Суббота, 23.11.2024, 22:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
Заметки дилетанта [122]
Разные статьи
Поиск
Меню сайта
Вход на сайт
Друзья сайта
Россия до 1917 г.
Санкт-Петербург
Москва
Нижний-Новгород
Виды Волги
Разные города_1
Разные города_2
Предкавказье
Северный Кавказ
Кавказ
Закавказье
На Урале
Сибирь и Дальний Восток
Железная дорога и Байкал
Алтай и Средняя Азия
Типы народов России
Одесситы
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
То, что интересно

Казаки. Новочеркасское казачье юнкерское училище

Присвоение офицерского чина воспитанникам военно-учебных заведений непосредственно при выпуске их в войска утвердилось в России далеко не сразу. Идущее от петровской традиции представление о том, что будущий офицер должен обязательно прослужить какое-то время в строю в нижних чинах, держалось очень долго. На военно-учебные заведения не смотрели как на институт, способный полностью компенсировать отсутствие опыта действительной службы, знание которой с азов считалось основным для командования людьми. Военно-учебные заведения должны были готовить обучающихся к присвоению офицерского звания, но их окончание само по себе не означало гарантии его получения.

Первые военные школы вообще имели целью не столько производство своих  воспитанников в офицеры, сколько получение ими специальных познаний. Поэтому и были школы артиллерийскими, инженерными и морскими. Естественно, выпускники их, направляемые в войска унтер-офицерами, производились в офицеры в первую очередь. Офицерами стали выпускать только воспитанников Сухопутного кадетского корпуса, но и то далеко не всех: часть прапорщиками, часть - унтер-офицерами, зато лучшие получали сразу чин подпоручика и даже поручика. Созданный в конце XVIII в. Военно-сиротский дом тоже выпускал своих воспитанников юнкерами и портупей-прапорщиками, и только отличники производились в офицеры сразу при выпуске. То же касалось и Шкловского благородного училища.

В начале XIX века кадетские корпуса и училища в основном выпускали с правами на производство, а не офицерами (это не относилось к Пажескому корпусу, все воспитанники которого выпускались офицерами). Но, конечно, выпускники военно-учебных заведений производились в офицеры очень быстро, обычно через несколько месяцев после прибытия в войска, им не надо было выслуживать срок в унтер-офицерском звании.

Производство всех выпускников кадетских корпусов и училищ в офицеры сразу при выпуске было установлено в 1830 г., и с тех пор унтер-офицерами в виде исключения стали выпускаться только худшие по успехам воспитанники специальных училищ.

Плохо обстояло дело в казачьих войсках. В войске Донском военные познания давали Новочеркасская гимназия и Усть-Медведицкая. В этих гимназиях в старших классах давались азы военных наук. Выходец из этой гимназии мог стать в лучшем случае урядником, т.е. младшим командиром, сродни унтер-офицеру царской армии или поступить в военно-учебное заведение вне пределов войска Донского.  

Таким образом, контингент офицеров в казачьих войсках пополнялся за счет выходцев из других военных училищ. Что касается воспитанников этих училищ из казачьего сословия, то, как отмечают, в среднем только 4,5% от общего числа выпускников из военных училищ шли в казачьи войска. Обратим внимание на эти 4,5 %. Получается, что остальные выпускники из казачьего сословия не были распределены в казачьи войска, а пополнили другие не казачьи части.

Так, например, в 1871 году в казачьи войска было выпущено только 8 человек, что составило 1% от общего числа выпускников.

Поэтому перед казачьими войсками остро стоял вопрос пополнения казачьих войск офицерами.

В январе 1866 г. были упразднены особые отделения военных наук при Новочеркасской и Усть-Медведицкой гимназиях (гимназии эти обращены в классические), а Войсковому начальству войска Донского было предложено войти с представлением об образовании юнкерского училища в войске, причем в этом отношении к Донскому войску должна быть применена общая система образования, какая принята в юнкерских училищах для регулярных войск.

Войсковой Наказной Атаман генерал-адъютант Павел Христофорович Граббе в мае 1866 г. поручил разработать проект положения о юнкерском училище в войске Донском Особому Временному Комитету, который был учрежден в городе Новочеркасске по Высочайшему повелению для составления нового положения о войске Донском. 

В состав комитета входили: председатель генерал-майор Федор Иванович Шумков, члены: чиновник для особых поручений при Войсковом Правлении подполковник Андрей Алексеевич Муженков (начинал деятельность в Новочеркасской гимназии учителем русского языка и географии), войсковые старшины Курючкин и В.И. Павлов (его сын сотрудничал с фашистами в годы Великой Отечественной войны, был убит агентом НКВД в 1944 году на территории Белоруссии), от торговых казаков Андрей Сербин и от казаков Xаритон Иванович Попов (русский историк и благотворитель, первый директор и один из организаторов Новочеркасского музея истории донского казачества).

Комитет работал при делопроизводителе Демине.

Комитету при составлении проекта указано было руководствоваться Высочайше одобренным 14 июля 1864 г. положением о юнкерских училищах, принимая во внимание особые условия казачьей жизни и службы.

В сентябре 1866 г. комитетом был составлен проект положения об училище для урядников войска Донского и 26 сентября был представлен вместе с протоколом Комитета Войсковому Наказному Атаману.

Но комитет при составлении проекта положения решил идти своим путем. Юнкерское училище в войске Донском, по мнению комитета, должно было иметь целью дать поступающим средство к приобретению только необходимого для казачьего офицера специального военного образования и ограничить учебу одним годом.

В училище принимать по экзамену урядников, имеющих уже требуемые для производства в офицеры сведения по предметам общего образования и, тем самым, не устанавливать постоянной приемной программы, но с течением времени увеличивать объем знаний, требуемых для поступления в училище.

Было решено иметь штатное число обучающихся в училище урядников в количестве 75 человек, но вместе с тем предоставить не поступившим в училище, для пополнения комплекта, урядникам слушать лекции в училище экстернами, без отпуска им содержания от войска.

Годичные занятия урядников в училище Комитет предложил распределить таким образом: девять месяцев на занятия в классах, один месяц для экзамена и два месяца для занятий в поле.

Кроме того, было определено денежное содержание обучающихся, предметы обучения и прочие организационные мероприятия.

Войсковой Наказной атаман, генерал-адъютант Граббе передал этот протокол с проектом в том же году во Временный Комитет при Управлении Иррегулярных войск для пересмотра казачьих законоположений.

Но положение об организации урядничьего училища в верхах не нашло поддержки. Генерал-адъютант Граббе к этому времени был назначен в Государственный совет и убыл из войска.

И уже вновь назначенный Войсковой Наказной атаман, генерал-адъютант Александр Львович Потапов создал в декабре 1867 г. новый комитет. 

В этот раз в комитет вошло четыре генерал-майора: Мажаров, Попов, Митрофанов и Андрианов.

Кроме них, пять полковников: Попов (помощник начальника штаба), Григорий Павлович (?) Еманов (в будущем генерал-майор), Югапов (командир 10-й Донской батареи), Леонов (командир учебного полка), Дмитрий Павлович Дохтуров (в будущем генерал от кавалерии).

Делопроизводителем в комитете был полковник Греков.

Председатель комитета начальник штаба войска Донского генерал-майор Павел Степанович Фомин (в будущем генерал-лейтенант). 

Комитету было предложено «рассмотреть во всей подробности Высочайше одобренное в 1865 году в виде опыта положение о юнкерских училищах и по его подобию составить проект об образовании в войске Донском такого же училища. Другими словами, как говорится, не изобретать велосипед, а переработать готовое.

В феврале 1868 г. председатель Комитета, начальник штаба войска Донского, генерал-майор Фомин представил Войсковому Наказному атаману: протокол Комитета, проект Положения об урядничем училище в войске Донском со штатом и приложениями, ведомость о сумме, требующейся к расходу на устройство и содержание урядничьего училища и проект изменения существующих постановлений о производстве в офицеры в войске Донском, при учреждении урядничьего училища.

Как положено, в том же феврале месяце проект был представлен военному министру для утверждения.

В мае 1869 г. этот проект с незначительными изменениями был Высочайше утвержден, и в тот же день последовало Высочайшее повеление об открытии в августе 1869 г. в г. Новочеркасске урядничьего училища на 120 человек (114 от Донского и 6 от Астраханского войска).

В высшем отношении, Новочеркасское урядничье училище было подчинено: по учебной части - Главному Управлению военно-учебных заведений, а по всем прочим частям Главному Управлению Иррегулярных войск.

Было определено, что в училище поступают по экзамену уроженцы Донского и Астраханского казачьих войск: дворяне - не ранее 16 лет, и вольноопределяющиеся. Как видим, в это училище лицам не дворянского звания поступление было заказано.

Поступающие в училище из уроженцев войска Донского обязаны иметь все установленное в строевых полках обмундирование, вооружение и конскую амуницию на собственный счет, иметь собственных строевых лошадей, годных для строевой службы, и содержать все это в должной исправности; уроженцы Астраханского войска обязаны иметь только обмундирование на собственный счет, вооружение же, конская амуниция и строевые лошади должны приобретаться и ежегодно ремонтироваться (содержаться) за счет войсковых сумм этого войска.

Все урядники, обучающиеся в училище, для отличия от прочих, имеют посреди плечевых погон продольную нашивку из желтого басона (лента), которую окончившие успешно курс сохраняют и по выпуску, до производства в офицеры (в 1871 году, с переименованием урядничего училища в юнкерское, продольная нашивка из желтого басона заменена узкой серебряной тесьмой, которая нашивалась вокруг погон; в 1878 году добавлен трехцветный гарусный шнур, пришиваемый к канту вокруг погон).

В строевом отношении урядники во время состояния в училище числятся прикомандированными к Донскому учебному полку и составляют конную сотню, устраиваемую на одинаковых основаниях с сотнею казачьего полка.

Учебный курс в урядничьем училище начинается с 15 августа и продолжается по 15 мая - 9 месяцев; с 15 мая проводятся экзамены, а по окончании их, до 15 августа, урядники занимаются службой в Донском учебном полку и участвуют в полковых конных учениях этого полка, составляя в нем отдельную сотню. Кроме того старший класс ходит на практические занятия в поле.

По окончании выпускного экзамена и практических занятий в поле, урядники, подлежащие производству в офицеры, отчисляются от училища и Донского учебного полка в свои войска, откуда командируются в полки при первом наряде их на полевую службу. В полках урядники в офицеры производились не сразу, а по представлению своего ближайшего начальства.

По Высочайше утвержденному штату, постоянный личный состав чинов Новочеркасского урядничего училища состоял:

Звание должностного лица

Количество

Годовой оклад содержания каждому

Примечание

Жалованье

Столовых

Руб.

К.

Руб.

К.

Начальник училища, полковник (подполковник)

1

по чину

1500

 

Сотенный командир, войсковой старшина (есаул, подполковник)

1

по чину

400

 

Адъютант, до чина есаула или капитана включительно (он же делопроизводитель по учебной части, казначей и квартирмейстер)

1

по чину

300

 

Младших офицеров, до чина есаула, ротмистра и капитана включительно

4

по чину

300

 

Ветеринарный лекарь

1

получает присвоенное по должности

Прикомандировывается войсковым штабом из находящихся при военных управлениях

             

Комплект преподавателей должен был определиться количеством уроков каждого из них, обусловленным, в свою очередь, числом классных отделений, полагая на каждое по 1150 руб. (в общем около 50 р. за годовой урок) и сверх того на летние практические занятия в поле - 200 руб. (в 1878 году на летние практические занятия в поле добавлено по 280 руб. в год, а в 1877 году увеличено на преподавание на 470 руб. на каждое классное отделение).

Далее, бюджет училища штатом определялся так:

на вознаграждение медика - 150 руб.; на вознаграждение инструкторов гимнастики и фехтования - 154 руб. (в 1876 г. увеличено на 626 руб. в год); на учебные пособия, библиотеку и канцелярские припасы - 560 руб.; на покупку призов для награждения обучающихся - 60 руб.; на гимнастические машины и фехтовальные принадлежности - 160 руб. и на хозяйство заведения - 2213 руб. 95 к.

Что же касается обучающихся в училище урядников, то они, во время состояния в нем, получают квартирное, денежное, провиантское, приварочное и фуражное довольствие на своих строевых лошадей на общем для строевых казаков основании и сверх того на улучшение пищи по 5 к. в сутки на каждого урядника.

Для обеспечения довольствия пищею урядников, начальство следовало устроить для них общий стол, применяясь к тому порядку учреждения артелей, какой определен инструкцией юнкерским училищам регулярных войск.

Для прислуги в комнатах, классах, столовой и других хозяйственных надобностей назначается команда (в 1871 г. эта команда заменена вольнонаемной прислугой) из 2 урядников и 18 казаков внутренней службы.

Для помещения строевых лошадей урядников штатного состава устраивается общая конюшня, в которой содержатся лошади под присмотром особой команды из 2-хъ урядников и 40 казаков внутренней службы; при конюшне устраивается казарма для помещения команды и кузница (в 1874 г. открыта при училище оружейная мастерская с вольнонаемным) для ковки лошадей под присмотром опытного кузнеца, на наем которого отпускалось 120 руб. в год и оружейным мастером и двумя оружейниками для обучения юнкеров оружейному делу.

В общем весь годовой расход по содержанию Новочеркасского урядничего училища, при комплекте в 120 урядников, составлял около 31 000 руб. и относился полностью на суммы Донского и Астраханского казачьих войск.

Таким образом, общая средняя стоимость обучения каждого урядника составляла около 250 руб. в год.

В мае 1869 года начальником урядничьего училища был назначен старший эскадронный офицер Николаевского кавалерийского училища, лейб-гвардии конно-гренадерского полка капитан Александр Карлович Миллер с переименованием в чин подполковника.

Сотенным командиром назначен Донского учебного полка войсковой старшина Иван Эрастович Греков.

Иван Эрастович родился в январе 1830 года, православный. Женат. На 1890 год имел 3 детей. Окончил 2 кадетский корпус в 1848 году, получив звание хорунжего. В 1853 году – сотник, 1859 году – есаул, 1869 году – войсковой старшина, 1879 году – полковник, 1889 году – генерал-майор, с 1889 года – генерал-лейтенант. Дата смерти неизвестна.

Прохождение его службы: командир сотни; начальник Новочеркасской местной команды (15.12.1874-3.03.1875); черкасский окружной воинский начальник (3.03.1875-20.09.1879); командир Донского казачьего 8-го полка, дислоцировавшегося в Одессе (20.09.1879-1.07.1887), окружной атаман 2-го Донского округа ОВД (1.07.1887-после 1.05.1890) проживал в станице Нижне-Чирской.

Награжден орденами: Св. Станислава 3-й ст., Св. Анны 3-й ст., Св. Станислава 2-й ст., Св. Анны 2-й ст., Св. Владимира 4-й ст., Св. Владимира 3-й ст.

Иван Эрастович в должности сотенного командира пробыл 5 месяцев, отбыв к новому месту службы.

Вместо него на эту должность был назначен войсковой старшина того же Донского учебного полка Иван Алексеевич Попов. 

По Попову удалось найти следующие сведения: потомственный казак, дворянин, войсковой старшина, получивший землю на Верхнем Дону за службу государю. В 1853 владел землей в Ясеневке, имел 114 крепостных.

Должностными лицами в училище назначены:

Младшие офицеры:

Донского учебного полка хорунжий Константин Модестович Ягодин.

В 1866 году он окончил в Москве Александровское военное училище и был распределен в Донское казачье войско.

Сотник 52-го Донского полка Михаил Дмитриевич Несохлов.

Сотник Донской артиллерии Иван Андреевич Луизов - он же преподаватель математики.

Есаул Дмитрий Матвеевич Костин.

Адъютант (он же делопроизводитель по учебной части, казначей и квартирмейстер) Донской артиллерии сотник Василий Казьмич (Кузьмич) Рытиков. 

Даты жизни: 22.03.1839 - 14.07.1901 гг. Родился в станице Гундоровской, происходил из дворян Области Войска Донского, сын офицера Донского казачьего войска Кузьмы Тихоновича Рытикова. Окончил Орловский Бахтина кадетский корпус (1854), Дворянский полк, 16.06.1856 г. выпущен хорунжим в 6-ю Донскую казачью конноартиллерийскую батарею, служил в 6-й, 4-й и 10-й Донских казачьих батареях. Сотник 15.03.1859 г. Есаул 23.05.1866 г. Войсковой старшина 02.09.1872 г. Подполковник 05.05.1876 г. Полковник 26.02.1881 г. Генерал-майор 12.02.1895 г. Генерал-лейтенант 1901 г. В 1864-1865 гг. находился в Польше и участвовал в завершающих делах против восставших поляков. В дальнейшем командовал различными казачьими батареями. Во главе 2-й Донской казачьей батареи в 1877 г. выступил на Дунайский театр начавшейся войны с Турцией. 05.10.1877 г. награждён орденом св. Георгия 4-й степени «В воздаяние за отличие, оказанное во время сражения с турками», 04.07.1877 г., под Никополем, где занял почти недоступную для артиллерии позицию. Двумя орудиями, под личным начальством, обстреливал через р. Осьму неприятельскую батарею и заставил ее замолчать. 14.11.1878 г. получил золотую шашку с надписью «За храбрость». Командир 16-й Донской казачьей батареи 06.11.1879 г. Командир 2-й Донской казачьей батареи 09.08.1885 г. Командир 9-й Донской казачьей батареи 28.09.1888 г. Воинский начальник области Войска Донского 12.01.1889 г. Весной 1901 года Рытиков был произведён в генерал-лейтенанты и назначен комендантом Новочеркасска, но эту должность занимал недолго, 14 июля 1901 года скончался.

Награды: Св. Станислава 3-й степени 1865 г., Св. Анны 3-й степени 1871 г., Св. Георгия 4-й степени 05.10.1877 г., Св. Станислава 2-й степени с мечами 1878 г., Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом 1878 г., Св. Анны 2-й степени 1885 г., Св. Владимира 3-й степени 1889 г., Св. Станислава 1-й степени 1898 г.

Ветеринарный врач училища Петр Иванович Калинин.

Приватные преподаватели:

Закона Божьего - священник о. Войтов, русского языка - Херасков, истории и географии - Рунов.

Одновременно с заботами по укомплектованию личным составом вновь учрежденного Новочеркасского урядничьего училища Войсковое начальство озаботилось своевременным изготовлением всей классной и хозяйственной обстановки, на что было отпущено из войсковых сумм 5355 р. 70 к., причем, в виду неимения в г. Новочеркасске годных для казарменного расположения всего училища свободных войсковых помещений, было нанято частное подворье Попова на Николаевской площади против кафедрального собора.

Двухэтажный дом, что выходит на площадь, отведен был под классы, библиотеку, гимнастическую залу и канцелярию, флигеля во дворе - под команду казаков, кухню и хлебопекарню, а два сарая были обращены в конюшни для строевых лошадей урядников. Ниже показан вид перестроенного здания училища в наши дни. 

Урядники до устройства потребных для училища помещений временно размещались в г. Новочеркасске на частных квартирах по отводу или же по найму на собственный счет.

Открытие училища, размещение и обустройство проходило в крайне сложных условиях, потому что не хватало денег, помещений, пищи. Начальник Новочеркасского казачьего урядничьего училища подполковник Миллер писал в войсковой штаб о тех трудностях, с которыми столкнулось училище, сообщая, что нет помещений для жилья и проведения занятий, катастрофически не хватает денег на питание, отопление и освещение, нет средств на баню и стирку белья, необходим фельдшер с приборами и инструментами, мало рядового состава для наведения внутреннего порядка, тяжело обстоит дело с фуражом и снабжением лошадей водою, нет простейшего инвентаря, не говоря уже о покупке более или менее нового оружия. Эти и многие другие проблемы порождали недисциплинированность и даже уклонение от службы.

2-го октября 1869 г. последовал первый приказ, и Новочеркасское урядничье училище начало свою работу.

После произведенных вступительных экзаменов в начале октября по Закону Божьему, русскому языку, математике, географии и истории приказом по училищу от 28 октября 1869 г. за №7 были зачислены в училище из дворян 32 урядника и 30 казаков; последние в день зачисления их в училище были произведены Войсковым Наказным Атаманом в урядники.

5-го Ноября в 7 ч. 30 м. утра было отслужено молебствие, после чего урядники заняли места в двух классных отделениях, и учебный курс начался.

Утром, с 8 час. утра до 2 час. дня, классные занятия и фронтовые учения с часовым перерывом для завтрака, затем урядники распускались по квартирам для обеда; к 5 час. дня они вновь собирались в классные помещения, где занимались приготовлением уроков до 8 час. вечера.

В общем направлении подготовки урядников, вопреки господствовавшим в то время воззрениям на военную службу, классным занятиям отдавалось большее предпочтение по сравнению со строевым образованием. Это объяснялось особыми условиями, в которых находилось училище. К этим условиям относились: очень низкий образовательный уровень урядников; недостаток строевого конского состава (не все урядники имели строевых лошадей); отсутствие не только манежа, но даже плаца для строевых занятий; недостаток средств в училище, чтобы завести все необходимое для строевого обучения.

Так, верховая еда заключалась только в редких проездках всей полусотней за город, джигитовка, стрельба в цель и ковка в училище даже не производились в первый учебный год.

Размещение урядников по частным квартирам создавало также трудности. В первую очередь, довольствие не из общего котла, а на частных квартирах, получая для этого положенное приварочное и провиантское довольствие деньгами из училища, создавали много неудобств для жизни училища. Размещение вне училища приводило к нарушению распорядка дня, т.к. квартиры зачастую располагались вдали от училища, и урядники опаздывали на занятия; трудность в сборе урядников вне классных занятий.

В связи с этим в декабре было введено общее артельное сотенное хозяйство, и в тот же день все урядники училища с частных квартир перешли в нанятое для них казарменное помещение.

Артельное сотенное хозяйство предусматривало то, что отпускаемые суммы на содержание каждого урядника шли в общий «котел» сотни. Этими суммами ведал каптенармус под командой сотенного командира. Экономия, получаемая от провиантского и приварочного довольствия, шла на удовлетворение хозяйственных надобностей сотни. Эта экономия шла, например, на улучшение питания, содержание кухонной утвари, материалов для канцелярии, на книги и журналы и т.п.

Для казарменного помещения училища было нанято подворье Сербинова на Ермаковском проспекте, где для каждого урядника была назначена койка. 

Урядники занимали второй этаж здания: нижний отведен был под квартиру начальника училища. Сотенный командир и младшие офицеры размещались на частных квартирах в городе.

С этого дня, собственно, началась правильная казарменная жизнь училища.

Кроме классных и фронтовых занятий урядники исполняли все обязанности внутренней службы, требуемые уставами и особо составленной для юнкерских училищ инструкцией.

В дополнение этой инструкции в училище была составлена своя инструкция. В ней в зависимости от тех условий, в которых училище находилось, были подробно указаны: порядок, соблюдаемый в классах и спальнях, порядок отпуска со двора, форма одежды, отдание чести и ведение артельного хозяйства в сотне, а также обязанности должностных чинов.

Урядники училища в строевом отношении делились на две полусотни, в составе двух взводов. По этому строевому расчету они размещались в классных отделениях и в спальнях.

Для строевого же обучения урядники были разделены на три смены, и каждой сменой ведал особый младший офицер.

Как и в войсковых частях в училище ежедневно назначался один из младших офицеров дежурным по училищу; из урядников ежедневно назначались: дежурные по кухне и конюшне, два дневальных во взводных помещениях и два дневальных по классам.

Время дня в училище было распределено следующим образом: в 6.30 час. утра урядники вставали, к 7.30 шли строем в классное здание, где пили чай; с 8 час утра до 13 час. дня присутствовали на классных занятиях; затем шли строевые занятия, а в 4 часа - обед; после обеда урядники строем возвращались в здание спален.

Учебный курс выполнялся в соответствии с установленными программами. В младшем классе (с 1871 года) проходились только общие предметы:

Закон Божий и нравственность - 2 часа в неделю; изучались истины веры и нравственности христианской путем изучения Ветхого и Нового заветов.

Русский язык - 6 час. в неделю: этимология, синтаксис, чтение более доступных понятиям учащихся произведений, письменные упражнения в диктовке и небольших описаниях, исполняемых в классе.

Математика - 4 часа в неделю: арифметика и геометрия (планиметрия и стереометрия), причем преподавание геометрии велось параллельно с практическим решением топографических задач.

География - 4 часа в неделю: начала математической и физической географии; обзор частей света с указанием на карте главнейших государств; краткое обозрение Европы в физическом, политическом и этнографическом отношении; география Российской Империи в подробности.

История - 5 часов в неделю: отечественная история.

Черчение - 1 час в неделю: предварительные сведения из топографии (понятие о профиле и плане, о масштабах) и черчение различных фигур по масштабу.

Воинские уставы: дисциплинарный, гарнизонный, строевой и внутренней службы, на что уделялось по 2 урока в неделю. Уставы урядники изучали под руководством сотенных офицеров.

На строевые занятия отводилось по 12 час. в неделю.

Эти занятия в зимний период состояли в одиночном обучении и производились во дворе классного здания или же на Троицкой площади.

Урядники обучались гимнастике, верховой езде, шашечным приемам, рубке шашками, фехтованию и пешему строю. Практические работы в поле по топографии: вешение и измерение линий, съемка небольших участков в масштабе 10° и 25° в дюйме. Буссоль; нанесение азимутов; засечки (прямые и обратные).

В старшем класс, когда он был открыт в 1870/71 учебном году, из общеобразовательных предметов только преподавались:

Закон Божий - катехизис и русский язык - только практические письменные работы, причем на первый предмет был назначен один час, а на второй - два часа в неделю.

Из специальных предметов в этом классе проходились:

Тактика - 6 часов в неделю: боевое устройство главных родов оружия, а особенно кавалерии, способы атаки и обороны местных предметов, способ охранения войск, малая война; военно-исторические примеры; в конце года каждый урядник решал две письменные несложные задачи на плане.

Военная администрация - 3 часа в неделю: главные основания управления войск, хозяйство полка и сотни, права и обязанности офицеров, практическое знакомство с составлением деловых бумаг и умение находить законы.

Ручное оружие и необходимые сведения из артиллерии - 2 часа в неделю: устройство ружья, стрельба из него, способ сборки, разборки и сбережения его, качество, хранение и перевозка пороха, устройство орудий и стрельба из них.

Полевая фортификация - 2 часа в неделю: полевые укрепления, усиление местных предметов, порча и исправление мостов и бродов, заготовление дерна, фашин и туров, устройство лагеря и бивака, производство работ летучей сапы.

Военная топография - 1 час в неделю: чтение планов и карт, военно-глазомерная съемка.

Военное судопроизводство - 2 часа в неделю: сущность военных законов, производство следствия и суда.

Иппология - 3 часа в неделю: сведения о лошади, правила ковки - теоретически и практически.

Воинские уставы - 2 часа в неделю под руководством сотенных офицеров: строевой и полевой службы, наставление о стрельбе.

Для строевых занятий было назначено 14 часов в неделю, причем кроме одиночного обучения урядниками производились строевые учения повзводно, а затем всей сотней за городом.

С этого же года все урядники занимались вольтижировкой, джигитовкой, стрельбой, ковкой и пешими учениями по-конному для практического изучения строевых уставов.

Практические занятия в поле в старшем классе состояли: по топографии - в глазомерной съемке и военном кроки, по полевой фортификации - в заготовлении туров, фашин, дерна и возведении небольших полевых укреплений.

Система ведения занятий была репетиционная. Репетиции назначались в течение недели, для чего предметы преподавания были разделены по числу репетиций в году на отделы, приблизительно равные по объему, и в назначенное время каждый урядник должен был спрошен по каждому отделу.

По окончании годичного курса, в мае месяце, проводились экзамены.

В устройстве училища Войсковое начальство принимало самое горячее участие и всегда охотно шло навстречу нуждам этого нового, по отзыву Войскового Наказного Атамана, генерал-адъютанта Черткова, «рассадника образованных Донских офицеров».

В память того, что открытие училища произошло впервые при нем, генерал-адъютант Чертков прислал 3-го февраля 1870 г. в дар училищу портрет Государя Императора Александра II-го, который украшал стены училища.

 

На этом остановимся. Продолжение следует

 

Ю. Парамонов

 

Изобразительный и другой материал из общедоступных источников

 

Источники:
Сайт 1.
Сайт 2.
Сайт 3.
Википедия

 

 

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: paramonov (22.12.2019)
Просмотров: 934 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Счетчик посещений сайта Каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU
uCoz Copyright MyCorp © 2024