Суббота, 23.11.2024, 21:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
Заметки дилетанта [122]
Разные статьи
Поиск
Меню сайта
Вход на сайт
Друзья сайта
Россия до 1917 г.
Санкт-Петербург
Москва
Нижний-Новгород
Виды Волги
Разные города_1
Разные города_2
Предкавказье
Северный Кавказ
Кавказ
Закавказье
На Урале
Сибирь и Дальний Восток
Железная дорога и Байкал
Алтай и Средняя Азия
Типы народов России
Одесситы
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
То, что интересно

Казаки. Донское войско и население Области Войска Донского

 Мы-то... Россия? - Нет. Мы - донцы, а наша земля - Донская земля... Все же, что за чертой ее лежит по ту и другую сторону - это Россия...

Из разговора

 

Описывая тип казаков и их характер, один из исследователей отмечал: «Они почти все смуглого и румяного лица, волосы черные и чернорусые, острого взгляда, смелы, храбры, хитры, остроумны, горды, самолюбивы, пронырливы, насмешливы. Болезней мало знают, наибольшая часть умирает против неприятеля и от старости».

Н.Г. Чернышевский, литератор и общественный деятель, по этому поводу добавлял: «Народ они здоровый, красивый, живой, дельный, послушливый, храбрый, добродушный, гостеприимный, неутомимый и умный».

Известный Донской общественный деятель, писатель, журналист, экономист и краевед позапрошлого века Семен Филиппович Номикосов отмечал: «…в казачество несомненно вошли члены различных народностей, как-то: греки, армяне, грузины, татары, черкесы, калмыки, поляки, литвины, чехи, сербы, болгары и пр., но в настоящее время нет ни греков, ни армян, ни грузин, а есть только казаки, т.е. русские люди, которые в течение 300 лет исторического существования ассимилировали различные народности и образовали тип донского казака, грудью отстаивающего царство русское от напора врагов и сердечно преданного своему родному краю». 


Семен Филиппович Номикосов

Казаки постоянно были в походах, вели войны. Решая на Кругу, куда совершить поход, кричали «Любо!», если дело подходило, или «Не любо!», если не нравилось.

Частые походы не способствовали  приросту населения. Не способствовали росту населения и деяния Петра I. В начале XVIII века много казаков было уничтожено по царскому указу. Это было связано с восстанием Кондратия Булавина. 


Кондратий Афанасьевич Булавин

Все началось с требований Петра выдать с Дона беглых крестьян, принятых на Дону. 

Кроме того у казаков были отобраны соляные промыслы по Бахмуту, которыми владело Донское войско. Управлять солеварнями был поставлен бригадир Изюмского полка Федор Шидловский. Шидловский напал на донских казаков, сжег станицу и солеварни, разорил и разграбил станичную церковь. И объявил о введении повышенных пошлин на соль. Кроме того местные жители, лишившись права добычи соли, теперь были вынуждены покупать ее по более высокой цене. Булавин, будучи атаманом Бахмута, солеварни, поставленные Шидловским, сжег. На следующий год в Бахмут прибывает дьяк Горчаков с заданием «описать спорные бахмутские земли». Кондрат Булавин его арестовывает и под конвоем выдворяет в Воронеж. А далее следует новый указ царя о направлении на Дон отряда князя Юрия Долгорукова, которому поручили разобраться с Булавиным и кроме того усилить сыск беглых людей на Дону.

В октябре 1707 года Булавин и его отряд в 150 человек прибыли в городок Шульгин (ныне село Шульгинка Старобельского района Луганской области Украины). Всех оказавших сопротивление драгун и казаков из отряда Юрия Долгорукова вырубили без единого выстрела. После чего Кондрат самолично хорошо поставленным ударом саблей снес голову Юрию Долгорукову.

Как пишут от этого пошло изречение «Кондратий хватил». Донские казаки поднялись против своевольства бояр, ведь никогда до этого с Дону выдачи не было.

К апрелю 1708 года восстание охватило многие регионы. Казаки об измене донским традициям старшИны донской писали: «…сообщаем же вам, атаманам-молодцам, о своих прежде бывших старшИнах со товарищами. В прошлом 1707 году они списывались с боярами, чтоб у нас на реке русских пришлых людей всех без остатка выслать, кто откуда пришел. И по тем их, прежде бывших старшин, с боярами письму и совету прислали они, бояре, от себя к нам на реку полковника князя Юрия Долгорукова со многими начальными людьми для того, чтоб им всю реку разорить. И стали было бороды и усы брить, также и веру христианскую переменять, и пустынников, которые живут в пустыни ради имени Господни. И хотели было христианскую веру ввести в эллинскую веру. И как они, князь со старшИнами, для розыска и высылки русских людей поехали по Дону и по всем рекам, послали от себя начальных людей. А сам он, князь, с нашими старшИнами, с товарищами поехали по Северному Донцу по городкам. И они, князь со старшИнами, будучи в городках, многие станицы огнем выжгли и многих старожилов-казаков кнутом били, губы и носы резали. И младенцев по деревьям вешали. Часовни все со святыней выжгли…»

5-тысячный отряд Булавина двинулся к Черкасску, чтобы покончить со старшИной, предавшей вольности Дона. 9 апреля в сражении на реке Лисковатка (у городка Паншина) разбил 3-тысячный отряд атамана Л. Максимова. После этой победы восставшие двинулись к городу Черкасску. При подходе отрядов Булавина к городу местные жители схватили атамана Максимова и прочих старшин и выдали их восставшим. Все сторонники царского правительства были казнены, а Черкасск стал центром восстания. 9 мая Булавин был избран войсковым атаманом. Он рассылает письма, призывая казаков и крестьян бороться за волю.

На подавление восстания был направлен 20-тысячный отряд под командованием Василия Долгорукова, брата убитого Булавиным Юрия Долгорукова.

Направляя Василия Долгорукова на подавление восстания Петр I распорядился: «Ходить по тем городкам казацким и деревням, которые пристанут к воровству, и оныя жечь без остатку, а людей рубить, а заводчиков - на колёсы и колья, ибо сия сарынь кроме явной жесточи не может унята быть. Чини немедленно промысл над теми ворами, и которые из них пойманы, тех вели вешать по украинным городам, а по Донцу и протчим речкам, лежащие городки по сей росписи разори и над людми чини по указу.

Надлежить опустошить:
По Хапру сверху Пристанной по Бузулок;
По Донцу сверху по Лугань;
По Медведице по Усть-Медведицкой, что на Дону;
По Бузулук всё;
По Адару всё;
По Деркуле всё;
По Калитвам и по другим запольным речкам всё;
По Илавле по Илавлинской;
По Дону до Донецкого надлежить быть как было»…

Этот отряд по указу царя действовал беспощадно, расправляясь с казаками, сжигая городки. Прослышав про беспощадность отряда Долгорукова, черкасская старшИна в ночь на 7 июля 1708 года атаковала дом Булавина в Черкасске, решив взять его в плен и выдать Василию Долгорукову, тем самым искупить свою вину. 

Дом Булавина в Старочеркасске в наши дни

Булавин с группой соратников сопротивлялся отчаянно и застрелил нескольких нападавших, но был убит выстрелом в голову старшиной Ананьевым. Вместе с отцом в бою отстреливалась и погибла его старшая дочь Галина. Тело Булавина было отвезено в Азов и там, по отсечении головы, повешено за ногу.

Активным участником булавинского восстания был Игнат Федорович Некрасов, родившийся в станице Голубинской (ныне станица Голубинская Калачевского района Волгоградской области).

Со своими людьми он действовал на Волге, где захватил Царицын. Узнав о смерти Булавина, Некрасов оставил Царицын и ушел в свою станицу Голубинскую. В решающей битве в конце августа 1708 потерпел поражение и вынужден был увести своих людей на Кубань (ушедшие с ним казаки стали называться некрасовцами), в то время территорию Крымского ханства. С Кубани вплоть до 1710 года осуществлял вылазки на южные рубежи России. Сначала резиденцией Некрасова на Кубани была станица Некрасовская, а затем он переселился на Таманский полуостров.

Заключив договор с крымским ханом, Некрасов учредил казачью республику. Главным уставным документом стали «Заветы Игната», передававшиеся из уст в уста. «Заветы» требовали неизменно придерживаться старой веры, никонианское и греческое духовенство у себя не допускать, но и старообрядческих священников, не выполняющих волю Круга, также считать еретиками и изгонять, за богохульство дееспособных убивать, но юродивых, блажных и безумных не наказывать; помощь равным оказывать в тайне, чтобы о ней никто не знал. Помогать явно мог только Круг. Нищим разрешалось подавать открыто, но обязательно ту же пищу, что и сам ешь. Для обеспечения порядка и защиты нравственности детей и женщин в поселениях категорически запрещались употребление, производство и продажа спиртных напитков; за непочтительное отношение к старшим полагалась порка; оскорбление родителей и непослушание им наказывались батогами. Главой семьи считался муж и отец, но он не должен был обижать жену; по ее жалобе Круг мог наказать мужа и даже велеть священнику произвести развод; разврат и насилие над женщиной наказывались немилосердной поркой. Но за измену мужу неразведенную виновницу погребали в земле по шею или сажали «в куль да в воду»; такое же наказание устанавливалось для убийц; изменники также подлежали смертной казни, а за некоторые меньшие вины перед обществом Круг мог изгнать провинившегося. Изгнанник, немедленно не покинувший земли некрасовцев, считался вне закона, каждый мог его убить безнаказанно. Но если Круг, наказав провинившегося, снимал с него своим постановлением позорящее его пятно и считал дело ликвидированным, тогда больше никто не смел стыдить его отбытым наказанием. Никто из казаков не мог пользоваться трудом соплеменника для личного обогащения. Треть дохода обязательно сдавалась в войсковую казну, которая расходовалась на Церковь, школы, оружие, помощь немощным, престарелым, вдовам, сиротам. Совершеннолетие казаков наступало с достижением восемнадцатилетнего возраста, после чего каждый мужчина приобретал полноту общественных прав и должен был лично участвовать в собраниях Круга и в военных предприятиях. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом после 40 лет. На должности Войсковых атаманов можно было выбирать лишь казаков 50 лет и старше. Атамана избирать после Красной горки на год.

Скончался Игнат Федорович Некрасов в 1737 году.

С движением России на Кубань и Кавказ некрасовцы ушли в Турцию, первоначально поселившись в Бессарабии, на Дунае, в Болгарии. 


Некрасовцы, 1895 г.

Только в начале 60-х годов прошлого века их потомки вернулись на Кубань. Возвратившись в Россию, казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, хотя и стали работать в совхозах. Они носили нательные кресты и бороды. Крестили детей, венчали молодоженов и отпевали покойников (читали сорокоуст). Чтили христианские праздники Рождество и Пасху. Однако их дети ходили в советские школы, учились в вузах и служили в армии. Происходила медленная ассимиляция некрасовцев советским обществом, что привело к постепенной адаптации некрасовцев к реалиям жизни.

Деяния Петра по истреблению казаков, принимавших участие в восстании Булавина, сильно изменили численность казаков. Дон обезлюдел.

В 1737 году 14 августа на казачьи городки по Дону напала кубанская орда совместно с некрасовцами. Для защиты городков не хватало казаков. Нападению подверглись станицы Нижне-Каргальская, Быстрянская, Камышинская, Верхне-Каргальская, Романовская, Цимлянская, Кумшацкий городок.

Донской атаман Иван Фролов доносил императрице Анне Иоанновне о потерях от нападения кубанской орды. 

В своем донесении императрице Фролов доложил о потерях в каждой станице, а по всем станицам потери составили:

взято в плен: 14 казаков, отставных престарелых казаков 16, казачьих жен 324, казачьих детей мужского пола 303, девок 311; 
убито: казаков 4, отставных престарелых казаков 24;
ранено: казаков 11, отставных престарелых казаков 2;
отбито неприятелем: лошадей 4026, коров 10270, телят 500, овец 21900;
сожжено: казачьих домов 300, базов 350, кухонь 50, хуторов 8, всякого хлеба 12400 копен.

Как видно, основные потери в станицах – это престарелые казаки, женщины и дети.
Императрица Анна Иоанновна высказала атаману Фролову свое неудовольствие, обвиняя его в том, что он, зная от лазутчиков о готовящемся нападении кубанской орды с некрасовцами на донские станицы, не принял мер по недопущению этого нападения, не выставил заставы, не собрал казаков для отражения нападения. Не сообщил даже в Азов и не истребовал помощи. Своим распоряжением Анна Иоанновна повелела донцам совместно с калмыками хана Дондук-Омбо нанести ответный удар кубанской орде. Во главе отряда в целях искупления своей вины был поставлен атаман Иван Фролов. А для контроля за действиями сборного отряда императрица отрядила капитан-поручика Лопухина.

3 декабря 1737 года 5000 казаков совместно с калмыками выступили против кубанской орды. Под Темрюком сводный отряд выявил стоянку орды в 1000 кибиток. Все кибитки были уничтожены, несмотря на вылазки турок из Темрюка.

В этих кибитках было убито множество татар, много их утонуло в местных озерах, спасаясь от казаков и калмыков. В плен было взято 1000 душ мужского и женского пола, лошадей 2000, рогатого скота 5000, верблюдов 100, баранов 500.

Некрасовские казаки, узнав о приближении донского войска, ушли на кубанские острова и там засели. Донское войско разгромило и сожгло главный некрасовский городок Хан-Тюбе. Там было взято рогатого скота 1000 голов. Двух изменников казаков убили. Из плена было освобождено 30 человек.

Переходить реку Кубань войско не решилось, так как стало известно, что за Кубанью свирепствует неизвестная болезнь, и все татары, спасаясь от этой болезни, ушли в горы.

Правительство осталось недовольно действиями атамана Ивана Фролова, т.к. ущерб нанесенный кубанцам был мал по сравнению с тем, что причинили кубанцы донцам. Но Иван Фролов, его старшины и другие казаки, принимавших участие в походе, были все же награждены императрицей. Всего было им выдано 2000 рублей: атаману 500 руб. и на ковш 50 руб.(ковш серебряный, позолоченный, на ручке насечкою изображен портрет и герб на дне ковша, снаружи надпись за что и когда дан), четырем старшинам по 150 руб. и на ковши по 15 руб., трем есаулам по 50 руб., десяти рядовым по 40 руб., на прогон от Дона до столицы 100 руб. и обратно столько же.    

Между тем, императрицей было решено Ивана Фролова отстранить от должности, и атаманом назначить Данилу Ефремова, что и было сделано 17 марта 1738 года. С этого времени, времени царствования Анны Иоанновны, на Дону атаманы не избирались казаками, а назначались властью императора. И если первое время царское правительство атаманов назначало из числа заслуженных, отличившихся в боях казаков, то впоследствии стало назначать тех, кто лучше подходил. Эти атаманы слабо знали нужды и чаяния казаков или вовсе их не знали. Например, в 1881 году наказным атаманом войска Донского был назначен князь Святополк-Мирский, приказавший закрыть гимназии в окружных станицах, и при этом заявил: «Дело казаков не учиться, а слушаться!» В то время, как дети казаков в большинстве своем обучались грамоте. На этой картине князь Святополк-Мирский, стоящий впереди с атаманской насекой в правой руке, представляет Императору Александру III войсковых депутатов Области Войска Донского. 

Последующие годы после царствования Анны Иоанновны проходят в преобразовании казаков из удалой вольницы в сильное могущественное войско. Петр Краснов, избранный атаманом Донского казачества 6 мая 1918 года Кругом спасения Дона, в своем сборнике рассказов из казачьей жизни «Донцы», изданном в 1896 году писал: «Наружно многое оставалось по-прежнему. По-старому кричали и шумели на кругах, по-старому пили при решении дела, но сам круг уже собирался не для решения дела – «любо», или «не любо», а для объявления Монаршей воли. Казаки, развитые и умные, уже по самому происхождению своему и в силу постоянных походов видавшие виды, почти без протеста приняли эти преобразования и лихой конной службой в далеких походах стремились доказать, что они готовы служить законным своим повелителям всеми силами, что слава Дона для них по прежнему дорога и не имеет границ». 


Петр Николаевич Краснов

В царствование Екатерины II казаки, кто добровольно, а кто по принуждению направлялись для несения службы против горцев Кавказа на берега Кубани, Лабы, Терека.

Они отражали нападение горцев, сопровождали транспорты, доставляли приказания и распоряжения, то есть несли линейную службу. Они и назывались линейными или несли службу на линии. На помощь этим линейцам высылались поочередно полки с Дона совместно с семейством. Но зачастую туда на службу посылали малолеток, на плохих конях, слабо обученных. Тяжелая служба и непривычные климатические условия Кавказа не подходили для донцов. Они сотнями попадали в лазарет, где многие из них умирали. А ведь у многих казаков на Дону оставались престарелые родители, требовавшие досмотра. Оставалась земля, которая не обрабатывалась и приходила в запустение.

На Дону про службу на линии ходила недобрая слава, нашедшая отражение в казачьих песнях: 

Как за речушкою
За Кубанушкою
Там ходил да гулял
Добрый молодец,
Млад Донской казак.
Он ходил гулял,
Все коня спасал,
Сам огонь крысал
Шашкой вострою,
Разводил раздувал
Полынь-травушкой
Он грел, согревал
Ключеву воду,
Обливал обмывал
Раны смертныя.
«Уж вы раны мои,
Раны кровью изошли.
Тяжело к ретиву сердцу пришли».
Умирал помирал
Добрый молодец,
Млад Донской казак
Малолеточек
На чужой
Дальней на сторонушке,
Среди степи
Во темной ночи,
От тяжелых ран,
От Черкесских пуль,
Все за батюшку
Царя Белого.

Тяжелая служба на линии приводит к тому, что отдельные казаки покидают расположение полка и уходят на Дон. Так, 17 мая 1794 года из Войскового гражданского правительства были высланы грамоты от Букановской до Тишанской станицы с опубликованием о наказании ссылкою в каторгу в Нерчинск казаков Артемова и других, бежавших из полков Селиванова, Андриянова и Поздеева с линии на Дон.

В этой грамоте говорилось, что казаки Михайло Артемов, Герасим Коровин, Степан Рученков, Фрол Побежимов, Иван Рудов, Филипп Гуляев, Антип Фомин, Максим Архипов, Егор Кудинов, Андрей Павлов, Иван Калинин, Никита Пересыпкин и Леонтий Сазонов бежали с линии на Дон, подбивали на это других казаков, призывали не повиноваться начальству и совершили другие тяжкие преступления.

Этим казакам определили наказание кнутом, вырезание ноздрей, постановка знаков на лице (выжигали слово «вор», на лбу «В», на щеках «О» и «Р») и отправка на вечную каторгу в Нерчинск. Предписывалось данную грамоту огласить во всех полках.

Но кроме казаков с линии часто бежали и их жены, не сумев вынести невзгоды предкавказья. Вот пример этого.

1794 года Октября 15. Предложение Старшины и Начальника Андронова от Букановской до Тишанской станицы о розыске бежавших из числа отправленных для поселения на линию (в Усть-Лабинскую, Григориполисскую и Темнолесскую cт. 4-х казачьих жен).

«Предложение от Букановской до Тишанской станицы станищным атаманам и казакам.

Во исполнение полученного мною от г. Генерал-Майора и кавалера Дмитрия Мартыновича Мартынова ордера предписываю вам станищным атаманам и казакам по приложенному при сем списку о сыске и поимке бежавших из числа отправленных для поселения на линию казачьих женок (:::), на полных ваших станищных сборах учинить публикацию, с тем, буде таковыя где явятся, то за караулом доставить ко мне, буде ж и не явятся, вскорости отрапортовать».
1794 года Октября 15 дня.
Старшина и Начальник Василий Андронов.
Писарь Михайла Кунделеков

Кто они эти жены, каких станиц?
Как оказалось это были жены: Нижнечирской станицы жена казака Черножупова - Матрена дочь Степанова 18 лет; Верхнечирской станицы - Котова Авдотья дочь Иванова 23 лет, обе они были определены в Усть-Лабинскую станицу; Мигулинской станицы – Шибильскова Агафья дочь Исаева 24 лет - в Григориполисскую станицу и Есауловской станицы - Кирьянова Ирина дочь Давидова 18 лет - в Темнолесскую станицу.

Разыскали ли их и какое наказание они получили, история умалчивает. Известно одно, что побеги с линии не были единичными. Бежали до тех пор, пока не была организована, как положено, служба, когда замена казаков и полков на линии проводилась в установленные сроки.

Вернемся к населению Области. Главная масса Донского населения принадлежала к православному греко-российскому вероисповеданию; только 2,39%, составляющих население калмыков, исповедовала Ламайскую веру; католиков и лютеран считалось не более 0,05%. Однако, среди православного населения, именно между казаками, с давнего времени распространялось разномыслие в вере, и хотя донские раскольники принадлежали к староверческой церкви, тем не менее, они упорно держались своего толка и весьма редко обращались в православие. По официальным сведениям, раскольников считалось немногим более 8%, но на самом деле их следовало считать гораздо больше. Незначительное число показываемых раскольников родившихся, относительно всего раскольничьего населения, лучше всего доказывало, что раскол на Дону не вполне обнаружен официальными сведениями.

На средину позапрошлого века казаков можно было разделить на дворян, собственно казачье сословие и торговый элемент.

Из общего количества населения войсковых казаков насчитывалось 306635 человек, что составляло почти 62% процента от общего населения; больше всего их было в Усть-Медведицком округе. Дворян и чиновников насчитывалось 8493 человека, 1,7%; проживали они большей частью в Первом Донском округе. Духовенства было 3437 человек, 0,69%; сосредоточены они были в Черкасском округе. Крупные помещичьи землевладения были в Донецком и Миусском округах.

Среднедостаточные казаки, имеющие в работниках от 20 до 100 душ, служили обычно в полевых полках. Их хозяйства обеспечивали сбор казака на военную службу, для которой необходимо было иметь коня, обмундирование, оружие и другое снаряжение. Дети крупных землевладельцев могли служить в гвардейских казачьих частях – позволяли финансы.

Казаков торгового сословия в Области Войска Донского насчитывалось от 700 до 1000 человек. Они с целью освобождения от воинской повинности вносили в казну определенную сумму. Этот взнос в 1804 году исходатайствовал у царя атаман М.И. Платов: за освобождение от военной службы торговые казаки обязаны были вносить в войсковую казну в течение 30-ти лет по 100 рублей ежегодно, а позже - по 200 рублей.

Торговое сословие в основном располагалось в Новочеркасске и Черкасском округе, в особенности в станицах: Аксайской, Старочеркасской, Елизаветинской и Гниловской. Они сосредоточили в своих руках главные обороты торговли Черкасского округа и главного города донских казаков Новочеркасска. Постепенно в руки торгово-коммерческой верхушки казачества перешла вся оптовая торговля промышленными и сельхоз товарами. Из этой среды впоследствии выдвинутся такие крупные казачьи предприниматели-капиталисты, как Е. Парамонов, К. Кошкин и другие.

Как уже ранее отмечалось в состав казацкого типа вошли черты калмыцкие, татарские, греческие, турецкие и даже польские. Польских выходцев на Дону селилось множество еще в конце 18 столетия, и лишь в 1785 году, решительно запрещено было принимать их; однако же и после того вольные люди, приходившие на Дон, принимались беспрепятственно, женились на казачьих дочерях и записывались в казаки. Платов в 1807 году просил у военной Коллегии разрешения принимать свободно на Дону выходцев разных наций. Особенно он просил за польских шляхтичей. Но сенат в 1810 году решительно запретил такой прием, а в1811 году особым именным указом решительно повелел Платову не записывать в казачьи полки людей, не принадлежащих к Донскому войску и принятых уже исключить из списков. С тех пор запрещение уже не повторялось, и прием прекратился.

Казаков по их физическим и нравственным качествам условно можно разделить на верховых, среднего Дона и низовцев.

К верховым казакам относились казаки, живущие по рекам Хопру, Бузулуку и Медведице. К низовым казакам относились казаки, живущие от станицы Раздорской до устья Дона. На всем остальном пространстве проживали серединцы. 

Казаки верховых станиц были суровы, выносливы к лишениям и труду, неприхотливы к пище, одежде и комфорту. Они жили большими семьями, уважали родителей. В работе по хозяйству им помогали жены. К военной службе они были холодны, редко запасались хорошим оружием и лошадьми. Но на воинской службе они старательны и уступчивы, в службе достигали больших чинов. Верховые казаки были по большей части русые и сероглазые, роста среднего и даже малого. Из их числа пополнялся элитный Лейб-гвардии Атаманский Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полк. Этот полк комплектовался в основном бородатыми блондинами. Лошади у казаков и офицеров были рыжими, а у трубачей серыми. Рядовые казаки были одеты в темно-синие полукафтаны и шаровары. Лампасы на шароварах, лопасть на шапке, выпушка на воротнике и обшлагах, а также на погонах и чепраках светло-синие. Вооружены они были саблями (позже шашками), карабинами, пистолетами и пиками с красными древками. 

Низовые казаки по большей части брюнеты, черноглазые и черноволосые, роста среднего, отличаются ловкостью и проворством. Но они не отличаются крепостью сложения, физическим здоровьем. Городская жизнь и жизнь в больших станицах приучает их к более легким промыслам и к торговле. Как отмечалось, низовые казаки не живут большими семьями, склонны к удовольствиям, любят гульбища, собрания, трактиры. Но на войне низовые казаки отличаются храбростью и смелостью. Занимаясь рыбной ловлей, они могут быть привлечены в морские команды. Из низовых казаков пополнялся Лейб-гвардии Казачий Его Величества полк. Полк укомплектовывался бородатыми, широкоплечими, невысокими шатенами и брюнетами. Общая полковая масть коней - гнедая (у трубачей серая). Рядовые носили красные полукафтаны и темно-синие шаровары без лампасов. На красном воротнике и обшлагах желтые гвардейские петлицы. Вместо погон - желтые гарусные (шерстяные) эполеты уланского типа. Чепраки и подушки на седлах красные с желтой обкладкой. На этом рисунке Царь Николай II в форме лейб-гвардии казачьего полка. 

Казаки средней части Дона были более подготовлены к воинской службе, т.к. еще с детства, проживая в степной местности, привыкли переносить превратности непогоды, как зимой, так и летом, проявляя сметливость. Вместе с тем они с детства занимаются джигитовкой, стрельбой, рубкой лозы и другими элементами воинской службы. Они были постоянно готовы по призыву правительства выступить против врага. Казаки постоянно занимались изготовлением обмундирования, следили за вооружением, лошадьми. Казаки-серединцы отличаются крепким телосложением, большим ростом. По своим качествам они пригодны для службы в кавалерии.

Стоит сказать, что общее число населенных мест на земле Войска Донского на середину позапрошлого века насчитывало 2395; в Первом Донском – 179; во Втором Донском – 567; в Хоперском – 515; Донецком – 316; Миусском – 238; Черкасском – 76. Крупных станиц из этого количества считалось 192, а остальные хутора и поселки.

Каждая станица имела определенное пространство земли, называемое юртом. К этому юрту причислялись хутора, образуемые из станичных жителей и зависящие от станичного правления не только административно, но и хозяйственно. Помещичьи поселения именовались слободами и поселками. Все население от одной трети до половины было сосредоточено по Дону и его притокам.

Несмотря на это, селения были расположены друг от друга на приличном расстоянии.

Уже упоминавшийся Сергей Филиппов в путевых эскизах и силуэтах «Поволжье, Дон и Кавказ. Путевые эскизы и силуэты», совершая поездку по Дону в 1893 году, писал: «Плывем по остеклевшей словно и до боли режущей глаза своим нестерпимым блеском реке, между ничем не выделяющимися и очень однообразными берегами, пустынными и совершенно безжизненными... Сверху раскаленное небо, внизу сверкающая поверхность воды, по бокам унылые береговые пустыри... Промелькнет станица, и опять на протяжении целых десятков верст вы не встретите ни одного живого существа. И станицы-то самые кажутся вам словно вымершими и даже у пароходных пристаней нет обычного оживления; только ближе к Ростову оно и начинает чувствоваться. Хотя бы рыбацкие становища оживляли сонную реку! Но и те попадаются изредка и не производит на вас того впечатления, какое вы получаете на Волге. Впрочем, рыболовство в этой части Дона ничтожно; оно сосредоточивается главным образом в устьях и ближе к Ростову.

Только у станиц, занимающихся виноделием, береговые скаты покрыты красивым ковром зеленеющих виноградников. Но опять это - лишь отдельные картинки; впрочем, ближе к Ростову, где Дон начинаете широко развертываться, он действительно красив и этим обилием вод, и убранными зеленью берегами...»

На этом остановимся.

Продолжение следует

 

Ю. Парамонов

Источники.
Н.И. Краснов. Военное обозрение земли Донского Войска. 1870 г.
П.Н. Краснов. Донцы. Рассказы из казачьей жизни. Санкт-Петербург, 1896 г.
Сергей Филиппов. Поволжье, Дон и Кавказ. Путевые эскизы и силуэты. Москва, 1887 г.
А. Савельев. Сборник Донских народных песен. Санкт-Петербург, 1866 г.
К.К. Абаза. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Санкт-Петербург, 1890 г.
И.А. Андреев. Материалы для истории Войска Донского. Новочеркасск, 1886 г.
М.П. Астапенко, Г.Д. Астапенко, Е.М. Астапенко. Казачья доля – Дон, степь да воля. Ростов н/Д, 2014
Википедия
Сайт 1

 

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: paramonov (05.09.2019)
Просмотров: 1488 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Счетчик посещений сайта Каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU
uCoz Copyright MyCorp © 2024