Среда, 27.11.2024, 12:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
Заметки дилетанта [122]
Разные статьи
Поиск
Меню сайта
Вход на сайт
Друзья сайта
Россия до 1917 г.
Санкт-Петербург
Москва
Нижний-Новгород
Виды Волги
Разные города_1
Разные города_2
Предкавказье
Северный Кавказ
Кавказ
Закавказье
На Урале
Сибирь и Дальний Восток
Железная дорога и Байкал
Алтай и Средняя Азия
Типы народов России
Одесситы
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
То, что интересно

Казаки. Донское войско.

Какие же события предшествовали появлению казаков? По землям, позднее принадлежавших казакам, прошли ранее многие народы, ушедшие в небытие, только изредка упоминающиеся в исторических хрониках, да остались безмолвные курганы и каменные бабы, ставшие напоминанием о тех временах.

Земля была пуста и безлюдна. Бескрайние степи, по которым не ступала нога человека, покрывали ее. У Н.В. Гоголя в повести "Тарас Бульба" прекрасно описана степь: «Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»
Таковы были и донские степи.

Но народонаселение увеличивалось и со временем на этих землях обосновались скифы, вытесненные другими народами из-за Каспия. Скифы заняли пространство от Дона до Дуная. 

В это же время греки построили свои города по побережью Черного моря. Они вели значительную торговлю с соседними племенами и получали от них: невольников, звериные кожи, хлеб и соленую рыбу, а привозили им сукна, виноградные вина и другие свои изделия. Одна из таких греческих колоний была в Танаисе, ныне район города Ростова-на-Дону.

Общаясь с греками, скифы постепенно постигают азы цивилизации. Они перенимают праздный образ жизни, употребляют вино и постепенно деградируют. Доходит до того, что продают в рабство своих соплеменников. В конце концов, деградация скифов достигла своего апогея. Между разными племенами начались междоусобные войны, которые разрушали Скифию. Греки отмечали, что если бы скифы не уничтожали сами себя, то не было бы равных им воинов. Из-за вожделения, жажды власти начались кровопролитные войны и внутри государства.

И тут на арену истории выходят сарматы. 

Сарматы появились на исторической сцене в VII в. до н.э. в районе степи, расположенной к востоку от Дона и югу от Урала. На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями – скифами. В III в. до н.э. или немногим ранее сарматы перешли через Дон и атаковали скифов, населявших северное побережье Черного моря (Понт Эвксинский). В первом же бою сарматы полностью стерли скифские отряды, а сами скифы были вынуждены откатиться на Крымский полуостров и Бессарабию, оставив свои пастбища пришельцам. Вскоре «большая часть этой страны превратилась в пустыню». В плен сарматы скифов не брали. Откуда такая сарматская жестокость, - не совсем понятна. Ведь по сути это был один народ, вышедший из нынешних земель Ирана.

Сарматы доминировали на своих новых землях на протяжении следующих пяти столетий.

Они не были единым народом, и состояли из разных племен. Вместе с ними двигались и аланы, такой же кочевой народ.

 

Как скифы и сарматы, аланы представляли собой ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. -времени их появления в Приазовье и Предкавказье.

Большинство сарматских племен занималось скотоводством. Это занятие обеспечивало их пищей и одеждой. Зиму они проводили на южном крае степей, неподалеку от Черного и Каспийского морей, в районе устьев Дона, Днепра и Волги. Весной сарматы откочевывали на север. Транспортом и жилищами сарматам служили повозки. Аммиан Марцеллин пишет: «В них мужья спят со своими женами, в них рождаются и вскармливаются дети».

Около 377 года нашей эры гунны, выходцы из северного Китая и центральной Азии появляются на арене истории. 

Сарматам и аланам ничего не оставалось иного, как влиться в состав гуннов. Волны нашествия гуннов достигали Галлии, Испании и даже Северной Африки. Небольшие группы сарматов и аланов служили и в составе римской армии. К середине V века сарматы уже не представляли собой заметной силы, а к VI в. удается проследить лишь следы их присутствия на западе Европы. По всей видимости, сарматы и аланы стали мазком кисти на пестрой картине народов.

После нашествия гуннов донская земля представляла тогда пустыню, где скитались одни бедные остатки прежних ее обладателей. Был разорен Танаис. Но и гунны исчезли, оставив после себя ряд племен, положивших начало образованию новых народов и их переселению. За гуннами двигались булгары, угры и другие племена. В середине первого века эти земли заполоняют авары. 

За аварами вскоре (по историческим меркам) появились хазары. 

Хазары исповедовали иудаизм. Ими был создан Хазарский Каганат. Каганат контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и

Лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

И в это время на холмах Днепра варяги закладывают город Киев. Киевское княжество постепенно поглощает племена славян, живущих поблизости. Хазары враждуют с возникшей и набирающей силы Русью. Хазары от берегов Днепра дошли до Оки, и, обложив славянское племя вятичей данью по белке с дома, просят у Византийского Императора Феофила искусных зодчих, которые около 854 года построили им против Руси, уже тогда храбростью прославившихся, крепость Саркел.

 

Развалины Саркела были долго видны напротив Цимлянской станицы на берегу Дона. 

В настоящее время Цимлянское водохранилище поглотило развалины этой крепости.

Решающую роль в гибели Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, а в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа. В 968/969 году русы, действуя в союзе с огузами, разгромили хазарские города Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого Хазарского государства.

В 985 году князь Владимир совершил новый поход на Хазарию и наложил на нее дань. Под 986 годом в русской летописи сообщается о посольстве хазарских иудеев к Владимиру с предложением принять свою веру (иудаизм).

Хазарский, а позже древнерусский город-крепость Саркел в 1117 году был разорён половцами и покинут жителями. Город перестал существовать. 

Вслед за хазарами в степях появляются печенеги. 

Исследователи пишут, что основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство. Жили они родовым строем. Но не прочь были повоевать в качестве наемников. В 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав ходили на Византию с отрядами печенегов. Византийцы в 972 году подкупили печенегов. Под предводительством хана Курея печенеги разбили дружину Святослава у порогов на Днепре. И, как писали, из черепа Святослава хан сделал сосуд, стоявший у него на видном месте.

Но колесо истории продолжало крутиться. Печенегов начали теснить половцы. 

В начале XI века из Заволжья половцы продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Печенеги, теснимые половцами, пятились на русские земли. Но печенеги не были оседлыми жителями. Их стихия захват чужого имущества. Только Ярославу Мудрому удалось разбить печенегов и окончательно отбить у них охоту ходить на Русь. Впоследствии печенеги растворились в массе других народов.

Половцы же пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша. Вся Донская земля оказалась под властью половцев. После себя они оставили множество курганов в местах захоронения важных воинов и каменных баб. 

Со второй половины XI в. до монголо-татарского нашествия половцы производили постоянные нападения на южную Русь. Свои нападения половцы делали быстро и внезапно. Они опустошали земли, захватывали скот и имущество, забирали пленных. Русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда половцы возвращались к себе в степь. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское, Киевское и Рязанское княжества, Поросье и Северская земля. Иногда Русь выкупала у половцев своих пленных.

Русские князья то дружили с половцами, то враждовали. Борьба шла с переменным успехом. Известна битва на реке Калке, описанная в «Слове о полку Игореве», вспомним: «В Путивле плачет Ярославна…»

Известно заключение браков между русскими князьями и дочерьми половецких ханов.

С нашествием татаро-монгольских завоевателей некоторые русские князья совместно с половецкими ханами вышли против них. Но битва была проиграна. Постепенно татаро-монголы поработили большинство русских княжеств, заставив их платить дань. От степей Монголии до южных окраин Руси появилось средневековое государство Золотая Орда. Но со временем Золотая Орда претерпела раскол и распад, повлекший новые войны и новое истребление населения этих мест.

В 1389 году митрополит Пимен отправился из Москвы в Царьград, девять лет спустя после Куликовской битвы. 
Его спутники были поражены дикостью края, и вот что они занесли в свой дневник во время поездки по Дону: «Бысть же сіе путное шествіе печально и унынливо, бяше бо пустыня зѣло всюду, не бѣ бо видѣти тамо ннчтоже, ни града, ни села; аще бо и бываше древле града красны и нарочиты зѣло видѣніемъ, мѣсто точію, пустожъ все и ненаселено; нигдѣ бо видѣти человека точію пустини велія и звѣреи множество: козы, лоси, волцы, лисицы, выдры, медвѣди, бобры, птицы – орлы, гуси, лебеди, жаровли и прочая и бяше вся пустыни великія.»
Как видим из этого описания - Донской край представлял тогда пустыни голые, необозримые, где не было ни людей, ни селений. Звери без страха приближались к путешественникам, и смотрели на них с изумлением, как на явление редкое. Птицы без робости и во множестве парили над головами их. Развалины городов знаменитых едва уже были приметны.

По берегам Дона кочевали татары. Впоследствии на этих землях появились орды Тамерлана. Тамерлан захватил и разрушил Азов. С удалением Тамерлана генуэзцы вновь появились на берегах Дона. Генуэзцы, поселившиеся в Азове в начале XIII века, начали вновь вести торговлю со степняками. Стеклянные, железные и медные изделия, полотна, бумажные и шелковые материи и сукна они меняли на хлеб, соль, воск, кожи, рыбу и икру.

Поработившие же Русь татаро-монголы брали дань с русских земель фактически до конца XIV века, когда в 1480 году царь Иван III дал отпор ордынскому хану Ахмату. К этому времени практически завершился распад ордынского ханства – Золотой Орды. С падением Золотой Орды Степь обезлюдела.

В наказ царскому послу Третьяку Губину в 1521 г. упоминается о том, что в это время все земли от Азова вверх по Дону до переволоку и до устья Медведицы были пусты и принадлежали частью Азовцам, частью татарам.

С покорением Русских княжеств, избегая насилия от татаро-монгол, жители южных княжеств  стали селиться в низовьях Днепра. Торки и берендеи, жившие в тех местах, имели общее название черные клобуки. Эти черные клобуки назывались черкесами или казаками, то есть воинами служащими на коне (есть и другая трактовка). Эти днепровские казаки, обосновавшись на днепровских порогах, стали строить городки и крепости. И впоследствии были названы запорожскими.

А на Дону остатки ордынских татар нападали и грабили купцов, разоряли окраинные пограничные селения Руси. Они именовали себя ордынскими или азовскими казаками. Эти казаки позже стали именовать себя подданными царя Ивана ІІІ, а его сын царь Василий стал брать их на службу. Но в начале XV века Азовские или ордынские казаки исчезают из истории. Они нигде не упоминаются.

На берегах Дона появляются пришлые люди, грабившие купцов на речных переправах, на маршрутах их передвижения, на ночевках, грабящие татарские стойбища. Первоначально это были отчаянные одиночки. Но впоследствии они объединяются в ватаги, так как поняли, что сообща легче грабить, легче отбиться от охраны купцов. Быстрые кони спасают их от погони. Налет такой ватаги был внезапным и быстрым. Налетели на какое-нибудь ордынское кочевье, стоянку купцов схватили то, что под руку попалось, в том числе и женщин, и исчезали на быстрых конях.  

Наиболее ранние указания исторических источников о существовании на Дону казачьих городков относятся к 1549 году. В этот год ногайский князь Юсуф жаловался Ивану Грозному на построение казаками на Дону трех или четырех городков. В 1551 году также упоминаются казаки на Дону; турецкий султан просил ногайского хана унять их от нападений на Азов. Ногайский хан жаловался Ивану Грозному на донцов, но Иван Грозный отвечал: «Эти холопи его в Русской земле многое лихо учинили и убежали в поле».

В 1570 году упоминается казачья станица при впадении реки Аксай в Дон. До этой станицы казаки провожали в 1570 году царского посла Новосильцева, отправленного к туркам, и здесь же приняли его от азовских турок на обратном пути, что и считается первой службой Донского войска.

Обосновавшиеся на Дону казаки начинают строить свои городки, где можно было бы укрыться от непогоды, где можно было пересидеть лихие времена.

Городки свои казаки строили в лесу, позади болот, в камышах. Укрепления их состояли из плетня или частокола, с неглубоким рвом, ограждавшим укрепление. В этом городке помещалось несколько изб. Избы строились также из плетней, обмазанных глиной. Казаки, ввиду близости врага, не заботились об удобствах, старались только иметь приют и защиту от непогоды, полагая, что нарядные строения привлекут неприятеля. 

«Пускай, - говорили они, - пламя набегов сожжет городки наши; через неделю заплетем новые плетни, набьем их землею, покроем избы, и городок готов; скорее враг устанет сжигать наши жилища, нежели мы возобновлять их». 

Необходимость вести беспрерывную войну, с воинственными своими соседями, вскоре сделала казаков первыми между знаменитыми наездниками того времени; а так как добыча состояла наиболее в скоте, то скотоводство было их первым занятием и доставляло им безбедное содержание. В городках по Дону стада пасли пленники, за которыми надзирали жены и старики; а все прочие ходили за добычею к соседям и упражнялись в звероловстве и рыбной ловле.

Пришельцев, преданные греческой вере казаки, пытали, какой они веры. Если были другой, то обращали прибившихся к ним в свою. Иностранцев крестили.  

Казаки редко жили в своих городках, а большей частью собирались в низовьях Дона в главный городок, откуда расходились в поход. Сначала таким городком были Раздоры, затем Монастырский городок, а позже Черкасский.

Единой формы у казаков не было. На казаке была смесь оружия, одежды, убранства разных народов. На коне ногайское или черкесское седло, турецкая попона; русская пищаль, оправленная по-турецки, персидская сабля, булатный нож, турецкий сайдак (лук), ружье, рогатина. На картине Павла Федоровича Рыженко «Пир Ермака» показана одежда казаков Ермака Тимофеевича. 

Главный городок казаков охранялся цепью пикетов, конными разъездами, а стада и табуны паслись на островах, или между лесом и болотами, куда было трудно попасть.

Своевольная жизнь и привольные места служили приманкою всем удальцам, каких на Руси было тогда много.

Первым по времени документом, содержащим перечень донских казачьих поселений и одновременно их очень краткой характеристикой, является русская «Роспись от Воронежа Доном - рекою до Азова, до Черного моря, сколько верст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, кои живут в городках» 1593 года:

Мигулин. В 60 верстах от Богучара, на ногайской (левой) стороне Дона. Живут 5 казаков «без баб». 
Голицын. В 20 верстах от Мигулина, на ногайской стороне. 10 казаков «без баб». «Противу ево с крымской стороны вышла речка и (с) степи, впала в До(н)». 
Решетов. В 20 верстах от Голицына. 
Вешки. В 20 верстах от Решетова, на ногайской стороне. 5 казаков «без баб».
Хопер. В 40 верстах от предыдущего, на крымской (правой) стороне Дона. 10 казаков. «Противо городка река Х(опер), с ногайской стороны, вышла из-под Шадскова, впа(ла) в Дон. Перелаз татарской и приход большой че(рез него)».
Медведица. В 40 верстах от предыдущего, на ногайской стороне. 10 казаков.
Роспопин. В 20 верстах от предыдущего, на ногайской стороне. 20 казаков. 
В 20 верстах от Роспопина, на ногайской стороне. 30 казаков. «Ходят на Волгу и на Яик воровать, тавары у них (ки)зылбаские (персидские) продажные». 
Кремяннов. В 30 верстах от Клетцкова, на ногайской стороне. 100 казаков. «(М)есто изо всех городков богатое. На Волгу и на (Я)ик воровать ходят. Товары у них кизылбаские». 
Сиротин. В 30 верстах от Кремяннова, на ногайской стороне. 50 казаков. «На Волгу и (на) Яик воровать ходят. Товары у них кизылбаские». 
Стрелчей. В 25 верстах от Сиротина, на Ногайской стороне. 30 казаков. «(Ез)дят на Волгу и на Яик воровать. Товары у них (к)изылбаские». 
Панщина. В 40 верстах от Стрелчего, на крымской стороне. 20(?) казаков. «Против ево с ногайской стороны река вышла ис Те... . От Панщины до Царицына степью 60 верст». 
Голубые. В 40 верстах от Панщины, на крымской стороне. 70 казаков. 
Пять Изб. В 30 верстах от Голубых, на крымской стороне. 50 казаков, «Угодно рыбою. От Царицына днище ходу». 
Чир. В 60 верстах от предыдущего, на крымской стороне. 100 казаков. 
Ясаулов. Сведения не приводятся. 
Курман Яр. В 40 верстах от Ясаулова, на крымской стороне. 50 казаков. 
Другой Курман Яр. В 50 верстах от предыдущего, на крымской стороне, 50 казаков. 
Терновые. В 40 верстах от предыдущего, на ногайской стороне. 100 казаков. 
Кумшаков. В 40 верстах от Терновых, на крымской стороне. 50 казаков. «Ходят на Волгу (и н)а Яик воровать. Товары у них кизылбаские». 
Каргала Верхние. В 30 верстах от Кумшакова, на ногайской стороне. 50 казаков. 
Другой Каргала. В 40 верстах от предыдущего, на ногайской стороне, 100 казаков. 
Михалев. В 30 верстах от предыдущего, на ногайской стороне. 30 казаков. 
Гагальник. В 20 верстах от Михалева, на ногайской стороне, 30 казаков. «Проти(в} ево камень белой, в чем известь жечь». 
Бабей Верхние Раздоры. В 55 верстах от Гагальника, на крымской стороне. 30 казаков. «(Го)родок Бабей Верхние Раздоры устье Вер(хн)ее до конца Сиверского. А по Донцу живут казаки и черкасы...». 
Нижние Раздоры. В 55 верстах от предыдущего, на крымской стороне. 100 казаков. «А противо Роздор на крымской стороне за рекою за Донцом гора великая, высокая. А около Раздор вверх по Донцу и по Дону вверх заливы и завод(и) многие и места крепкие мошно выбра(ть), где город поставит, и валу земляного привал(ить) нельзя, потому что места ниские, вода блиско. А от Раздор вверх Доном-рекою до Белово камени 100 верст, в чем известь жечь». 
Бесергеново. В 60 верстах от Нижних Раздор, на крымской стороне, 50 казаков. «Прот(и)во ево с нагайской стороны речка Сугарь и (с) степи, впала в Дон». 
Манок. В 40 верстах от Бесергенова, на крымской стороне, Казаков «много». 
Черкаской. В 20 верстах от предыдущего, на крымской стороне. Казаков «много». 
Монастырский Яр. В 3 верстах от Черкаского. «В том съезжаются казаки изо всех городков, (ч)асовня тут, попов по 10 и больши и дьяконы. А съехався, живут до Петрова дни, потом (разъ)езжаются по городкам». 
Стыдное Имя. В 5 верстах от Монастырского Яра. «Ка(за)чьи городки судимы все тут, и атаман, и есаулы, и дьяки тут бывают. От Стыдново до Азово 50 верст Доном-рекою, а степью 25 верст».

Перечисленные 31 городок от Воронежа до Азова по Дону насчитывают, как показывает подсчет, 1230 человек, не считая нескольких городков без указания численности. Трудно только сказать, входят ли в это число «бабы». Ведь несколько городков указаны без «баб», следовательно, остальные городки должны быть с «бабами». Получается, что взрослого мужского населения, исключив детей и «баб», можно считать, примерно, человек 700.

Казаки городков Клетцков, Кремяннов, Сиротин, Стрелчей, Кумшаков, как сказано, занимаются разбоем на реках Волге и Яике. По современному названию можно предположить, что это казаки станиц Клетской (ныне районный центр), Кременной, Кумшацкой и нынешнего хутора Сиротин. Все эти городки располагались в местах близких к переволоку из Дона на Волгу.

Среднее течение Дона от Цимлы до Чира долгое время оставалось малолюдным. В 1637 году была основана станица Нижне-Чирская на месте впадения в Дон реки Чир. Упоминающийся выше городок Чир, очевидно, относился к другому поселению.

А земли задонские и район Таганрога стали заселяться только в XVIII веке.

Как пишут, число Донских казаков было первоначально очень мало. В 1613 году их насчитывалось 1888 (?) человек. Но уже при взятии Азова и в Азовском сидении (1637-1641 гг.) участвовало 9000 человек, из них две трети пало в бою. Турки в отместку разорили многие станицы. Дон оскудел казаками и в 1646 году, внимая просьбам казаков, царь посылает на Дон 3000 желающих вольных людей из украинских городов.

С укреплением царской власти кое-какие вольности казаков пресекаются царским правительством. В 1671 году Донское войско впервые приносит присягу царю на верность. С этих пор атаман Донского войска назначался царем.

На Дону, в верхних городках появились хлебопашцы, но войско приговорило: «если кто станет пахать землю и сеять хлеб - того бить до смерти». Считалось, что хлебопашец не способен в любой час встать в казачьи ряды в случае набега или какой-либо опасности. Но, как показали исторические события, хлебопашество не умаляло боевой дух казаков.

Царское правительство всячески старается принудить казаков к беспрекословному повиновению, требует выдачи беглых, но донские атаманы только отписываются, не стараясь выполнить царский указ.

Большое количество беглых появилось на Дону с началом царствования Петра особенно с 1701 по 1708 год. При Петре I произошло полное подчинение Донского войска центральной власти. Вспомним восстание Кондратия Булавина, его жестокое подавление царским правительством.

Кто же составлял костяк Донского войска?

Первоначально оно образовалось из казаков рязанских, мещерских, запорожских и других разноплеменных элементов. Еще в середине XV века в верховьях Дона на сторожевых постах несли службу стрельцы. Случалось так, что они покидали свой пост и уходили искать вольную жизнь, которую находили в казачьих станицах. Бежали любители вольной жизни, во времена действия закона о переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день, отмечавшийся 26 ноября (6 декабря). Отойдя от одного помещика, крестьянин не прибивался к другому, а шел искать вольную жизнь. А вольная жизнь, как он слышал, находилась на Дону. Нужно только туда добраться. Особенно бегство крестьян от помещиков усилилось, когда в 1592 году этот закон Юрьева дня был отменен, и крестьяне навечно были прикреплены к помещику. Вспомним поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Бежали на Дон раскольники, а также любители легкой жизни. С ликвидацией вольности Новгорода новгородцы также пополнили население Дона. Поэтому основной костяк Донских казаков составлял великорусский, православный  элемент. Казаки носили имена из греческих книг, греческого календаря. Из этих пришлых людей формировалась полувоенная, полуразбойничья ватага, не подчинявшаяся царским указам. Был выработан свой свод законов, свой уклад жизни.

Казаки, будучи в массе своей русскими, имеют одинаковую веру с населением Руси, одинаковый язык, одинаковые обычаи. Казаков современные исследователи делят на несколько типов по внешнему виду: великороссы, малороссы, татарский тип, калмыцкий и еврейский, доставшийся от хазар. Некоторые низовые казаки, проживая на границе земли русской, имеют азиатские черты лица только потому, что они добывали себе жен красавиц у черкесов и турок, а если нужна была не сколько красивая, а рукодельная жена, то для этого подходила татарка. Подходили и некрасивые, но очень трудолюбивые калмычки. Дети от смешанных браков рождались сильными, красивыми и крепкими.

Доминирующее число донских казаков относится к типу великороссов, поскольку в своем внешнем облике они воплощают черты, свойственные общерусскому типажу. Светлые волосы и окладистая борода, прямой нос и большой рот, широкое лицо, глаза и разрез глаз, строение черепа, рост высокий сближает донских казаков с населением самых разных районов России, в особенности средней Волги.

Донские казаки, относящиеся к типу малороссов, являются потомками переселившихся на Дон в далеком прошлом днепровских черкас. Основными чертами их облика является средний рост, более смуглая кожа, темные волосы, круглая голова, короткий или толстый нос с горбинкой, жгучие глаза, нависший лоб, длинные ноги, короткий стан.

Разнообразные комбинации из характерных антропометрических признаков двух вышеописанных типажей составляют смешанный тип донских казаков. В их внешности перемежевались как великорусские, так и малорусские признаки, поэтому среди них легко встретить блондинов со специфическим южным профилем. Они умеренно высокорослы, имеют высокий лоб и круглую голову, темно-русые волосы и маленький подбородок.

Менее распространенными являются три второстепенных антропометрических типа донцов – татарский, калмыцкий и еврейский.

Считается, что основная часть казаков с татарскими чертами, такими как выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги, произошла от тюрков, перешедших в православную веру.

Калмыцкий тип возник от смешения калмыков и казаков, и характеризуется красивыми, но широкими лицами, главным образом у представительниц слабого пола.

Донские казаки, принадлежащие к еврейскому антропологическому типу не отличимые от горских евреев северо-восточного Кавказа. Во внешних данных этой категории казаков прослеживаются такие признаки как долговязость, семитический нос, покатый лоб, большой затылок, темные волосы, рыжая борода и веснушки.

В то же время нельзя исключать, что в крови донских казаков присутствует кровь гетов и скифов, сарматов и хазар, массагетов и готов, половцев и прочих племен, кочевавших в этих местах.

Вернемся к Донскому войску.

Само правление Донского войска было организовано по подобию мирской сходки мужиков средней полосы. Все вопросы решались на Кругу, где каждый казак от атамана до последнего имели одинаковый голос. На кругу же казаки ежегодно большинством голосов избирали и меняли атамана и старшин. Без решения круга ни один атаман не начинал никакого дела. Наказания провинившимся назначались по обычаям и здравому смыслу.

Зачастую казачья вольница приводила казаков на неверный путь. Они нападали на государства, дружественные русскому царю, грабили купцов на внутренних землях Руси. Можно вспомнить выступление Степана Разина, ставшего героем народных сказаний.

Жизнь казаков была в постоянной тревоге от ожидавшегося нападения турок, ногайцев, татар и других кочевых племен. Донское войско постоянно нуждалось в военных запасах. Кроме того, ведя походную жизнь, казаки не занимались земледелием. Продовольствие, военное снаряжение давало царское правительство, тем самым поставив казаков на свою службу, оставив им кое-какие льготы. От казаков только требовалось охранять южные рубежи.

Как уже отмечалось, при Петре І Донское войско полностью перешло в подчинение царскому правительству. Петр дал войску и новый герб, заменив старый. 

После Булавинского восстания в 1708 году Петр прибыл в Черкасск. Выйдя на Черкасский майдан, пересек его и за майданом возле шинка увидел полуголого казака, сидящего верхом на винной бочке, в одних шароварах, но с саблей и ружьем. Казак был изрядно пьян, а царь был одет по своему обыкновению как немецкий шкипер. Царь подошёл к казаку и спросил, где его одежда? На что, казак отвечал, что одежду он всю пропил. Тогда царь спросил, почему ж он не пропил ружье и саблю? На что казак ответил: «Саблей и рушницей, я чего хочешь добуду и дуван возьму, и царю послужу». Ответ понравился Петру, и он на следующей встрече со старшиной повелел отныне Донскому войску иметь герб и печать в виде полуголого, пьяного казака сидящего верхом на винной бочке. 

Этот герб имел силу до 1805 года.

В последующие годы самовольные во время мира набеги казаков на море прекратились, но они хотя еще и совершали набеги на Кубань, села по Куме и на Крымские улусы,  но набеги уже не составляли особого ремесла, промысла прибыльного. Правительство всеми мерами старалось, не допускать казаков ходить для добычи, или для отмщения на соседей, и соседям их не позволяли ходить для грабежа на Дон. Богатые люди, старшины и выборные, уже не смели снаряжать за свой счет охотников для набега, чтобы из добычи получать половину; одни гуляки, люди праздные, которым нечем было жить, тайно и малыми партиями выходили на промысел. Такие прогулки не доставляли уже значительной добычи, которая могла бы соблазнить других.

Словом, страсть к предприятиям опасным, но доходным, ослабевала по мере того, как казаки, приучаясь к хозяйству, начинали жить собственным трудом. Но это не исключало совершенствования казаками воинского мастерства в мирной жизни и их участия во всех военных походах в последующие годы, показывая образцы мужества и героизма.

На этом остановимся.

Продолжение следует.

В следующей части рассмотрим земли Войска Донского, их населенность и другое…

Юрий Парамонов

Источники.

Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Новочеркасск, 1891 г.
В. Броневский. История Донского войска. Часть 1. Санкт-Петербург, 1834 г.
И.А. Чернощеков. Столетие военного министерства. Землеустройство казачьих войск. Часть IV. Санкт-Петербург, 1911 г
Русская старина. Карманная книжка для любителей отечественного на 1825 год. Санкт-Петербург, 1824 г.
В. Хорошхин. Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания. Санкт-Петербург, 1881 г
Википедия 
В.Н. Королев. Донские казачьи городки.  
Сайт 1. 
Сайт 2.

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: paramonov (19.08.2019)
Просмотров: 935 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Счетчик посещений сайта Каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU
uCoz Copyright MyCorp © 2024