР НКВД - МВД, а затем был отправлен на пенсию «по состоянию здоровья», а в довоенное время руководил Дальстроем. 

 

Карп Александрович Павлов возглавлял строительство до марта 1949 года, когда вновь был отправлен на пенсию.

Главным инженером на строительство был назначен гидрограф генерал-майор инженерно-технической службы Сергея Яковлевич Жук, принимавший непосредственное участие в проектировании канала и Цимлянского гидроузла.

В довоенное время под его руководством были спроектированы и построены Беломорско-Балтийский канал и канал Москва – Волга. 

20 января 1948 года Сергей Никифорович Круглов (министр МВД) и Сергей Яковлевич Жук представили на имя Берии проект постановления Совмина о строительстве Волго-Донского водного пути и комплексном использовании водных ресурсов нижнего Дона для ирригации и энергетики.



Министр МВД СССР Сергей Никифорович Круглов

16 февраля Круглов и Жук были на приеме у Сталина в Кремле, где присутствовали также заместители председателя Совета Министров СССР Берия, Маленков, Молотов, Микоян, Вознесенский и Булганин, а также секретарь ЦК ВКП(б) Жданов. 26 февраля проект постановления Совмина был рассмотрен на Бюро Совета Министров СССР, а 27 февраля 1948 года Берия направил его Сталину, пояснив, что «в соответствии с Вашим указанием выработан проект постановления о строительстве Волго-Донского водного пути и о комплексном использовании водных ресурсов Нижнего Дона. Проект подготовлен с участием тт. Жук, Рапопорт, Жимерина, Ковалева, Круглова, Вахтурова (от Министерства речного флота), Кожевникова и Демидова (от Госплана СССР) и Ковалева А. П. (Госснаб СССР)». В сопроводительной записке Жука к проекту постановления указывалось, что «работы по строительству Волго-Донского водного пути весьма трудоемки и для возможности их осуществления потребуют применения значительного количества рабочей силы, достигающего в годы максимального развития работ до 200.000 человек. Это количество рабочих может быть уменьшено, если Государственный комитет новой техники и промышленность обеспечат строительство: высокопроизводительными механизмами для выполнения земляных, бетонных, карьерных и погрузочно-разгрузочных работ и металлическим шпунтом, применяемым в шлюзах вместо железобетона и в земляных плотинах для уменьшения их объема». В тот же день, 27 февраля 1948 года, Сталин подписал постановление Совмина № 480-183с. Этим постановлением Павлов Карп Александрович назначался начальником Волгодонстроя МВД СССР, главный инженер Гидропроекта МВД СССР т. Жук С.Я. назначался по совместительству главным инженером Волгодонстроя МВД СССР, заместителем главного инженера назначался Мачтет Георгий Николаевич.

Этим же постановлением МВД СССР в 1948 году обязывали провести подготовительные работы, в которые входило строительство 30 тыс. кв. метров жилой площади для рабочих и инженерно-технических работников, 3 лесозаводов, 8 пилорам, 4 механических мастерских, склады, гаражи, подъездные пути и автогужевые дороги, а также организовать лесозаготовки и карьерные хозяйства. МВД СССР получило также задание организовать необходимое количество лагерей заключенных для строительства Волго-Донского водного пути. Министерство вооруженных сил СССР выделяло 2000 лошадей Главгидрострою из числа, подлежащих передаче в народное хозяйство. Выполняя задания по строительству жилой площади для рабочих и инженерно-технических работников, МВД строит в степи новые поселки, благоустраивают существующие хутора, строит школы, больницы и другие объекты социальной сферы. Прокладываются шоссейные дороги, проводится благоустройство поселков.

Поселок гидростроителей

Первоначально планировалось канал ввести в строй в 1953 году. Но правительство выдало распоряжение о повышении уровня механизации работ на строительстве. И уже в мае 1948 года сроки ввода в эксплуатацию канала перенесли на лето 1952 года.

В том же марте 1948 года издается приказ МВД СССР №0148, которым создавалось Управление исправительно-трудовых лагерей (УИТЛ) в городе Калаче-на-Дону Сталинградской области и назначалось руководство.

Этим же приказом Управлению кадров МВД было поручено направить на строительство Волго-Дона сотрудников, ранее работавших на гидротехнических строительствах, «независимо от места их настоящей работы», а начальнику ГУЛАГа Г.П. Добрынину - обеспечить по заявкам Гидростроя МВД завоз рабочей силы «из числа заключенных 1 и 2 категории», доведя в 1948 году списочный состав заключенных до 20 тысяч человек, обеспечив лагерь стационарной медицинской аппаратурой, инструментарием, медикаментами и инвентарем и укомплектовав медицинским персоналом.

Приказом начальника УИТЛ и Волгодонстроя МВД СССР К.А Павлова под №1, подписанным в Калаче-на-Дону, был утвержден распорядок дня для сотрудников управления: начало работы - в 9 утра, окончание - в 18 часов, перерыв на обед - с 13 до 14 часов. В мае утвержден и распорядок дня для заключенных Волгодонстроя, при котором рабочее время составляло 10 часов, с часовым перерывом на обед. Для отдыха отводилось 8 часов. Работало две смены заключенных - ночная и дневная.

По состоянию на 25 сентября на строительстве трассы Волго-Дона работало 11 172 человека, в том числе 300 инженерно-технических работников, 7100 заключенных, 2580 военнопленных.

К концу 1948 года на строительстве Волго-Дона появились разногласия между Жуком и Павловым. Жук обвинял Павлова в некомпетентности, неумении организовать работы. И приказом МВД в начале 1949 года Павлов повторно отправляется на пенсию, а руководителем Волгодонстроя назначается генерал-майор инженерно-технической службы Я.Д. Рапопорт. Яков Давыдович Рапопорт работал совместно с Жуком еще на строительстве Волго-Балта. 

  

Жук и Рапопорт на строительстве Волжско-Балтийского канала 

Для повышения производительности труда и выполнения плановых заданий в мае 1949 года издается совместный приказ МВД СССР и Главпрокурора о досрочном освобождении заключенных для работ по вольному найму на Волгодонстрое.  По этому приказу освобождалось 5 000 заключенных, осужденных в основном по бытовым статьям и имевших профессии, необходимых на стройке. Оставшийся срок по приговору эти досрочно освобожденные специалисты были обязаны работать по вольному найму.

Несмотря на принимаемые меры в руководстве Волгодонстроя вновь возникают конфликты. В центр идут жалобы о том, что Рапопорт постоянно находится в Москве и бывает на стройке только в командировке, что он подбирает кадры по национальному признаку и другие обвинения.

В это дело вмешивается Совмин и своим постановлением Главгидрострой МВД был переведен из Москвы в Калач-на-Дону и объединен с управлением Волгодонстроя с присвоением нового наименования - Главгидроволгодонстрой МВД СССР (ГГВДС). Начальником ГГВДС был назначен Рапопорт, главным инженером - Жук, а заместителем главного инженера по гидротехническим сооружениям - Н.А. Филимонов.

На 1 января 1950 года на строительстве Волго-Дона было задействовано 80 экскаваторов, 150 скреперов с тракторами «С-80», 56 бульдозеров, 10 земснарядов, 960 грузовых автомашин (из них 50 самосвалов), 7 буксирных пароходов, 22 металлических баржи, 19 катеров, 67 тракторов «С-80», 410 металлорежущих станков. Численность вольнонаемного состава составляла 15 397 человек, из них 1700 ИТР, 4100 административно-хозяйственных работников и служащих, 5042 вольнонаемных рабочих; заключенных - 37 247 человек. Из зоны затопления было переселено на новые места 4192 хозяйства.

В марте 1949 года был организован закрытый конкурс по архитектурному решению Волго-Донского водного пути. В июле Совмин своим постановлением утвердил представленный МВД проект архитектурного решения сооружений Волго-Дона, предусматривающий сооружение на правом берегу Волги при входе в канал монументальной скульптуры Сталина, а также архитектурное оформление зданий, сооружений, шлюзов, Цимлянской ГЭС, водосливной плотины и других сооружений канала. Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР предписывалось обеспечить изготовление к 1 марта 1952 г. скульптурной части монумента Сталина по модели скульптора Е.В. Вучетича, а МВД - предоставить Комитету по делам искусств помещение для работы по изготовлению скульптуры и необходимые материалы.

В связи с тем, что сроки ввода водного пути приближались, а работ было непочатый край, то некоторые руководители стали слать в Москву новые жалобы. Так, первый секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) И.Т. Гришин сообщал о том, что неудовлетворительный ход строительства канала объясняется прежде всего слабым руководством со стороны Главволгодонстроя и отсутствием должного внимания к строительству со стороны МВД СССР. Главволгодонстрой во главе с Рапопортом, хотя и находится в городе Калаче, на трассе канала, но по существу не руководит строительством канала. Начальник Главволгодонстроя Рапопорт и его заместители почти не бывают в строительных районах, своевременно не решают ни одного вопроса, которые перед ними ставит руководство строительства канала, крайне плохо осуществляют планирование и своевременно не занимаются организацией строительно-монтажных работ и контролем за ремонтом и использованием строймеханизмов и машин. Такое тяжелое состояние дел на строительстве канала, видимо, мало беспокоит руководство МВД СССР. Руководящие работники министерства очень редко посещают строительство канала. В прошлом году приезжали на 2 - 3 дня заместители министра внутренних дел Серов, Обручников и Рясной. Причем характерно отметить, что во время посещения строительства канала заместители министра Обручников и Рясной даже не сочли нужным посетить обком партии.

В марте 1952 года распоряжением Совмина первый заместитель министра внутренних дел И.А. Серов был командирован на место строительства «для осуществления на Волгодонстрое постоянного руководства МВД СССР» на весь период до ввода водного пути в действие. В его распоряжение выделялось также 16 руководящих работников МВД СССР.

Из дневника И. Серова: «Прилетел в Калач в Управление Волго-Дона, разместился и в тот же вечер заслушал начальника Главного управления Волго-Донского строительства генерал-майора Рапопорта и главного инженера генерал-майора Жука. Выступали начальники объектов, Цимлянского гидроузла, начальники шлюзов и т.д. Мямлили, и никто не говорит, выполнят работу в срок или нет. Какая-то неуверенность. Ссылались на погоду, что две недели марта пропали, идут дожди, машины стоят, много поломок и т.д.

Когда я спросил, сколько еще копать канал, то оказалось, что из 48 км осталось 14 км, где еще и конь не валялся, целина, лопатой не копнули. Выходит, что за 4 года сделали 32 км канала, а за оставшиеся два месяца надо сделать 14 км.

Я пришел в ужас. Спрашиваю: Сколько готово шлюзов? Из 12 ни один не готов, насосные станции не готовы. Мне уже стало не по себе. Спрашиваю: Что же вы делали 4 года? Мнутся, называют громадные цифры выброшенной земли. Спрашиваю: Какая по общему объему работ Волго-Дона осталась? Говорят: Примерно 1/3 часть, но на шлюзах это самая

ответственная - это монтаж агрегатов, проводка электросетей и наладка аппаратуры.

Сколько [времени] требуется до конца работ? Не меньше 1,5 лет, - отвечает главный инженер Жук и добавляет: Надо написать т. Сталину, чтобы продлил строительство на 1,5 года.

Волосы становятся дыбом. Распустил совещание, даже сказать ничего не мог. Говорю: Завтра приеду на место. На следующий день объехал почти все стройки, кроме Цимлян. Работы идут плохо, кое-где з/к копошатся, а не работают. Спрашиваю: Почему стоите? Отвечают: Не подвезли материалы. - Почему не подвезли? - Не идут машины - грязь. - Почему не везете на тракторах? - Не додумались.

Ну, что будешь делать! С ума сойти можно!

Приехал вечером домой я, весь разбитый, усталый, злой. Рапопорт с Жуком живут в этом домике, где и меня разместили. Рапопорт, видя мое настроение, решил удалиться.

Хитрый черт, говорит: Позвольте мне жить в другом доме, чтобы вам здесь

не мешать. Я говорю: Вы мне не мешаете и всегда нужны. Садитесь и пишите приказ о переводе з/к на круглосуточную работу. Ведь з/к 67 тысяч человек. Можно горы свернуть. За это время оборудовать стройплощадки ночным освещением. На каждый объект выделить ответственного офицера-инженера из главного управления. За состояние строительства на его участке он отвечает головой за объект.

Рапопорт пытался доложить, что в Главке инженеры сидят на расчетах, на отчетности, на статистике. Приказал все это прикрыть, расчетчиков перевести на объекты. Заключенных обеспечить хорошо питанием, одеждой и инструментом. Возложить ответственность на одного толкового работника вопросы материально-технического обеспечения, пусть сядет у ВЧ и день, и ночь звонит от моего имени и имени министра, выбивает оборудование, и т.д. и докладывает результаты мне, а я уже буду потом принимать меры. В ночь приказ отпечатали и довели его до исполнителей. На следующий день поехал по лагерям, поговорить с заключенными, а их было ни много ни мало, как я уже говорил, 67 тысяч человек. Один лагерь обходил часа три, народ настроен неплохо».

25 апреля Министр МВД СССР Круглов направил на имя Берии следующее письмо: «В соответствии с постановлением правительства об открытии с 1 июня 1952 года навигации на всем протяжении Волго-Донского водного пути в настоящее время завершаются работы по строительству канала и подготовке его к сдаче в эксплуатацию в установленный правительством срок. Все работы выполняются преимущественно рабочей силой из числа заключенных. В этих условиях особое значение приобретает повышение производительности труда и заинтересованности заключенных в результатах своей работы. МВД СССР полагает целесообразным в целях еще большего повышения производительности труда заключенных, работающих на строительстве Волго-Донского водного пути, в отношении части заключенных, работающих там длительное время, выполняющих и перевыполняющих производственные нормы, осужденных за бытовые и должностные преступления и не допустивших нарушений лагерного режима, рассмотреть вопрос о снижении срока наказания и в отношении некоторых заключенных произвести условно-досрочное освобождение за отличную работу.

Это мероприятие можно было бы широко объявить среди всех заключенных, работающих на строительстве Волго-Донского водного пути, что сыграло бы очень большую роль в организации труда и режима заключенных и содействовало бы значительному повышению трудовой деятельности заключенных. МВД СССР подготовило списки на 584 таких заключенных, из них: 15 инженеров, 12 техников, 17 мастеров, 27 бригадиров, 12 десятников, 23 монтажника, 53 бетонщика, 29 арматурщиков, 18 электросварщиков, 28 трактористов-скреперистов, 10 экскаваторщиков, 35 машинистов, 22 электрика, 29 слесарей, 37 плотников, 29 шоферов, 3 бульдозериста, 8 токарей, 14 мостовщиков, 52 других квалифицированных рабочих, 65 разнорабочих и др.

Все они осуждены за бытовые и должностные преступления, проявили честное отношение к труду и безупречное поведение в ИТЛ, добились высоких производственных результатов, выполняя и перевыполняя даваемые им задания по работе.

МВД СССР вносит предложение: 474 заключенных условно-досрочно освободить с использованием их по вольному найму на работах по строительству Волго-Донского водного пути до конца этих работ и 110 заключенным снизить срок наказания, из них: 17 заключенным снизить срок наказания на 1 год, 40 - на 2 года и 53 - на 3 года; условно-досрочное освобождение заключенных и снижение срока наказания заключенным произвести через Особое совещание при МГБ СССР, куда направить материалы на этих лиц в установленном порядке. МГБ СССР (т. Игнатьев) с этим предложением согласно и его поддерживает».

В мае 1952 года Сталин подписал постановление Совмина «Об образовании правительственной комиссии по приемке готовых сооружений Волго-Донского водного пути». Комиссия была обязана приступить к работе с 20 мая, а к 20 августа - представить в Совмин акт приемки сооружений Волго-Дона. Особое внимание ей предписывалось обратить на качество выполненных работ и безотказность механизмов. Уже 25 мая комиссии надлежало представить в Совмин предложения о порядке открытия на Волгодонском водном пути регулярного пассажирского и грузового движения, а также об эксплуатации Цимлянского гидроузла и первой очереди оросительных сооружений.

27 июня первый заместитель начальника ГГВДС М.И. Журавлев направил в Москву на имя И. А. Серова докладную записку со сметой расходов, связанных с торжественным открытием навигации на Волго-Доне: строительство трибун для гостей, оформление панно и досок почета, освещение и радиофикация площадок, озеленение и цветы, лозунги и транспаранты. Журавлев просил разрешения израсходовать на все мероприятия 2,5 миллиона рублей. Только на ужин для руководства и актива управлений строительств канала и Цимлянского гидроузла Журавлев запланировал истратить 200 тысяч рублей, на «декоративные устройства и заборы для закрытия лагерей» - 300 тысяч, на транспорт и другие расходы - 500 тысяч.

Резолюция Серова гласила: «2,5 млн. рублей - вздор». 7 и 10 июля из МВД в адрес ГГВДС были направлены телеграфные директивы по проведению торжественного открытия: «Оформление сооружений провести красиво, но скромно и без больших затрат средств. Никаких громоздких и дорогостоящих сооружений делать не следует. Основными видами украшений должны быть: флаги, транспаранты, плакаты, призывы, портреты руководителей партии и правительства, светящиеся звезды, зеленые украшения (гирлянды, цветы) и т.п.»

 

К маю 1952 года была установлена скульптура И.В. Сталина у входа в шлюз №1.



По воспоминаниям Серова к нему приехал скульптор Вучетич «…и попросил проехать посмотреть, как он поставил монумент т. Сталину около шлюза № 1. Он уже закончил отработку верхней части монумента - головы и теперь откроет всю фигуру, и мы должны решить, все ли правильно. Ну, поехали. Приехали, сели на катер и поплыли по Волге. Заплыли за 3 километра, посмотрели. Мне показалось, что фигура т. Сталина обращена не к Сталинграду, а в сторону. Подплыли ближе - действительно, голова повернута в сторону от города.

Говорю Вучетичу: Как же так вы небрежно поставили.

Он, заикаясь, говорит: Иван Александрович, вот и хорошо, что вы заметили это.

Я говорю: Чего же хорошего, нас за это изобьют.

Он, улыбаясь, говорит: Завтра приезжайте в это время, и т. Сталин будет смотреть на Сталинград.

Я, по-честному говоря, усомнился. Ну, хорошо, завтра приеду, и распрощались. На следующий день я действительно убедился, что голова повернута на Сталинград. Вот кудесники. А ведь вся фигура 20 метров, голова 3 с лишним метра, вес более 10 тонн, и как они ее поворачивали, для меня осталось загадкой, а времени слазить внутрь фигуры не было».

31 мая 1952 года соединились воды Волги и Дона! Соединение вод произошло на канале между первым и вторым шлюзом.



Из дневника Серова: «Наступил день 31 мая. Я решил не 1 июня, а накануне соединить воды Волги и Дона, досрочно за сутки. Поехали на место, все осмотрели. Я т. Гришину показал пару шлюзов. Мне доложили, что люди на перемычке, которую будем со стороны Волги раскапывать, готовы и экскаватор тоже готов. Мы условились так: с обеих сторон наблюдают за мной, как я махну фуражкой, со стороны шлюза откроют [перемычки], и донская вода побежит к 1-му шлюзу, а около 1-го шлюза откопают перемычку, и волжская вода побежит навстречу донской. По обе стороны собрались народу человек по 200-300, в том числе и местные жители поселков.

Ну, я махнул фуражкой, и вода от шлюза пошла. Тракторист от 1-го шлюза прорыл отверстие в перемычке, и вначале вода побежала небольшими ручейками, а через 10 минут рекой. Момент соединения вод был самым торжественным, люди бросались в воду, надо сказать, довольно мутную, бросали майки в воду, толкали друг друга, смеялись, кричали Ура!. Местные власти поздравили нас с окончанием и разошлись, а на сердце у меня было невесело. Как это все будет воспринято в Москве. Я приехал к себе и составил записку по ВЧ об окончании основных работ, о воссоединении Волги с Доном и послал в ЦК. В записке просил некоторых з/к наградить, а других освободить. Круглову все устно рассказал. Он сказал: Пока будь там. На следующий день в газете Правда появилась фотография соединения рек и небольшая статья Сталинградского корреспондента».

Постановлением Совета Министров СССР открытие Волго-Донского судоходного канала было намечено на воскресенье 27 июля 1952 года, обеспечив с этого дня регулярное движение пассажирских и грузовых судов, а также начать эксплуатацию Цимлянской гидроэлектростанции и первой очереди оросительных сооружений. Министерство речного флота должно было обеспечить с 27 июля 1952 года регулярное движение пассажирских судов по линиям: Москва - Ростов, Сталинград - Калач.

Приказом МВД СССР было определено начало пригородного сообщение в районах Сталинградского, Ростовского, Цимлянского и Калачевского портов с обслуживанием этих линий пассажирскими теплоходами типа «Москвич» с 15 июля 1952 года. С этой целью необходимо осуществить расстановку дебаркадеров и плавучих бункеровочных баз по всей трассе Волго-Донского водного пути; оборудовать береговые вокзалы в Сталинграде и Ростове-на-Дону; обеспечить бесперебойное обслуживание пассажиров продуктами питания через сеть береговых и судовых ресторанов и буфетов. МВД СССР поручалось предоставить в Совет Министров СССР предложения о поощрении и награждении работников, особо отличившихся на строительстве Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла, а также работников заводов и монтажных организаций, принимавших участие в изготовлении и монтаже металлоконструкций, механизмов и оборудования для этих строек.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля Волго-Донскому судоходному каналу было присвоено имя Ленина с наименованием его в дальнейшем «Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина».

18 июля Сталин подписал постановление Совмина №3319 «О мероприятиях в связи с открытием Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина». Этим Постановлением предписывалось провести 27 июля в г. Красноармейске массовый митинг. Организация митинга возлагалась на Сталинградский обком ВКП(б), Министру речного Шашкову З.А. поручалось выступить на митинге от имени Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б).

Такие же митинги поручалось провести на Цимлянском гидроузле, а также по строительным районам и строительным управлениям оросительной системы.

Министерству речного флота поручалось отправить 27 июля 1952 года первые пароходы, предназначенные для регулярного пассажирского движения по Волго-Донскому судоходному каналу имени В.И. Ленина, из Сталинграда к Цимлянскому гидроузлу и от Цимлянского гидроузла в Сталинград, а также отправить 27 июля 1952 года из Москвы в Ростов-на-Дону и из Ростова-на-Дону в Москву пассажирские пароходы для регулярного сообщения.

В печати и на радио предписывалось опубликовать в день открытия Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина статьи и материалы митинга и собраний, посвященные открытию Волго-Донского судоходного канала. Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР необходимо было направить художественные коллективы и бригады артистов для обслуживания строителей Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина и трудящихся в дни открытия канала.

Министерству кинематографии СССР поручалось заснять на кинопленку открытие Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина.

Министерство торговли СССР должно обеспечить в местах проведения массовых мероприятий, связанных с открытием Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина, обслуживание населения необходимой торговой сетью.

На проведение мероприятий, связанных с открытием Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина, от МВД выделялось 500 000 рублей за счет резерва на непредвиденные расходы по генеральной смете на строительство Волго-Донского судоходного канала.

В июле перед открытием канала Министр МВД СССР Круглов распорядился на местах проверить состояние режима и охраны заключенных и организовать порядок содержания в лагерях и конвоирования на работы в предпраздничные дни с таким расчетом, чтобы исключить среди заключенных дезорганизацию работ, волынки и выступления.

Накануне открытия канала из Калача в Москву на имя Круглова была направлена докладная записка о том, что с заключенными проведены мероприятия по поддержанию дисциплины в дни открытия канала. Улучшен ассортимент питания. По линии военторга для продажи заключенным завезен обширный ассортимент продуктов питания, включая булочные, кондитерские, колбасные изделия, консервы, минеральные и фруктовые воды и т.д. Ко дню открытия канала были оформлены дела и санкционировано с прокурором лагеря на досрочное освобождение 430 заключенных, о чем им планировалось объявить в день открытия канала 27 июля.

27 июля 1952 года состоялось торжественное открытие канала. Прошел торжественный митинг у первого шлюза канала. Теплоход «Иосиф Сталин» с передовиками производства, почетными гостями, писателями, журналистами, кинохроникерами после парада кораблей на Волге начал свой путь по каналу.



Поэт Евгений Долматовский в путевых заметках «Первый рейс» так описывает этот момент: «Девятнадцать больших теплоходов и пароходов, малые суда и катера уже выстроились для парада. Трепещут по ветру праздничные флаги. Команды судов в четких шеренгах стоят на верхних палубах.

На маленьком катере «Ураган» министр речного флота принимает парад судов. Катер почти летит над водой, оставляя за собой высокие и острые гребни воды.

Обходя строй кораблей, министр поздравляет коллективы судов с исторической победой.

Катер пришвартовывается к борту теплохода «Иосиф Сталин». Министр и приглашенные участники митинга поднимаются на палубу теплохода. Поют над Волгой гудки, флагманский корабль торжественно начинает свой путь к Волго-Донскому судоходному каналу. Впереди уже видна арка первого шлюза. Широкая красная лента протянута между бетонными берегами. По традиции, разрезание ленты будет означать открытие нового водного пути. Тысячи людей устремились к берегам канала, чтобы присутствовать при историческом моменте.

Микрофон установлен на верхней палубе теплохода. Звукозаписывающие аппараты уже работают - они фиксируют торжественный гул приветствий, возгласы, доносящиеся с берегов. Кино- и фотокорреспонденты, выискивая лучшие точки для съемки, забрались на арку, образующую ворота при входе в канал. Но на еще более высокие места вскарабкались мальчишки - юные жители города Красноармейска. В руках министра речного флота появились ножницы. Теплоход плавно приближается к ленте. Вот уже нос его поравнялся с шелковой полосой. Министр разрезает ленту, и стальные ворота первого шлюза впереди теплохода широко открываются, давая ему дорогу.

Теплоход «Иосиф Сталин», возглавляя караван пассажирских судов, входит на первую ступень замечательного водного пути. Из репродуктора раздается громкий командирский голос: «Капитану теплохода «Иосиф Сталин» приготовиться к шлюзованию!»
Звучит торжественный гимн. На берегах и на палубах теплохода люди обнимают друг друга, высоко подбрасывают букеты цветов. Крики «ура», приветственные возгласы, всеобщее ликование…»

Теплоход "Иосиф Сталин" прошел через 1-й шлюз. Вдали виден памятник И. Сталину
 

Гости на верхней палубе теплохода "Иосиф Сталин"

Ранним утром 28 июля на теплоходе «Иосиф Сталин», на котором находилось большое количество знатных гостей и журналистов, в каюте писателя Б. Полевого возник пожар, что вызвало задержку рейса на час с небольшим. Пожар был ликвидирован, жертв не было, сгорело и обгорело 10 кают. В 6 утра 28 июля теплоход благополучно прибыл в Калач.

Постановлением Совмина от 16 августа «О подготовке к открытию навигации на Волго-Донском водном пути в 1952 году» Министерству речного флота СССР предписывалось организовать к 1 декабря в Калаче Управление Волго-Донского водного пути. На него возлагались функции эксплуатации и содержания в исправном состоянии всех сооружений канала и Цимлянского гидроузла.

Подводя итоги следует отметить, что в течение 1948-1952 годов были построены: Волго-Донской судоходный канал длиной 101 километр, Цимлянский гидроузел, Донской магистральный оросительный канал, Нижне-Донской распределительный канал длиной 72,9 километра, Азовский распределительный канал длиной 92,2 километра, новые железнодорожные линии от станции Морозовская Сталинградской железной дороги до Цимлянского гидроузла и от Цимлянского гидроузла до станции Куберле Сталинградской железной дороги общей протяженностью 174 км. Общая стоимость выполненных по состоянию на 1 июля 1952 года работ составила 6,1 млрд. рублей.

За 1948-1952 годы через лагеря ИТЛ прошло 236 778 заключенных, из них: было освобождено - 114 492, умерло - 1766, бежало - 1123. Например, в Калачевском ИТЛ за 1948-1953 годы всего поступило 108 917 заключенных, освобождено - 47 001, умерло - 806, бежало - 378, остальные были переведены в другие ИТЛ и ИТК; числилось на 1 июля 1948 года - 1343 заключенных, на 1 января 1949 года - 13 942, на 1 января 1950 года - 20 435, на 1 января 1951 года - 23 821, на 1 января 1952 года - 59 114, на 1 января 1953 года - 12 589, на 1 апреля 1953 года - 8608.

19 сентября появились указы ПВС о награждении строителей Волго-Дона. Героями Социалистического Труда стали 12 человек. Ордена и медали получили 6323 человека, из них: орден Ленина - 122 человека; ордена Трудового Красного Знамени - 661; Красной Звезды - 295; «Знак Почета» - 964; медали «За трудовую доблесть» - 2229 человек, «За трудовое отличие» - 2052 человека. Среди награжденных было 400 женщин, 16 из них получили орден Ленина.

Учитывая, что многие заключенные, работавшие на строительстве Волго-Дона, своим самоотверженным трудов в значительной степени искупили свою вину за совершенные преступления и твердо вступили на путь исправления МВД СССР просит Совет Министров СССР произвести досрочное освобождение 15 тысяч заключенных, из них 7 000 женщин; представить из этого количества к награждению орденами и медалям 3 000 заключенных, из них 1000 женщин; произвести снижение сроков наказания 35.000 заключенным, из них 5000 женщин. Из 3000 награжденных досрочно освобожденных особо отличившихся заключенных орден Трудового Красного Знамени получили 15 человек, «Знак Почета» - 120, медаль «За трудовую доблесть» - 1433, медаль «За трудовое отличие» - 1432. Многие строители были награждены ценными подарками.

В целях лучшего использования досрочно освобождаемых заключенных, получивших квалификацию на строительстве гидротехнических сооружений Волго-Дона, разрешить МВД СССР провести работу по привлечению их к строительству других гидротехнических сооружений, осуществляемых МВД, в качестве вольнонаемных рабочих.

Все эти предложения МВД были утверждены указом ПВС от 18 августа и постановлением Совмина СССР № 3790-1513с от того же дня.

 

Ю. Парамонов

Литература.
И. Серов. Записки из чемодана.
Е. Долматовский. Первый рейс. Путевой дневник. 1953 г
Тайны Волгодонстроя (1948-1952)
Сайт 1
Сайт 2
 

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: defaultNick (23.02.2019)
Просмотров: 109 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Счетчик посещений сайта Каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU
uCoz Copyright MyCorp © 2019