Среда, 27.11.2024, 16:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
Заметки дилетанта [122]
Разные статьи
Поиск
Меню сайта
Вход на сайт
Друзья сайта
Россия до 1917 г.
Санкт-Петербург
Москва
Нижний-Новгород
Виды Волги
Разные города_1
Разные города_2
Предкавказье
Северный Кавказ
Кавказ
Закавказье
На Урале
Сибирь и Дальний Восток
Железная дорога и Байкал
Алтай и Средняя Азия
Типы народов России
Одесситы
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
То, что интересно

Казаки. Новочеркасское казачье юнкерское училище 1910 г.
Начало прошлого века потребовало перемен в организации подготовки офицеров в военно-учебных заведениях. Слабость этого звена показала русско-японская война 1904-1905 гг. Жизнь потребовала грамотных офицеров, разбирающихся в военно-политической обстановке, с более основательным общим и военным образованием имеющих до поступления в военное училище законченное среднее образование.
Все эти новшества коснулись и Новочеркасского казачьего юнкерского училища. Прежде всего, в 1908 г. училище было передано из ведения Войскового Штаба в ведение Главного управления военно-учебных заведений. Это было предпринято с целью унификации программ подготовки офицеров разных, как писали, видов оружия.
В этот же год при училище открываются военно-училищные курсы. Эти курсы стали переходной ступенью к преобразованию Новочеркасского казачьего юнкерского училища в военное.
На военно-училищные курсы могли поступать только лица с законченным средним образованием, причем для привлечения большего их числа не было установлено особой обязательной службы в войсках за обучение на этих курсах, как это полагалось в военных училищах. Появление таких курсов в военно-учебных заведениях позволило увеличить в армии количество офицеров с более высоким и глубоким военным образованием.
В 1904 г., по приказанию Военного Министра, Новочеркасскому казачьему юнкерскому училищу было предписано с начала 1905/1906 учебного года открыть одно военно-училищное отделение за счет юнкерского, но без всяких дополнительных расходов от войска. Но открыть такое отделение не представилось возможным. Весь вопрос заключался в финансировании. Поступающие в училище на это отделение молодые люди должны были иметь не только законченное среднее образование, но и иметь возможность содержать за собственный счет обмундирование, снаряжение, обувь и белье. А это было не всем под силу. И только когда было установлено содержание юнкеров в училище на войсковой счет, появилась возможность открыть военно-училищное отделение. И в 1908 г. такое отделение было открыто. Окончившие это отделение юнкера имели равные права с юнкерами, окончившими юнкерское училище. Курс в училище продолжался: на военно-училищных курсах - 2 года, а в юнкерском - 3 года.
Для обучения на этом отделении принимались: казаки, окончившие курс Донского Императора Александра III или других кадетских корпусов, а также лица войскового сословия Донского казачьего войска с высшим или законченным средним образованием.
Юнкера военно-училищных курсов имели отдельные классные комнаты и спальни, но они мало отличались от комнат остальных юнкеров.
Для того чтобы быстрее перейти к преобразованию юнкерского училища в военное, меняется программа для поступающих в училище молодых людей, и увеличивается курс общеобразовательных предметов. Это делается с целью увеличения общеобразовательного уровня офицеров казачьих войск. Программа для поступающих в общий класс училища предусматривала знания в объеме шести классов гимназии. Таким образом, юнкера в общем классе училища получали законченное среднее образование почти наравне с окончившими курс в кадетских корпусах, гимназиях и реальных училищах.
Было введено в училище обязательное преподавание немецкого языка; до этого времени преподавание иностранных языков (французского и немецкого) было только для желающих юнкеров.
Специально военное образование в юнкерских училищах юнкера получают то же самое и в таком же объеме, как в военных училищах.
С уравнением прав по выпуску и производству юнкеров из военных и юнкерских училищ была также установлена и обязательная для всех юнкеров выслуга в войсках за полученное образование в училище, - за каждый учебный год учебы полтора года службы в войсках. Подобная выслуга в войсках до этого времени была обязательна только для юнкеров военных училищ, поступивших туда из кадетских корпусов.
21 мая 1910 г. состоялось Высочайшее повеление о переименовании с 1 сентября текущего года Новочеркасского казачьего юнкерского училища в Новочеркасское казачье училище.
Происходили изменения и во внутренней жизни училища.
Для сравнения подготовки юнкеров из разных военных училищ России в апреле месяце 1908 г. в Одессе проводится Всероссийский фехтовальный турнир военно-учебных заведений. Турнир состоялся по инициативе Одесского пехотного юнкерского училища. В турнире приняли участие 10 представителей от военно-учебных заведений России и 8-го Донского казачьего генерала Иловайского 12-го полка, дислоцировавшегося в Одессе (по другим данным участвовали представители 15 военно-учебных заведений). В программу турнира входили: фехтование, упражнения со штыком, пикой и шашкой, джигитовка, рубка и т.п. Газета «Русское слово» сообщала: «При торжественной обстановке сегодня начался всероссийский фехтовальный турнир, являющийся у нас в России первым опытом устройства подобных состязаний. Турнир происходит в роскошном здании одесской биржи, вмещающем до 1200 человек». 
От военно-учебных заведений на турнир прибыло по три человека с сопровождающими офицерами. Новочеркасское казачье юнкерское училище на турнир командировало трех юнкеров (выпускников училища 1908 г.) с лошадьми. На третий день состоялся финал Всероссийского фехтовального турнира. 
Почетный председатель генерал от кавалерии А.А. Киреев вручил призы победителям - шашки, револьверы, бинокли. Первый приз в соревновании на рапирах, портупею и золотой жетон, получил юнкер Стогов, второй приз - вахмистр Брюсов, третий - юнкер Грушецкий (Одесское юнкерское училище). 
По окончанию турнира всем участникам соревнований вручили специальные жетоны.
Представители Новочеркасского казачьего юнкерского училища Ковалев Михаил и Кудрявцев Корней получили первые призы за рубку на коне и действие пикою и по серебряному кубку от г. Одессы, а третий - Иванков Григорий - третий приз за состязание на эспадронах. Журнал «Нива» поместил фотографии с этого турнира.
Вернемся к жизни училища. 5-го августа 1908 г. был утвержден Государем Императором жетон училища. Жетон был исполнен в виде герба войска Донского. 
Его разрешено было носить всем окончившим Новочеркасское казачье юнкерское училище со времени его основания, служащим и служившим в училище чинам. Введение жетона было вызвано тем, что при проводах своих товарищей-сослуживцев среди чинов училища издавна установился обычай вручать убывающему лицу особый жетон, который служил бы символом постоянной его связи с училищем. Жетон, как указано выше, был в виде герба войска Донского, на обратной стороне его делалась гравировка, кому вручен жетон, и фамилии тех, от кого вручен.
В январе 1910 г. скончался один из старожилов училища, вахмистр лейб-гвардии Уланского полка Дмитрий Михайлович Лопатин, который около 32 лет состоял в училище учителем фехтования. За годы своей работы Д.М. Лопатин обучил фехтованию поколение молодых людей. Его уроки фехтования спасли жизнь не одному казачьему офицеру. Училище устроило ему торжественные похороны, а на могиле был сооружен по подписке чинами училища памятник. Портрет Дмитрия Михайловича повесили в фехтовальном зале, где умерший провел лучшую часть своей жизни.
В феврале 1910 г. депутация от училища удостоилась приема Его Императорским Величеством, Государем Императором Николаем ІІ. Депутация получила возможность преподнести Наследнику Цесаревичу альбом фотографических снимков из жизни училища. Фотографические снимки были сделаны любителем-фотографом, младшим офицером училища, подъесаулом Тарариным. Они были вложены в альбом из синего бархата, на верхней крышке которого были помещены: жетон училища из оксидированного серебра, казак-юнкер в полном вооружении и снаряжении на коне и надпись «Новочеркасское казачье юнкерское училище». Сам же альбом вложен был в изящный деревянный ящик, на верхней крышке которого был выжжен и художественно раскрашен герб войска Донского.
Эта депутация, подносившая альбом, состояла из начальника училища, полковника Гуславского, сотенного командира, войскового старшины Фарафонова и вахмистра училища Воротилина, выпускавшегося из училища в 1910 г.
Депутация представилась и Государю Императору 25 февраля 1910 г. в Царском Селе. Как обычно, Государь приказал полковнику Гуславскому передать училищу благодарность за поднесенный альбом. В училище об этой благодарности была послана телеграмма: «Государь Император изволил благодарить чинов, юнкеров училища за выраженные верноподданнические чувства и поднесенный альбом». После приезда депутации в училище на собрании было поведано об обстоятельствах встречи с Императором и Наследником.
Нужно сказать, что училище, располагаясь в Новочеркасске, не имело поблизости ни одной воинской части, где можно было бы посмотреть на порядок службы в этих частях, перенять опыт, ознакомиться со службой и бытом, порядком проведения занятий. Но такой возможности не было, как говорится, варились в собственном соку.
Юнкера училища, только офицерами на службе в казачьих полках, впервые сталкиваются с регулярными войсками и знакомятся на практике с их жизнью; до этого юнкера изучают регулярные войска в теории, записывая в конспекты основные положения несения службы в войсках. Ну, а теория, как говорится, без практики мертва.
Про знакомство с морскими и сухопутными крепостями, а также с флотом и говорить не приходилось: не только юнкера, но и большая часть офицеров-питомцев училища никогда не видели их.
Кроме того, многие юнкера, до поступления в училище проживали в малых хуторах и станицах. Учились в лучшем случае в окружных станицах, получая гимназическое образование, за редким исключением в крупных населенных пунктах. До поступления в училище некоторые из них не бывали даже в Новочеркасске, не говоря уже о других городах Российской империи. По окончании училища они часто попадали в небольшие поселки на окраине империи, где их военное образование заканчивалась. Уходя на льготу, казачий офицер возвращался в свою станицу. О дальнейшем образовании речь не шла. Только отдельные из них решались на поступление в Академию Генерального Штаба.
Таким положением дел обеспокоилось командование училища. Когда депутация училища находилась в Петербурге, начальник училища обратился в Главное Управление военно-учебных заведений с ходатайством разрешить училищу совершить в г. Севастополь образовательную экскурсию для выпускных юнкеров, где юнкера могли бы ознакомиться с регулярными войсками, крепостными сооружениями и флотом, а также попутно посетить исторические памятники и места героической обороны Севастополя.
Главный Начальник военно-учебных заведений, Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович, всегда шедший навстречу всяким полезным начинаниям в отношении развития «лихих станичников-юнкеров», разрешил эту поездку.
2-го мая 1910 г. семьдесят девять юнкеров-выпускников под командованием руководителя поездки инспектора классов, полковника Павла Ивановича Федорова, при 4-х сменных офицерах и в сопровождении преподавателей: военных наук, артиллерии и фортификации выехали по железной дороге из Новочеркасска в Новороссийск где их ожидал предоставленный штабом Черноморского флота минный заградитель «Прут». 
Это судно было ранее почтово-пассажирским пароходом Добровольного флота и учебным судном. В 1905 году восставшие матросы этого минного заградителя попытались присоединиться к броненосцу «Потемкин», но не застали тот в Одессе.
Вот на этом судне юнкера отправились в Севастополь, куда прибыли 4-го мая. Юнкерами был осмотрен броненосец «Пантелеймон», до 1905 г. - «Потемкин», а с 12.10.1905 г. получивший название «Пантелеймон» за известное выступление команды «Потемкина» летом 1905 г. 
Побывали юнкера на крейсере «Память Меркурия». 
Посетили подводные лодки: «Карась», «Судак» и «Лосось». Так выглядели эти подводные лодки. Фото подводной лодки «Карась».
Не остались в стороне технические учреждения севастопольского порта (доки, мастерские и т.п.). Посещены береговые укрепления Севастополя, а попутно с ними Херсонесский монастырь и развалины древнего Херсонеса, где, как тогда, так и в настоящее время ведутся раскопки. 
После этого экскурсантами были посещены исторические памятники Севастопольской обороны, среди которых было Братское кладбище. 
Осмотрели бастион №1 на Малаховом кургане с памятником доблестному защитнику контр-адмиралу Корнилову, на котором, как пишут, была начертана предсмертная его молитва: «Благослови, Господи, Россию, Царя; спаси Севастополь и флот». На современном памятнике остались только слова «отстаивайте же Севастополь». Около памятника из ядер выложено место смертельного ранения адмирала. 
На этом же постаменте изображен матрос Петр Кошка, заряжающий пушку, и фамилия которого стала нарицательной для многих поколений мальчишек.
Побывали юнкера на Историческом бульваре, где стоит памятник генералу Тотлебену. 
Осмотрели знаменитый 4-й бастион времен обороны Севастополя. На этом бастионе артиллерийским офицером служил Лев Николаевич Толстой. На Историческом же бульваре была посещена и «панорама», где временно находилась картина Мюнхенского художника Рубо, изображающая один из эпизодов кровавой борьбы на Кавказе – «штурм аула Ахульго». 
В самом Севастополе был посещен музей Севастопольской обороны. 
Побывали около памятника адмиралу Нахимову, на котором в те годы был написан его знаменитый приказ накануне Синопского боя (18 ноября 1855 г). «Уведомляю гг. командиров, что в случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело». 
Кроме того был посещен аквариум Севастопольской биологической станции Императорской академии наук, который был самым большим аквариумом в России. Аквариум работает и в наши дни. 
Закончилось пребывание юнкеров в Севастополе ознакомлением их с лагерем 13-й пехотной дивизии, где юнкерам было показано ротное и батальонное тактическое учение 49-го пехотного Брестского полка.
На обратном пути юнкера заехали в один из самых чудных по своей растительности и климату уголков России - Ялту. Посетили Ливадийский дворец, где преклонились пред креслом, на котором умер Император Александр III. 
В Феодосии осмотрели картинную галерею Айвазовского, а в Новороссийске были ознакомлены с устройством грандиозного Новороссийского элеватора. 
11 мая экскурсанты возвратились в г. Новочеркасск. Как видим, экскурсионная поездка юнкеров была весьма насыщенной и познавательной. Много пищи для ума и сердца юнкеров дала эта поездка. Подобные поездки практиковались и в последующие годы.
С приездом в г. Новочеркасск для юнкеров начались обычные лагерные будни. Сказать, что в результате этой поездки юнкера получили глубокие знания нельзя. Но общее представление о жизни войск было получено.
26 мая 1910 г. состоялся Высочайший приказ о производстве полковника Гуславского в генерал-майоры с назначением на должность помощника начальника штаба Казанского военного округа.
Новым начальником училища стал назначенный приказом от 10 июня этого же года штаб-офицер для поручений при штабе Московского военного округа, Генерального Штаба полковник Петр Харитонович Попов, питомец училища, выпускник 1891 г., хорошо знавший проблемы училища.
В 1910 г. состоялся двойной выпуск юнкеров. Были выпущены юнкера военно-училищных курсов, принятые в училище в 1908 г., и юнкерского общего класса училища.

На этом остановимся. Продолжение следует.
Фотографии и другой изобразительный материал из общедоступных источников.
Ю. Парамонов
Источники указаны в предыдущих статьях.

 
Категория: Заметки дилетанта | Добавил: paramonov (15.06.2020)
Просмотров: 665 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Счетчик посещений сайта Каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU
uCoz Copyright MyCorp © 2024