Как летняя так и зимняя станицы избиралась на кругу. Одного из казаков назначали атаманом, другого – есаулом. Станица в своем составе имела от 3 до 25 человек.
Впредь с 1693 года было принято решение отправлять с летней станицей атамана, есаула и не более 10 казаков. Если станица везла на Москву пленных, то число сопровождающих казаков было вдвое больше пленных.
Зимовая станица состояла из атамана есаула и около сотни рядовых казаков. Во главе такой станицы был, как правило, войсковой атаман, или назначался атаман из знатнейших старшин. Попасть в станицу считалось величайшей заслугой. Поэтому в нее назначались наиболее заслуженные казаки.
Зимовая станица из Черкасска с проезжей грамотой от Донского войска отправлялась на город Валуйки, где передавала грамоту воеводе. Воевода, в свою очередь, выдавал им проезжую до Москвы. От Валуек до Москвы казаки следовали на подводах. Атаману станицы полагалось три подводы, есаулу две и рядовым казакам по одной подводе.
От Москвы зимовая станица следовала до Воронежа также на подводах, выдаваемых в том же количестве, откуда по Дону водным путем шли в Черкасск. Казаки в Москве по своим делам были прикреплены к Посольскому приказу. Прибыв в Посольский приказ, атаман станицы подавал отписку, челобитные и проезжую грамоту. Казаков в Посольском приказе расспрашивали о делах на Дону и о пути их оттуда.
После этого казакам отводили помещение для жилья. Обычно это было на Ордынской слободе, за Москвой рекой.
Останавливались они и на Пятницкой улице, в Замоскворечье, на постоялом дворе. Около их места проживания выставлялся караул в составе сотника и стрельцов: «183 г. (1675 г.) сентября 16 день к великому государю… приехал с Дону в станице атаман Артемий Иванов, ясаул… да рядовых казаков 4 человек и в Посольском приказе… подали войсковую отписку, приказал атамана и казаков поставить в Ординской слободе, на постоялом дворе, и быть у них для караула Юрьева приказу Лутохина сотнику Михаилу Шпорневу до 10 человеком стрельцом чтоб без указу великого государя на двор к ним и их, казаков, с двора не пущали».
Охрана из стрельцов выставлялась для того, чтобы казаки не вступили в сговор с «холопями», пожелавшими убежать на Дон.
Зимовые станицы на Москве удостаивались особых почестей. По приезду и при отъезде они представлялись царю. Их угощали во дворце царским столом «с довольством и подчевали романеею.
Царский стол ломился от кушаний. Подавалось от 50 до 70 блюд. Вкушали серебряными ложками, которые сделались в России известными с конца Х века.
Всем поддавались «изращатые» калачи вместо хлеба, пироги с начинкой из птичьего мяса с зеленью, капустными листами, сливами и брусникой. В качестве украшения использовались фигуры соответствующей птицы, их фигурки изготавливались из сахара или теста.
Супы подавались в мисках, обычно, на двоих человек, из которых это блюдо кушали. Самым торжественным блюдом, предназначенным лишь именитым гостям, была «голова баранья или свиная». Голова, отваренная в воде с пряностями, и поданная с хреном, смешанным со сметаной, считалась самым лакомым блюдом.
Мясные блюда подавались в виде рубцов говяжьих и бараньих, начиненных кашей, свиные колбасы, печень, иссеченная с луком, жаренная на сковороде. Зайцы духовые под сладкими взварами (соусом), оленина и лосина. Запеченные однодневные ягнята, начиненные гречневой кашей. Жареные поросята.
Куря «рафленая» - соус из курицы с сарацинским пшеном (рис), изюмом и разными пряностями; куря бескостное - соус из курицы без костей, с начинкою из баранины или яиц с шафранною похлебкою.
Подавались, особо приготовленные блюда: куриные пупки, шейки, печенки и сердца. А также утки, гуси, лебеди, журавли, цапли, тетерева, рябчики, куропатки, перепела, жаворонки. Утки – «во штях» и жареные, гуси – «шестные», начинялись гречневой крупой и приправлялись говяжьим, салом; гусиные потроха в ухе или под зварами. Рябчики, тетерева и куропатки подавались: первый приправленный с молоком, прочие жаренные со сливами и другими плодами. Лебедей подавали под зваром с «топешками», т.е. изрезанными ломтиками калача, опущенными в коровье масло; потроха лебяжьи, как и гусиные, подавались под «медвяным» зваром, иногда же с говядиной, или в пирогах и «перепечах».
При горячих кушаньях подавались пирожки, начиненные бараньим, говяжьим и заячьим мясом, несколькими «мясами» разом, например, бараниной и говяжьим салом, также мясом и рыбой вместе, с прибавкой каши или лапши.
Подавались стерляди паровые, белуга соленая с лимоном, яйцом и брусникой, обложенная капустными листьями, белужья и лососевая икра в деревянных чашах. Щука фаршированная, караси в сметане, разные паштеты и много чего другого.
За обедом разносили кубки с мальвазией и другими греческими винами. Государь посылал со своего стола кушанье в знак особой милости отличенному им гостю, а он должен был в ответ кланяться. Во время обедов вели разговоры без принуждения.
После первого блюда выносились напитки. Это были хмельные варианты - мед, пиво, квас. Были разнообразные квасы и морсы с разными ягодами. Кроме того, в царских амбарах хранилось значительное количество привозных продуктов, вплоть до продуктов из средиземноморья: оливки, маслины. Пили много видов «меда» - наливки на основе ягод и меда. Ели много и основательно.
Когда наступало время десерта, на стол ставили, приготовленные из сахара, изображения уток, городов, башен, теремов, людей и также целые сахарные головы. Выносили Кремль с маленькими каретами, лошадьми, стрельцами и пушками из марципана. Огромной популярностью пользовалось конфетное дерево, состоящее из груш в сиропе из меда, вазы с полевыми цветами и сочных вишен и слив. Делали фруктово-ягодные пирамиды и фруктовые пряники, вес которых мог быть больше 6 кг.
Вернемся к зимовой станице.
По приезду атаман зимовой станицы на первые расходы получал 20 рублей, есаул 13 рублей, рядовые казаки по 11 рублей. Атаман и есаул получали в награду также по пищали.
Все казаки удостаивались царских подарков. Атаман получал: серебряный ковш в полтора фунта.
Кроме того, камки 10 аршин, тафты 5 аршин, сукна лундыш 5 аршин, 40 соболей в 30 рублей и деньгами 20 рублей. Ниже показаны слева направо камка, тафта, лундыш
Есаул: сукна лундыш 5 аршин, тафты 10 аршин, пара соболей в пять рублей, деньгами 13 рублей.
Казаки каждый: сукно английское 5 аршин, пара соболей в три рубля, деньгами 11 рублей.
Находясь три месяца в столице, ежедневно на прокорм из казны станица получала: атаман: «поденного корму» 6 алтын и 4 деньги, 6 чарок вина, 3 кружки меду и 3 кружки пива; есаул: 4 алтына и 2 деньги, 4 чарки вина, 3 кружки меду и 3 кружки пива; рядовой казак: 3 алтына и 2 деньги, 3 чарки вина, 1 кружку меду и 2 кружки пива.
Много это или мало? Известно, что алтын – это 3 копейки, деньга – 1/2 копейки. По ценам конца 17 века лошадь с телегой стоила 5 рублей, корова - 2 рубля, шуба из овчины - 40 копеек, овца - 20 копеек, курица - 2-3 копейки. Те же 3 копейки стоили 50 яиц, полтора килограмма масла коровьего, свинины и осетрины. Хлеб обходился в копейку за килограмм. Пиво - 6 копеек за ведро. Фунт «говяжьего доброго мяса» стоил 1,5 коп., а за фунт «говядины средней» платили 1 коп. Фунт свиного сала стоил - 5 коп. Фунт блинов, испеченных из гречневой муки, обошелся бы в 1 коп. За фунт семги платили 1 коп., за фунт свежей икры - 4 коп.
Так что на деньги, получаемые из казны, станица могла не бедствовать. Рядовому казаку, получавшему ежедневно 10 коп., было можно выпить выдаваемое казенное питье, и не плохо закусить, купив душе угодные продукты.
На Рождество Христово на всю станицу выдавалось 20 ведер вина, 20 ведер меду, 4 ведра пива и 20 рублей деньгами.
В 1677 году на Рождество атаману зимовой станицы Фролу Минаеву и 51 казаку его станицы было выдано: 6 туш свиных, «мяса 2 быка живых», 20 гусей, 20 уток, 10 ведер вина, 20 ведер пива, 20 ведер меду. А на Богоявление им же выдано 5 ведер вина, 5 ведер меду, 10 ведер пива, 5 туш баранины, 2 «стяга» говядины, по 2 туши свиных, 10 гусей, 10 «ососов» (молочные поросята), 10 кур, и на мелкие расходы 5 рублей.
Прикинем, перейдя от ведер к более знакомым нам литрам. Ведро было равно 12 литрам, кружка – 1,23 л. Таким образом, на Рождество 52 казака получили 120 литров вина (≈ чуть более двух литров на человека), 240 литров пива (≈ по 4 литра на человека), 240 литров меда (≈ по 4 литра на человека (тоже алкогольный напиток).
С учетом выданной закуски весьма неплохая встреча Рождества получалась (только съесть двух быков и шесть свиных туш, не считая разную мелочь в виде птицы). Бывало, что в тушу быка закладывали свиную тушу, в свою очередь начиненную птицей и зажаривали на огне, нанизав на вертел.
О медах оставил воспоминания Адам Олеарий секретарь голштинского посольства. Испробовав эти меды, он был от них в восторге, что даже сам, как он с гордостью писал, научился их делать: «сперва совершенно спелую малину кладут в бочку, наливают ее чистою водою и дают постоять так день, или два, пока вкус и цвет малины извлечется весь в воду. Такую воду сливают потом с малины, и примешивают в нее чистого, или очищенного от воску, меду, а именно: на одну кружку меду по две и по три кружки сказанной настоянной воды, смотря по тому, покрепче, или послаще желают иметь мед. Затем кладут туда кусочек поджаренной булки и небольшое количество дрожжей, и когда мед начнет бродить, булку вынимают» (иначе мед получит ее вкус) и оставляют так бродить 4, или 5, дней. Желающие придать меду вкус и запах пряных кореньев, кладут в него мешочки с гвоздикой, кардамоном и корицей. Если так изготовленный мед стоит в теплом месте, то он не перестанет бродить в продолжение восьми дней, а по тому, после известного, потребного для надлежащего брожения, времени, бочки с медом выставляют на холод и дрожжи в нем оттягивают. Некоторые наливают малину простою водкой, хорошенько взбалтывают ее в водке, и после суточного стояния, водку сливают с ягоды, разводят медом, и такой настой делается очень приятным напитком, так как водка, насыщенная малиной и смешанная с нею, почти совсем теряет свой настоящий вкус. Мед держался в засмоленных бочонках и был иногда до того крепок, что сшибал с ног».
Иногда вместо дачи на Богоявление казаков «кормили в Золотой палате довольно», а иногда дачи не было.
На Сырную неделю в том же году станице было выдано: 2 ведра вина двойного, 5 ведер вина простого, 10 ведер меду и 20 ведер пива.
При убытии станица получала новые подарки. Атман: денег 12 рублей, кроме того, деньгами за сукно лундыш 6 рублей, за камку 5 рублей, за пищаль 5 рублей, за пару соболей на шапку 10 рублей; есаул: денег 10 рублей, за английское сукно 3 рубля, за тафту 3 рубля, за пищаль 3 рубля; рядовые казаки: деньгами по 9 рублей, за сукно английское по 3 рубля. Рядовые казаки сверх данного получали по два фунта пороха и по два фунта свинца.
Станица «подчивана» была в царском дворце три раза: в день прибытия, на Богоявление и по отъезду.
С 1716 года вместо трехразовой кормежки за царским столом выдавались деньги на всю станицу 215 рублей 70 копеек.
Атаману зимовой станицы для езды по Москве выдавали из государевой конюшни лошадь с санями и медвежьей полостью, а казакам лошадь по 1 рублю на неделю за казенный счет.
В придачу к трехмесячному пребыванию станицы в Москве выдавались деньги на проезд к Москве и от Москвы на Дон.
Неплохой получалась «командировка» с зимовой станицей. Многие рвались в Москву. Некоторые атаманы езжали туда по несколько раз, основательно прибарахлившись.
По несколько раз на Москве бывали атаманы: Иван Дмитриевич Каторжный, Наум Васильевич Васильев, Корнилий Яковлевич Яковлев, Фрол Минаевич Минаев и другие.
Надо сказать, что одаривание казаков разными подарками не всегда имели какую-то четкую градацию. Казаки всячески пытались истребовать чего-нибудь дополнительно от царя, ссылаясь на то, что «раньше давали» или описывая свои раны и походы.
В 1683 году на челобитную казака летней станицы Федора Чекунова, просившего награду, был дан ответ Софьей Алексеевной, бывшей в то время регентшей при малолетних царях Иване и Петре: «191 года (1683 г.) августа в 11 день великие государи и сестра их великая государыня благородная царевна сего челобитья и выписки слушав… пожаловали Донского казака Федора Чекунова за его многия службы и раны, что он ходил с казаками в походы и многажды неприятелей и во многих местах побил, велели дать своего, великих государей, жалованья в приказ денег 5 рублев из Большой Казны, да сукна кармазин полпята аршин… а впредь иметь то не в образец и на пример не выписывать, потому что он ходил с казаками многажды сам особою своею в первых; и ныне под Паншином Татар он разбил и четырнадцать человек в полон взял».
Как видим, Софья Алексеевна именует себя великой государыней, благородной царевной. В то же время отмечает, что эта милость относится только к этому казаку и «иметь то не в образец и на пример не выписывать», так как Федор Чекунов сам ходил на татар, брал пленных, потому ему эта милость и оказана.
В случае каких-то событий в царской семье, рождение детей, поминки по усопшим, казаки получали новые подарки.
Так в честь рождения в 1690 году Алексея Петровича, сына Петра I, атаману летней станицы Обросиму Савельеву в июле 1691 года была дана одна пара соболей в три рубля, есаулу пару в два рубля, рядовым казакам по паре в полтора рубля.
Находясь в Москве, казаки для домашнего обихода покупали разные вещи. Наслаждаясь столичной жизнью, у казаков появлялось желание как можно чаще бывать на Москве. Своими милостями царское правительство понуждало казаков выполнять царские указы, постепенно ограничивая казачью вольницу. В случае неисполнения царских указов правительство ограничивало или вовсе приостанавливало выдачу жалованья на Дон.
За радение царским указам отдельные лица поощрялись дополнительно. Излюбленные казачьи атаманы особенно щедро наделялись подарками и дачами жалованья сверх положенного. Часто получали жалованье и их дети, которых они привозили с собой на Москву.
Так, атаман Иван Семенов, прибыв на Москву с зимовой станицей, привез и своего сына Нефеда, и испросил жалованья для него. В ответ на его просьбу «государи пожаловали… за его службу, велели дать ему своего… жалованья в приказе, сверх указанной дачи, сукно лундыш, атлас, денег тринадцать рублев, пару соболей в пять рублев, пищаль винтовальную в два рубля с полтиною, а впредь то… на пример не выписывать».
В 1690 году Фролу Минаеву была дана пара соболей в 10 рублей, сверх обычной дачи, за то, «что он заслуженный старый человек и первый войсковой атаман».
В 1692 году было дано жалованье детям атамана Ивана Семенова, в 1694 году детям Фрола Минаева.
Нередко посылались на Дон тайно соболя за радение в государевом деле. Указом от 14 мая 1677 года о даче жалованья на Дон было указано выдать бывшему войсковому атаману Корниле Яковлеву, который ранее выдал Москве Степана Разина, «…сверх той дачи тайно пару ж соболей в 15 рублей».
Все эти дачи делались под особым секретом, чтобы об этом случайно не узнали казаки, не посвященные в это дело. Таким образом, шел подкуп казачьей старшины. Уже нет того, что все равны - и атаман, и казак.
Летом 1688 года был издан царский указ на имя воронежца Перфилья Михеева, в котором было указано: «… ехать ему с Москвы великих государей с жалованьем к Донским атаманам и казакам… и сколько чего кому послано и то писано у него в большом наказе. Да с ним же, Перфильем, послано великих государей особое жалованье к войсковым атаманам ко Фролу Миняеву да к Ивану Семенову и иным казакам… И Перфилью, приехав на Дон, чинить прежде… по большому наказу. А после того, спустя два дня, и усмотря времени придтить к войсковым атаманам ко Фролу Миняеву и к Ивану Семенову тайно, чтоб никто не ведал, подать им великих государей грамоту, какова с ним послана и великих государей вышеописанное жалованье отдать все сполна тайно ж, и сказать, чтоб они и то … жалование товарищам их роздали по росписи, самым тайным обычаем, и им приказывали накрепко, чтоб они про то никому не сказывали и не говорили».
Нередко казачья голытьба обвиняла старых казаков в том, что они продали тихий Дон Московскому государю за жалованье и соболя.
Распрощавшись с Москвой, атаман зимовой станицы посылал на Дон двух казаков на легких стругах или двух конных с извещением о полученном царском жалованье. Этим казакам дополнительно давались лошади.
С 1651 года по 1691 год жалованье казакам выдавалось в объеме, приведенном ниже. Годы до 1700 года считали от сотворения мира. Во всех документах писали три последние цифры. В 7208 году от сотворения мира Петр I это летосчисление своим указом отменил, перейдя на летосчисление от Рождества Христова. И это был 1700 год.
(Значения: половинка сукна от 20 до 30 аршин, постав сукна – 27 половинок, зелье ручное – составные ингредиенты для зарядов ручного оружия, зелье пушечное – составные ингредиенты для зарядов пушек).
159 год (1651 г.) - 2000 рублей, 2000 четвертей хлеба, 50 поставов сукон настрафилю, 50 пудов свинцу, 50 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного.
160 год (1652 г.) - 2000 рублей, 2000 четвертей хлеба, 50 половинок сукна 50 пудов свинцу, 50 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного.
161 год (1653 г.) - 3000 рублей, 2000 четвертей хлеба, 100 половинок сукна, 50 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного.
162 год (1654 г. объединение территории Войска Запорожского с Русским царством, закрепленное присягой на верность царю) - 1000 рублей, 1000 четвертей хлеба, 50 половинок сукна, 50 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного.
163 год (1655 г.) – 1000 рублей, 1000 четвертей хлеба.
164 год (1656 г. начало русско-шведской войны до 1658 г.) - 2000 рублей, 2000 четвертей хлеба, 50 половинок сукна, 50 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного.
165 год (1657) - 1000 рублей, 1000 рублей на хлеб.
166 год (1658) - 1000 рублей, 1000 рублей на хлеб, 50 половинок сукна, 60 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного, 6 пушек железных и 600 ядер.
167 год (1659 г.) - 4000 четвертей хлеба, 100 половинок сукна, 200 пудов зелья ручного, 200 пудов зелья пушечного.
168 год (1660 г.) - 3000 рублей, 3000 четвертей хлеба, 100 поставов сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного.
169 год (1661 г.) - 7000 рублей медных, 5000 четвертей хлеба, 200 половинок сукна, 100 поставок сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного.
170 год (1662 г. медный бунт в Москве) - 8000 рублей медных, 5000 четвертей хлеба, 200 половинок сукна, 100 поставов сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного.
171 год (1663 г.) - 10000 рублей медных, 5000 четвертей хлеба, 200 половинок сукна, 100 поставов сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного.
172 год (1664 г.) - 3000 рублей, 3000 четвертей хлеба, 100 половинок сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного.
173 год (1665 г.) - 2000 рублей, 3000 четвертей хлеба, 200 половинок сукна, 50 поставов сукна, 50 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного.
174 год (1666 г.) - 2000 рублей, 3000 четвертей хлеба, 200 половинок сукна, 50 поставов сукна, 50 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного. Прибавка, ради рождения царевича Симеона Алексеевича: 250 рублей, 50 ведер вина для приездов Калмыцких посланцев.
175 год (1667 г.) - 2250 рублей, 3000 четвертей хлеба, 200 половинок сукна, 50 поставов сукна, 50 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного, 50 ведер вина Калмыцким посланникам. Прибавка: 500 рублей за мир с азовцами, для пропуска в Царьград посла Василия Тяпкина.
176 год (1668 г.) - 3000 рублей, 3300 четвертей хлеба, 300 половинок сукна, 100 поставов сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного, 100 ведер вина Калмыцким посланникам.
177 год (1669 г.) - 3000 рублей, 3300 четвертей хлеба, 300 половинок сукна, 100 поставов сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного, 100 ведер вина Калмыцким посланникам. Прибавка: соболей на 500 рублей ради поминовения царицы Марии Ильиничны. (Царица Мария Ильинична, урождённая Милославская (1 (11) апреля 1624, Москва - 3 (13) марта 1669, Москва) - царица, 1-я жена царя Алексея Михайловича, мать Федора III, Ивана V и царевны Софьи Алексеевны).
178 год (1670 г. крестьянско-казацкое восстание под предводительством Степана Разина) - 3000 рублей, 3700 четвертей хлеба, 50 половинок сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного, 100 ведер вина Калмыцким посланникам.
179 год (1671 г.) - 3000 рублей, 4200 четвертей хлеба, 100 половинок сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного, 200 ведер вина Калмыцким посланникам, 4 медные пушки. Прибавка: за поимку Разина 500 четвертей хлеба, 100 ведер вина.
Женитьба царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной, будущей матери царя Петра I.
180 год (1672 г.) - 3000 рублей, 4200 четвертей хлеба, 100 половинок сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного, 200 ведер вина Калмыцким посланникам.
181 год (1673 г.) - 3000 рублей, 4300 четвертей хлеба, 220 половинок сукна, 100 поставов сукна, 200 пудов зелья ручного, 300 ведер вина Калмыцким посланникам, 1200 ядер.
182 год (1674 г.) - 3000 рублей, 4300 четвертей хлеба, 220 половинок сукна, 100 поставов сукна, 200 пудов зелья ручного, 300 ведер вина Калмыцким посланникам.
183 год (1675 г.) - 4000 рублей, 5000 четвертей хлеба, 300 половинок сукна, 100 поставов сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного, 300 ведер вина Калмыцким посланникам.
184 год (1676 г. смерть царя Алексея Михайловича, начало царствования его сына Федора III Алексеевича) - 4500 рублей, 6000 четвертей хлеба, 400 половинок сукна, 100 поставов сукна, 200 пудов зелья ручного, 200 пудов зелья пушечного, 400 ведер вина Калмыцким посланникам.
В этот год казаки получают на 500 рублей больше, чем в предыдущем году, получают больше хлеба, сукна, зелья ручного и пушечного. И калмыцким посланникам дается на 100 ведер вина больше.
185 год (1677 г.) - 3000 рублей, 3300 четвертей хлеба, 300 половинок сукна, 100 поставов сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного, 300 ведер вина Калмыцким посланникам. Прибавка ради венчания великого государя скипетром и диадемою: 1500 рублей, 2700 четвертей хлеба, 100 половинок сукна, 50 поставок сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного, 300 ведер вина Калмыцким посланникам.
186 год (1678 г.) - 3300 рублей, 3300 четвертей хлеба, 300 половинок сукна, 50 поставов сукна, 50 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного, 100 ведер вина Калмыцким посланникам. Прибавка для вечного мира с Крымским ханом: 1500 рублей, 2700 четвертей хлеба, 100 половинок сукна, 50 поставок сукна, 50 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного, 300 ведер вина Калмыцким посланникам. Ядра к 9 галанкам и 15 полковым пушкам.
187 год (1679 г.) - 3000 рублей, 3300 четвертей хлеба, 300 половинок сукна, 50 поставов сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного, 100 ведер вина Калмыцким посланникам. Прибавка за Чигирин: 1500 рублей, 2700 четвертей хлеба, 100 половинок сукна, 50 поставок сукна, 50 пудов зелья ручного, 50 пудов зелья пушечного, 50 ведер вина Калмыцким посланникам.
188 год (1680 г.) - 4500 рублей, 6000 четвертей хлеба, 400 половинок сукна, 100 поставов сукна, 200 пудов зелья ручного, 400 ведер вина Калмыцким посланникам.
189 год (1681 г.) - 4500 рублей, 6000 четвертей хлеба, 400 половинок сукна, 100 поставов сукна, 100 пудов зелья пушечного, 400 ведер вина Калмыцким посланникам.
190 год (1682 г. смерть царя Федора III Алексеевича, венчание на царство одновременно двух царей - малолетних братьев Федора III Ивана и Петра при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны) - 4500 рублей, 6000 четвертей хлеба, 400 половинок сукна, 100 поставок сукна, 100 пудов зелья ручного, 100 пудов зелья пушечного, 400 ведер вина Калмыцким посланникам.
Один месяц после смерти Федора регентшей была Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра I.
Со следующего года царское жалованье было увеличено.
191 год (1683 г.) - 5000 рублей, 6500 четвертей хлеба, 400 половинок сукна, 115 поставов сукна, 115 пудов зелья ручного, 115 пудов зелья пушечного, 500 ведер вина Калмыцким посланникам.
192 год (1684 г.) - 5000 рублей, 6500 четвертей хлеба, 430 половинок сукна, 115 поставов сукна, 430 пудов зелья ручного и пушечного, 500 ведер вина Калмыцким посланникам, 5 пудов «Свицкого» железа (шведского).
193 год (1685 г.) - 5000 рублей, 6500 четвертей хлеба, 430 половинок сукна, 115 поставов сукна, 430 пудов зелья ручного и пушечного, 500 ведер вина Калмыцким посланникам, 5 пудов «Свицкого» железа.
194 год (1686 г.) - 5000 рублей, 6500 четвертей хлеба, 430 половинок сукна, 115 поставок сукна, 430 пудов зелья ручного и пушечного, 500 ведер вина Калмыцким посланникам, 5 пудов «Свицкого» железа.
195 год (1687 г.) - 5000 рублей, 6500 четвертей хлеба, 430 половинок сукна, 115 поставов сукна, 430 пудов зелья ручного и пушечного, 500 ведер вина Калмыцким посланникам, 5 пудов «Свицкого» железа.
196 год (1688 г.) - 5000 рублей, 6500 четвертей муки ржаной, 430 половинок сукна, 115 поставов сукна, 230 пудов зелья ручного и пушечного, 500 ведер вина Калмыцким посланникам. Прибавка за присылку Самойлы Лаврентьева с товарищами (раскольники): 1000 рублей, 1000 четвертей хлеба.
197 год (1689 г. начало самостоятельного царствования Петра I) - 5000 рублей, 6500 четвертей хлеба, 430 половинок сукна, 115 поставов сукна, 230 пудов зелья ручного и пушечного, 500 ведер вина Калмыцким посланникам. Прибавка для пожарного разорения (пожар в Черкасске): 50 пудов зелья ручного и пушечного.
198 год (1690 г.) - 5000 рублей, 6500 четвертей хлеба, 430 половинок сукна, 115 поставов сукна, 230 пудов зелья ручного и пушечного, 500 ведер вина Калмыцким посланникам.
199 год (1691 г.) - 5000 рублей, 6500 четвертей хлеба, 430 половинок сукна, 115 поставов сукна, 230 пудов зелья ручного и пушечного, 500 ведер вина Калмыцким посланникам.
Таким было царское жалованье. В основном выдавались деньги, хлеб, сукно и зелье для огнестрельного оружия и пушек.
Стоит отметить, что и казаки на Москву прибывали не с пустыми руками. В качестве подарков они везли взятое в боях оружие: пищали, сабли, отделанные драгоценными камнями, золотом и серебром; кубки, посуду из драгоценных металлов. Иногда пленников экзотического вида.
В то же время казаки станиц по приезду в Москву редко являлись на благословение к своему архипастырю. Только, начиная от патриарха Иосафа (1634 год), казаки чаще стали приходить под благословение патриарха. Он благословлял их, давая каждому по иконе. Атаман и есаул получали более ценные иконы. Атаманы и есаулы получали иконы «писанные на золоте, в басменом окладе, штилистовые». А казаки получали иконы, писанные на красках без оклада. Патриархи иногда дарили книги и церковную утварь.
Например, в 1688 году от патриарха Иоакима казак Яков Афанасьев получил учебную Псалтырь для обучения сына.
Выдавались Псалтыри в часовни донских станиц и городков. Выдавались также ладан, ризы, дароносицы и другая церковная утварь.
Таким образом, донские казаки с московским государством были связаны многими узами: общая религия, традиции, почитание государей. Получая царское жалованье, казаки первый тост поднимали за здоровье государя.
Многие казаки были выходцами из московского государства. Уйдя на Дон, они оставляли своих родных и близких. Пробыв на Дону какое-то время, они начинали тосковать по оставленному. Чтобы повидаться с родными, казаки отпрашивались на кругу и, как свидетельствуют документы, не получали отказа. Также просили круг принять на Дон своих родных.
Паломничество было обычным явлением среди казаков. Престарелые казаки обыкновенно постригались в Воронежском Борщевском (постройки не сохранились) и Тамбовском Чернеевом монастырях, ныне Николо-Чернеевский мужской монастырь в селе Старочернеево в 18 километрах от Шацка, в Рязанской области. На этом фото строения монастыря в наши дни.
В эти монастыри казаки вносили большие вклады. А возвратившись из похода, казаки просили на кругу Войска Донского разрешения отправиться на богомолье в эти монастыри и на Москву.
На этом пока остановимся
Продолжение следует
Фотографии и другой изобразительный материал из общедоступных источников.
Ю. Парамонов
Источники.
Georgi Johann Gottlied. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Часть IV. Санкт-Петербург, 1799 г.
А.И. Ригельман «История или повествование о донских козаках…». Москва, 1846 г.
В.Д. Сухоруков. Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Новочеркасск, 1891 г.
В.Д. Сухоруков. Историческое описание земли Войска Донского. Том 2. Репринтное издание
Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием. Москва, 1870 г.
В.Г. Дружинин. Раскол на Дону в конце XVII века. Москва, 1889 г.
С. Номикосов. Статистическое описание Области Войска Донского. Новочеркасск, 1884 г.
Н.И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа. Москва, 1869 г.
И. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетии. Москва, 1895 г.
Г. Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича. Москва, 1906 г.
А. Савельев. Трехсотлетие войска Донского. 1570-1870 г. Очерки из истории донских казаков. Санкт-Петербург, 1870 г.
И.А. Андреев. Материалы для истории Войска Донского. Новочеркасск, 1886 г.
А.П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII веке. Издательство Ростовского университета. 1961 г.
Википедия
|