В статье упоминаются богатые и бедные казаки, но это разделение условно. Под богатым казаком имеется ввиду казак, совершавший успешные походы за зипунами и ясырем, привозивший множество диковинных вещей, дорогостоящее оружие и получавший выкуп за ясырь. И хотя все вещи делились между станичниками поровну, но все-таки…
Кто-то все полученное мог продуванить, а кто-то откладывал про запас. Отправляясь в новый поход, часть казаков свои вещи оставляли на сохранность в монастырях. Идущим на гульбу некоторые старшины давали соответствующие припасы, струги и другие вещи. За это по возвращению шел соответствующий расчет.
Также казаки «зимовых станиц» получали от государя на Москве большие дорогостоящие подарки, как оружием так и мехами, вещами и деньгами. Казачьи атаманы и старшИны со временем стали богатыми людьми.
А в давние времена одежда казака была самой разнообразной. Никто не устанавливал дресс-код.
В 16-17 веке костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у казаков не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, разных цветов и оттенков.
Одежда была такой, какую удавалось захватить в походах за зипунами. Она была такой, чтобы она была удобной для ведения боя, как на море, так и на суше в любую погоду и время года. А куда ходили в походы? А походы казаков за зипунами пролегали в земли турок, татар, на водные просторы Волги, синего моря, заглядывали и в русские земли. Там и брались зипуны.
Откуда у казаков появилось это слово – зипун, за которым они ходили в чужие земли?
Считают, что слово зипун произошло от арабского слова забюн - куртка.
По В.И. Далю зипун – русский кафтан без козыря (колнера, стоячего ворота) ныне вообще крестьянский рабочий кафтан… от непогоды, из понятка, домотканого сукна белого, серого, смурого. Зипун, как отмечает Даль, носили и бабы.
С В. Далем согласны Ф. Павленков, Д. Ушаков, С. Ожегов и другие энциклопедисты. Согласна и Википедия, указывая, что зипун (полукафтан) - верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
Но это времена В. Даля, ХІХ век. А в более ранние времена казак не мог носить того, что носили бабы. Был зипун, но такой, который не носили бабы. В XVI-XVII веках зипун был узким, длиною до колен, почти в обтяжку и с узкими рукавами.
Часто его рукава отличались по цвету: к зеленому зипуну могли пришить белые рукава, а к желтому - синие. Надевали эти зипуны поверх рубахи, застегивая на 4-8 «втышных» пуговиц, то есть продевавшихся в прорези кафтана, что было в то время новшеством. К зипуну пришивали или пристегивали «ожерелье» - воротник, который по желанию меняли. Сохранилась запись, что в 1626 году царю Михаилу Федоровичу Романову был скроен зипун «камка зелена мелкотравная».
Зипун стал обязательной принадлежностью традиционного казачьего типа одежды. С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги, шапки. Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.
Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся немного ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. А. Ригельман показывает, что кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц).
В XVI веке кафтан чаще был на завязках. Впоследствии стали применять пуговицы до двенадцати и до тринадцати на кафтане. Они всегда были на груди, а остальная часть кафтана оставалась не застегнутой. Воротники, как правило, были узкие и малые. Из-под них высовывался верх зипуна или ожерелье рубахи. Иногда к кафтану пристегивалось отложное ожерелье, расшитое золотом и усыпанное жемчугом.
Зимние кафтаны делались на легких мехах, например, на собольих пупках. Такие теплые кафтаны в те времена назывались кожухами.
Собственно кафтан, зипун и кафтан «турский» подвязывались поясами и кушаками, а при прочих родах одежды их не употребляли. Люди молодые носили их по поясу, пожилые и старики, особенно дородные, спускали ниже.
Пояса были разнообразны: шелковые, шелковые с золотом и серебром, бархатные и кожаные, украшенные коваными металлическими бляхами, жемчугом и каменьями, иногда с висячими конторгами, тузлуками и с калитою (небольшим кошельком).
Кушаки складывались в несколько раз и делались из разноцветного шелка, часто с примесью золота и серебра. При поясах и за кушаками носили нож, иногда два, нередко кинжал; также нашивали нож с ложкою.
Сапоги, как и прочая одежда, добывались в походах. Выбирались сапоги прочные, легкие для повседневного обихода, нарядные для праздника. В те времена сапоги делались из телячьей кожи, из коровьего опойка, из конской кожи, из юфти. А юфть делалась из кожи крупного рогатого скота (годовалых бычков), лошадей, яловых коров. У богатых были сапоги из персидского и турецкого сафьяна (из ярко окрашенной тонкой и мягкой козьей или овечьей кожи). Сафьяновые сапоги чаще были красными и желтыми, иногда зелеными, голубыми, лазоревыми, белыми, телесного цвета, расшивались золотом. Сапоги снабжали высокими железными подборами и подковами, с множеством гвоздей по всей подошве. У знатных лиц эти гвозди были серебряными.
Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом. У простого казака шапка была из овчины, без украшательства. На картине В. Сурикова изображен Степан Разин со своим воинством на струге. Обратим внимание на разнообразие головных уборов. У Разина шапка с украшением, а у других казаков разнообразные, как по цвету, так и по фасону.
Казаки всех состояний носили рукавицы и перчатки. У небогатых казаков перчатки были кожаные. У более зажиточных суконные черевчатого, зеленого и других цветов. Перчатки подкладывались мехом. Рукавицы также делались из кожи и подкладкой из недорогого меха, например, овчины.
Казаки часто к ушам прикрепляли серьги. Как пишут, казачья традиция носить серьги связана с военно-походным образом жизни. Однако далеко не каждый казак имел право их носить. В левом ухе серьга говорила о том, что казак единственный сын у родителей, а в правом, что он является последним мужчиной в роду. А если казак был единственным ребенком у своих родителей, то он носил серьгу и в левом, и в правом ухе.
Иногда наши кинематографисты допускают ляпы в показе серьги у казаков. У М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон» дано описание Пантелея Прокофьевича Мелехова, отца Григория: «Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу…». А теперь посмотрим на кадр из кинофильма «Тихий Дон», где Пантелей Проковьевич подносит хлеб-соль.
Как видим, серьга у Пантелея Прокофьевича вдета в правое ухо, а ведь он не был последним в роду, а был единственным ребенком у своих родителей.
А. Ригельман представил в своем труде донского казака ХVII века. Это он во всей красе показан выше.
Но, если внимательно посмотреть на его одеяние, то резонно встает вопрос, - а как он в таком одеянии садился на коня? Ездить удобно, а как садиться?
Посмотрим на этого казака с оружием.
Все в нем складно. Пояс с пистолем, винтовка за спиной, пика, сабля. Посмотрим на его брюки. В них привлекает мотня. Она огромных размеров – до колен. В таких штанах не возникало проблем с посадкой на коня.
А я все удивлялся, откуда у современных девушек брюки с длинной мотней. Оно вон оказывается откуда, - чтобы на коня было удобно забираться.
Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном одеянии.
Штаны, изобретенные еще скифами, являлись важным элементом казачьего одеяния. Без них невозможна жизнь конника. За многовековую историю их покрой мало изменился: широкие шаровары с широким шагом, чтобы удобно было садиться на коня и не сковывали движения всадника.
Особое значение имели казачьи лампасы. Они существовали с глубокой древности и прежде означали принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки.
Живший в XVIII веке этнограф И.Г. Георги так характеризует казачью одежду: «...все казаки одеваются на польский образец, или паче татарский и восточный, и в рассуждении цвета сукна, часто по произволению, большею, однако ж, частию в кафтаны и полукафтанья синего цвета суконные, волосы стригут в кружок. На голове носят шапки с круглыми, из овчинок, высокими околышами. По кафтану подпоясываются рядовые сабельным опоясьем или же поясом камлотовым и других материй, но старшины сверх опоясья сабельного имеют шелковые персидские или польские поясы, сабли носят на полукафтанье. Некоторые, а особливо рядовые имеют одни только усы, а некоторые и бороды. Носят суконные шаровары цвету красного или по произволению и полусапоги черного сафьяну или простой кожи, но старшины часто красные или желтые штаны такого же цвета, редко имеют черного. Шаровары у казаков походят на турецкие, только гораздо поуже, почти полушаровары».
В Черкасске, городе необыкновенно оживленном и людном в дни праздников, казаки щеголяли в самых пестрых одеждах - атласных кафтанах с серебряными нашивками и жемчужным ожерельем, с золотыми, серебряными пуговицами и серебряными застежками. Можно было увидеть на казаках бархатные кафтаны без рукавов.
О том, что носили казаки в 1705 году, говорил в Посольском приказе атаман донской зимовой станицы Савва Кочет: «...платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные де любят платье и обувь по-черкесски, и по-калмыцки, а иные обыкли ходить в руских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочетца, тот тако и творит. И в том де междо ними распри и никакого посмеханья друг над другом нет».
Одеяние низовых казаков включало рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), штаны.
Сверху на рубаху надевали бешмет. Повседневная, домашняя и рабочая одежда казаков. Представляет собой подобие рубахи с закрытой грудью. Он шился не короче колен и от воротника до пояса очень тщательно подгонялся по фигуре казака, плотно облегая торс. Большей частью он представлял собою кафтан с перехватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями.
Бешмет шили из разных тканей, иногда из шелковой восточной материи, на подкладке, часто стеганым на вате.
Бешметы шились холодные и теплые. Теплые, крупностеганные или на меху, как и полушубок, обязательно входили в комплект справы казака. Бешметы использовались как в качестве уличной, так и домашней одежды. Молодые казаки носили тонкие бешметы в летнее время во время гуляний и праздников. Старые казаки носили дома стеганные на вате бешметы. Они были более свободного покроя и шились обычно ниже колен. Выходя на улицу, старики надевали поверх бешметов кафтаны, черкески или другую дополнительную одежду.
Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук - «спиногрей» - нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном.
Чекмень и чапан - также старинная верхняя одежда казаков, преимущественно халатообразная. Чекмень по основным линиям кроя и по способу запахивания правой полы на левую, подобен скифским кафтанам с древних изображений. Парадный чекмень носился в распашку поверх бешмета и холодного оружия, а расхожий стягивался поясом, на котором снаружи навешивалась шашка.
В холодную погоду в сапогах на ноги надевали шерстяные носки, которые также добывались в походах. Позже вязали из овечьей шерсти.
Взглянем на эту фотографию молодых казаков второй половины XVIII века.
Увеличим их сапоги.
Как видно, сапоги имели высокий каблук в виде рюмки, суженный книзу. Как и у этого казачка.
Такая вот была мода на каблуки, которая из десятилетия в десятилетие периодически повторяется.
Перейдем к рубахам. Рубахи делались из цветной тафты. Тафту, как и другие материалы, царское правительство давало казакам за их службу. Богатые рубахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками. Большое внимание обращалось на воротник рубахи, который выпускался из-под одежд и окружал затылок. Такой воротник назывался ожерельем. Этот воротник пристегивался к рубахе с помощью медных пуговиц, а у богатых золотыми и серебряными. Такое ожерелье могло быть унизано жемчугом.
Штаны также шились из материала разных цветов.
В зимнее время те, кто побогаче, носили шубы. Шубы были на меху: песцовом, лисьем, куньем, собольем, бобровом и горностаевом, с покрышкою из сукна, камки, атласа, бархата и парчи. По краям украшались опушкой из меха бобра или соболя. Шубы были с отложным, меховым воротником, начинавшимся от груди.
Простые казаки носили тулупы из шкур овцы, зайца, у казаков среднего достатка из белки и куницы.
Как пишут, в ненастную погоду казаки надевали тулупы шерстью вверх, чтобы стекала вода.
Если вспомнить, то казакам «зимовых станиц», кроме пороха и ружейных припасов дарили соболей, разные ткани, из которых можно было прекрасно нарядиться. Кроме того, разные товары привозились в Черкасск с востока.
Старинный костюм донского казачества сохранялся до XVIII в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за «зипунами», на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканых материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.
Постепенно разнобой в казачьей одежде начал исчезать. Вся вольница переходит под строгий контроль. В одежде появляется однообразие.
Кардинальные изменения в мужском казачьей форме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. Верхние кафтаны шились голубыми с отделкой красного цвета, т. е. воротник и подбой изготавливались из красного сукна, в то время как бешметы, шаровары и верхи шапок делались в одном, голубом тоне. Края кафтанов и бешметов оторачивались узкой тесьмой желтого цвета. Верхи шапок офицеров отделывались золотой тесьмой, а кушаки - украшениями из золота и серебра.
В 1776 году вводится форма одежды для донской конвойной казачьей команды.
Парадная форма рядового казака состояла: кафтан зеленый, с подбоем рукавов красным, с обшивкою из серебряного галуна, с пуговицами лужеными и с эполетами, из серебра, с красным шелком; полукафтан и шаровары из красного сукна; первое без обшивки, последние с зеленою, суконною выкладкою, и с нашивками по ней из серебряного шнурка; сапоги из черного сафьяна; пояс из черного стамеда (грубая шерстяная ткань); галстук из черного флера (тонкая прозрачная ткань); перчатки замшевые, без обшлагов; шапка с верхом, обшитым узким, серебряным галуном и с украшенным, такою же, небольшою кистью; епанча белая (широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном); вместо сабли, шашка на узком ремне, из черной кожи; карабин, без штыка, с медным прибором; погонный и лядуночный ремни с пряжками, запряжниками и наконечниками посеребренными, а первый еще и с железным крюком, обшитые, во всю ширину, серебряным галуном, с узкою, по краям, серебряною же бахромою; лядунка (сумка для боеприпасов) из черной яловичной кожи, обложенная красным сукном и украшенная: по краям крышки - узким, серебряным галуном, а по средине – высеребренным Государственным гербом; пика, с красным древком; при седле пара пистолетов; чепрак, из белого сукна, с обшивками и выкладками белыми, чемодан белый.
Офицеры - отличались тем, что имели галун шире и по всем швам; сапоги с серебряною обшивкою; вместо поясов золотые, с черным шелком шарфы и чепраки с галуном и вензелями серебряными.
Нижние чини, в летнее время носили короткую, красную куртку, с небольшим, стоячим воротником и с зубчиками по нижнему краю, застегнутую на крючках и обшитую, по воротнику, краям рукавов, борту, всем швам и вокруг зубчиков, серебряным шнурком; два эполета из серебра и красного шелка, с красными Императорскими вензелями; пояс из белого стамеда; шаровары из черного сукна, с серебряным шнурком, нашитым, вдоль боковых швов, в виде решетки; сапоги черные; шапка из черной смушки, с черным суконным верхом, обшитым серебряными галунами, и украшенные при оконечности серебряною кистью, с бантом белым и с султаном белым, имевшим верх красный. Эфес сабли и оправа ножен были стальные, а амуниция черная.
Офицеры имели всю одежду такую же, но галуны шире; внизу куртки, вместо зубцов,
серебряную бахрому; по поясу шарф из золота и черного шелка; сапоги с серебряным шнуром и кистями; султан весь белый; эфес и оправа сабли вызолоченные; темляк золотой с черным шелком.
С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. С этого года и в последующие годы вносятся различные изменения в форму одежды казачьих войск. Например, 14 марта 1801 года Л.-Гв. Казачьему полку, при прежнем его обмундировании, амуниции и вооружении, велено иметь куртки или полукафтанья и чекмени или кафтаны со стоячим, наперед скошенным, воротником. Офицерам на воротники и обшлага дано такое же, в два ряда, серебряное шитье, какое они до этого времени, имели только по борту, а в строю и парадах предписано носить обыкновенные офицерские шарфы и лядунки. Первые повязывались сверх повседневных белых кушаков, а последние были из черной кожи на перевязи, обшитой серебряным галуном, с серебряными бляхою, цепочкою, протравниками (заостренная проволока для подготовки оружия к стрельбе), пряжкою, запряжником, наконечником и кольцами. Крышка лядунки была обшита черным бархатом, вокруг выложена серебряною оправою, с такими же сияниями по углам, а на средине имела серебряную, восьмиконечную звезду, с двуглавым орлом.
В 1809 году для рядовых, в том же лейб-гвардии казачьем полку, ввели кафтан синий; полукафтанье алое, тот и другой со стоячим воротником, разрезными обшлагами и красными с желтым узором нашивками; шаровары синие; эполеты по образцу гвардейских уланских с медными, вылуженными пуговицами; кушак белый; шапка из черной смушки с красным верхом, с белым, а в корню черным и оранжевым волосяным
султаном с желтыми и красными перемешанных цветов этишкетами (плетение на шапку), и с черным подбородным ремнем, застегивавшимся у правой стороны на луженую пуговицу; шинель серая с красным клапаном на воротнике и с красным погоном на левом плече.
Для обер-офицеров ввели кафтан, полукафтанье и шаровары, цветами и покроем одинаковые с рядовыми; эполеты серебряные, султан, как у рядовых; этишкеты серебряные, с примесью черного и оранжевого шелка; лядунка, прежняя, только черный бархат заменен синим, и на звезде орел золотой вместо прежнего серебряного; перевязь к лядунке обшита таким же бархатом, с серебряным во всю ее ширину, галуном, и с серебряными бляхами, цепочками и протравниками.
11 сентября 1811 года лейб-гвардии казачьему полку были даны фуражные красные шапки с околышем и выпушкою синими, а у нижних чинов еще с номером эскадрона на околыш из желтого шнурка.
В последующие годы вводятся разного рода нашивки, чехлы, изменяются цвета эфесов сабель.
В 1825 году вместо волосяных султанов вводятся круглые помпоны: у нижних чинов из желтой шерсти, у офицеров серебряные.
В августе 1801 года для всего Донского войска вводилось новое обмундирование для домашнего быта. Нижним чинам – чекмень или кафтан, из темно-синего, с выпушкою по воротнику и обшлагам из красного сукна. Шаровары темно-синие, с красною вдоль боковых швов выкладкою. Шаровары позволялось носить в сапогах. Сапоги короткие без шпор; шапку вышиною в 5 вершков из черной смушки, с красным суконным верхом.
Офицерам чекмень, шаровары, сапоги, шапка такая же, как у нижних чинов. Только шапка с султаном из белых, а к корню из черных и оранжевых перьев с прибавлением шнуров и кистей (вроде этишкетов) из серебра, золота и черного шелка.
При строевой службе рядовым казакам вводился чекмень из темно-синего сукна с
выпушкою в каждом полку особого цвета. Цвета определялись войсковым атаманом.
Шаровары темно-синие с выкладкою по цвету выпушки на чекмене. Шапку такую же, как и при домашней одежде, но с прибавлением белых нитяных шнуров и кистей с султаном из белых, а к корню из черных и оранжевых перьев и с верхом по цвету выпушки на чекмене.
Урядникам предписывалась такая же форма, как и у рядовых, но сапоги были с прибивными к каблукам шпорами. Шнуры и кисти на шапке белые с оранжевым и черным цветом, султаны белые, с верхушкою из оранжевых и черных перьев.
Офицерам та же форма, что и в быту, только шпоры привинчивались к каблукам сапог. Шапка со шнурами и кистями серебряными без примеси золота и черного шелка.
Чекмени велено было подпоясывать кушаками. Их цвет не был определен, но предписывалось, чтобы в одном полку они были, по возможности, одного цвета. Офицерам полагались обыкновенные шарфы, повязывавшиеся к кушаку.
Портупеи, сумки или лядунки и перевязи во всех полках должны быть из черной кожи (у офицеров с серебряными бляхами и цепочками на выбор каждого). Пики были оставлены с красными древками. Чепраки остались прежней формы из темно-синего сукна, с обшивкою или выкладкою по цвету выпушки на куртках.
Атаманский полк имел выпушку и выкладку голубые, или светло-синие, а кушаки белые.
Чекмени предписывалось носить в холодные месяцы года: с 1 сентября по 1 мая, а для остального времени полагались одного цвета с чекменем полукафтаны или куртки, заправлявшиеся в шаровары.
В 1804 году генералам, штаб и обер-офицерам Донского Войска позволено иметь на воротниках и обшлагах чекменей и курток по одной с каждой стороны, вышитые серебряные петлицы, с украшением в виде листьев и цветов.
В 1809 году генералам Донского Войска, для торжественных и парадных случаев, велено иметь на воротник, обшлагах рукавных и карманных клапанах чекменей серебряное шитье. Также они получили на головной убор особого рода белые султаны или челенги (знак в виде веера). Но на всех рисунках формы одежды казаков челенги не встретил.
Также генералам, штаб и обер-офицерам на чекмени и куртки даны на оба плеча серебряные шнуры, свитые вдвое наподобие жгута, а нижним чинам даны погоны, из темно-синего сукна, с выпушкою, по цвету выпушки на воротнике. Перьевые султаны у шапок, как офицерских, так и нижних чинов, заменены белыми, волосяными: у офицеров и рядовых - черные и оранжевые к корню, а у урядников - черные и оранжевые к верху. Бывшие на шапках шнуры заменены были этишкетами.
В 1814 году во время пребывания Российских войск в Париже жгутообразные шнуры на генеральских и офицерских мундирах заменены серебряными эполетами, с установленными различиями для генералов, штаб и обер-офицеров. Нижним чинам Атаманского полка велено было иметь, с каждой стороны воротника и на каждом обшлаге, по две гарусные петлицы голубого или светло-синего цвета; причем нижние чины вместо погон, носили голубые или светло-синие гарусные эполеты с бахромою. Кроме того, светло-синяя выпушка на воротник и обшлага была отменена.
Внешний вид казаков, пребывавших в Париже можно посмотреть по этой ссылке.
Это приведены рисунки художника Опица 1814 года, года пребывания казаков в Париже..
В дальнейшем в форму одежды вносились мелочные изменения в петлицы, шнуры, обшлага, султаны и т.п.
Постепенно форма одежды приобретала однообразие. Казачья форма одежды 19 века представлена здесь.
К началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса. Длинный слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.
Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.
Особо была подготовка казака к службе. Это тяжелым бременем ложилось на плечи родителей. В повести Федора Крюкова «В глубине» описаны проводы и сборы казака, идущего первый раз на службу. В эту подготовку много сил вложила мать казака: «Она знает каждую вещь казачьего снаряжения, каждый ремешок, какой требуется представить на смотр, и цену им слишком хорошо знает, потому что все оплатила своей трудовой, облитой потом и слезами копейкой. Знает не просто, например, седло с каким-то «прибором», но и те тринадцать предметов, которые нераздельны с конем и вьюком всадника: уздечка с чумбуром, недоуздок, чемодан и шесть пряжек, саквы сухарные, саквы фуражные, попона с троком, торба, скребница, щетка, фуражирка, сетка, тренога и плеть... А амуниция? Для кого-нибудь это – простой, несложный звук, ну – что-то такое к ружью, шашке и пике... Для нее это – не один десяток вещей, стоящих не один десяток рублей: портупея, темляк, патронташ, поясной ремень, кушак, чушка, кобура, шнуры, чехол на винтовку... Знает она, что и для обмундирования нужны чекмени и парадный, и вседневный, двое шаровар, две пары сапог – парадная и вседневная; кроме шинели, нужен еще полушубок, башлык, гимнастическая рубаха, не говоря уже о комплекте белья... Подковы, сумка с мелочью, бритва, юфть, иголки, нитки для починки...»
Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, «под горшок». Любили носить бороды среднего размера. И если Петр І, вводя европейские порядки во внешнем виде, обрезал бороды, то для казаков бороды были оставлены. Казаки, радуясь этому решению, послали в Москву атаманов с выражением благодарности монарху: «Мы взысканы твоею милостию паче всех подданных: до нас не коснулся твой указ о платье и бородах; мы живем по древнему нашему обычаю - всякий одевается, как ему угодно: один черкесом, другой - по-калмыцки, иной - в русское платье старого покроя; мы это любим; немецкого же платья никто у нас не носит и охоты к нему вовсе не имеет».
Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости. Если по приходу из армии казак не имел усов, то он получал кличку «бабий», от слова баба.
На этом пока остановимся
Продолжение следует
Фотографии и другой изобразительный материал из общедоступных источников.
Ю. Парамонов
Источники.
Georgi Johann Gottlied. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Часть IV. Санкт-Петербург, 1799 г.
А.И. Ригельман «История или повествование о донских козаках…». Москва, 1846 г.
В.Д. Сухоруков. Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Новочеркасск, 1891 г.
С. Номикосов. Статистическое описание Области Войска Донского. Новочеркасск, 1884 г.
А.И. Вильборг. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Часть 1, 5, 6, 15, 18. С-Петербург, 1890, 1900 г.
Н.И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов Великорусского народа в XVI и XVII столетиях. Санкт-Петербург, 1860 г.
Федор Крюков.В глубине
Евграф Савельев. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях. http://passion-don.org/index.html
Википедия
Фрадкина И.Г., Новак Л.A. Старинный донской казачий костюм XVII—XIX вв. // Донской народный костюм. Ростов н/Д. 1986. С. 33; Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов н/Д., 1998 С. 376.
|