Несмотря на все угрозы, царю не хотелось терять такую силу в лице казаков. Надо было как-то их приручить. А основной метод, как известно, – это метод кнута и пряника. Царскому правительству на казаков нельзя было сильно жать. Могли переметнуться на сторону противника. Казаков стали поощрять, привлекать для сопровождения послов до границ Крыма и Турции, и встречать их по возвращении обратно, следить за поведением татар и ногайцев, предупреждая их нападение. А за это от царя посылали на Дон за службу казакам селитру, свинец, хлеб, сукно и другие вещи.
Но ведь послы не так часто следовали туда и обратно, и привлекалось-то для их сопровождения не так уж и много людей. А остальным, не состоящим на службе, надо было что-то кушать, чем-то жить. А в море спокойно выйти нельзя. Как чирей на одном месте запирает казакам выход в море турецкий Азов. Вот и ходят казаки на Азов, чтобы получить беспрепятственный выход в море. Бьют азовцев, а те казаков. А чтобы турки боялись, истребляют турецкие поселения и не где-нибудь, а у самого Константинополя.
Царь московский призывает казаков примириться с Азовом, не ходить на море. Грозит. Казацких атаманов, приезжающих на Москву, заковывают в железо и отправляют подальше на север, в Холмогоры. Вместе с тем дают и пряник. В конце царствования Ивана Грозного было определено примерное содержание жалования, которое состояло из денег, хлебных запасов (сухарей, муки, крупы, толокна), пороха или его составных частей («зелья»), свинца (иногда ядер), водки («горячего вина»), сукна или тканей (от случая к случаю).
Царским указом Ивана Грозного на 2000 казаков (по подсчету) было определено «жалование» в размере 4 рубля в год атаманам и по три рубля на казака. Всего жалованье составило 6007 рублей деньгами, сукна на 3150 рублей; 2 тыс. четвертей хлебных запасов; 100 пудов пороха, 100 пудов свинца и 100 ведер водки.
Иван Грозный
В Указе говорилось: «А на тех казаков, которые с атаманами по дальним городкам и юртам − сукон и денег высчитать не можно, потому что не ведомо, сколько в каждой станице человек». Вот и получалось, что дальним городкам ничего не доставалось. И само жалованье не обеспечивало в полной мере потребности казаков. А жить-то надо.
На рубеже XVI и XVII века на Русь свалилась новая беда, грозившая распаду страны и ее исчезновению из анналов истории. 1598-1613 гг. – период в истории России, названный
Смутным временем.
Ряд событий предшествовали этому. После смерти Ивана Грозного на престоле русском один за другим менялись цари. Каждый последующий царь, как правитель, был хуже предыдущего. Все это отражается и на казаках.
Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. По некоторым предположениям, причиной этого было извержение вулкана в Перу 19 февраля 1600 года.
Так описывают последующие дни после извержения вулкана: «...Солнце было темным, и это длилось 18 месяцев; каждый день оно светило лишь около 4 часов, однако этот свет был очень слаб …солнце имело необычный голубоватый цвет...»
Начался «малый ледниковый период». В России повсеместный неурожай, который повторялся следующие два года. В результате - голод («глад великий») и мор. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг, выгоняли их из усадеб. Из этого люда образовались шайки разбойников, - «в тоже время около Москвы начашася быти разбоеве велиции и человекоубийство на путях и по местам». Усиливается общий хаос. Царь Борис Годунов помогает голодающим путем раздачи хлеба из казны.
Но жертвами голода стало до полумиллиона человек. Часть населения страны разбежалась, другая - погибла в эти годы. Массы народа стекались в Москву. По стране бродят «пророки» и «прорицатели», предрекая конец света. Страх сковал русский народ. Более половины пашни оставались необработанными. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. Читая документы той поры, встречаются такие записи: «пустоши, что были деревни», «пашня лесом поросла». Запустение земель русских приняло страшные размеры.
В 1602 году царь Борис Годунов запрещает казакам приезжать в Москву. Затем последовало уже запрещение не пускать казаков во все города и местности Русского царства, хотя, как отмечали исследователи, царское жалованье выделялось на Дон ежегодно.
В эти годы один за другим в стране появляются лжецаревичи. Только Лжедмитриев было три, не говоря уже о других. На царский трон хотели посадить своего человека поляки и шведы. Часть лжецаревичей из своей среды выдвигали казаки. Казачество раскололось на отдельные группы, поддерживая того или иного «царевича».
В эти годы большую роль играл казак Иван Заруцкий. По одним данным он был запорожским казаком, по другим – донским. Успел он побывать в турецком плену, откуда бежал. Весьма запутанна и извилиста была судьба Ивана Заруцкого в годы смуты. Он с Ляпуновым, рязанским дворянином, поддерживает крестьянское восстание Ивана Болотникова в 1606-1607 г. Но Ляпунов изменил Болотникову и впоследствии участвовал в подавлении этого восстания на стороне царского правительства.
Ляпунов Прокопий
В дальнейшем казаки под предводительством Заруцкого перестали поддерживать Лжедмитрия и его поляков, бросили мятеж и решили помогать Московскому государству против поляков, в чем участвовал и Ляпунов.
Казаки, воюя главным образом по селам и деревням и по большим дорогам, грабили и побивали торговых и всяких людей, при которых были пожитки и запасы. Ляпунов много раз говорил на советах Заруцкому, чтобы унимал своих казаков, т.к. торговым людям от них нет проезда в Москву, а оттого и всей рати нужда во всем. Атаманы объясняли, что они не позволяют казакам грабить, а что если кто тайно ездит, тех надо ловить, казнить смертью, а если поймать на месте, так побивать. Вскоре в Николо-Угрешском монастыре (Подмосковье) было поймано 28 таких воров.
Николо-Угрешский монастырь в наши дни
Всех пойманных казаков утопили в реке. Казаки Заруцкого вынули утопленников из воды и привезли в табор под Москву. Собравшись в круг, казаки подняли шум: «он (т. е. Ляпунов) их потопил и всех нас тоже хочет погубить». Кроме того, в казачьем стане появилась подложная грамота Ляпунова, в которой он якобы объявлял: «…где поймают казака - бить и топить; а когда, даст Бог, государство Московское успокоится, то мы весь этот злой народ истребим». Казаки, предводимые Заруцким, страшно этим возмутились и изрубили саблями Ляпунова, разграбили его имущество и ко всему прочему истребили многих дворян и боярских детей.
Когда в том же году собралось ополчение Д.М. Пожарского для выручки Москвы от поляков, Заруцкий хотел убить его, сговариваясь об этом с польским правительством. Но не успел этого сделать. Со своими казаками бежал на Яик, а оттуда в Астрахань, соединив свою судьбу с судьбой Марины Мнишек, женой Лжедмитрия І, став ее фаворитом, а впоследствии якобы женившись на ней.
Донские же казаки на Яике ушли от Заруцкого и под начальством атамана Межакова вернулись под Москву, чтобы участвовать в отбитии от ее стен польских войск, участвуя в ополчении Пожарского.
Заруцкий же с Мариной хотели посадить на престол сына Марины Мнишек и Лжедмитрия І – трехлетнего Ивана, у которого была кличка Ворёнок.
Но все закончилось тем, что на царский престол Земским Собором был избран в 1613 году Михаил Федорович Романов.
В памяти потомков казаков сохранилась легенда об избрании царя Михаила: «…из тесных рядов выборных (Земского Собора) выделился атаман Межаков, положил свое писание. «Какое это писание ты подал, атаман?» - сурово спросил его председательствующий Великого Земского Собора князь Дмитрий Михайлович Пожарский. «О природном царе Михаиле Романове», - ответил атаман и придавил свое писание казачьей саблей. Этим он дал понять, что «собачью свадьбу» вокруг престола пора кончать, России нужен «царь». «Прочтеше писание атаманское, бысть у всех согласен и единомыслен совет», - пишет летописец. Таким образом, сабля донского атамана Филата Межакова стала решающими аргументами для Земского Собора, и определила судьбу России на три столетия.
Межаков Филат
А Иван Заруцкий новым царем был объявлен вне закона. На поимку его были посланы стрельцы, захватившие Марину Мнишек и Заруцкого на Яике, на одном из островов. 6 июля 1614 года Заруцкий был привезен в Астрахань, а оттуда вместе с Мариной Мнишек и ее сыном был отправлен в Москву. «На Москве же тово Заруцково посадиша на кол, а Ворёнка повесиша, а Марина умре на Москве» (в тюрьме в 1614-м году). Так закончили свою жизнь, в общем-то, неординарные люди, закончилось и смутное время. Оно было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнетом, с этих территорий ушло практически все православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разоренном городе осталось только несколько сотен жителей.
Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %.
Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с женами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те еще с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населенность была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтенных писцовыми книгами.
А Казаки, вернувшись к себе на Дон, снова принялись за свой обычный промысел, - войну с басурманами.
Избранный царь Михаил Федорович отнесся очень милостиво к казачеству и в 1615 году позволил им беспошлинно торговать по всем окраинным городом и посещать там своих родственников, прислав на Дон милостивую грамоту:
1615 г. сентября.
От Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии на Дон, в нижния и в верхние юрты Атаманом и казакам, Смаге Степанову, да Федору Татаре, да Епихе Радилову, и всем Атаманом и казаком. Присылали есте к нам Великому Государю бити челом от всего войска товарищев своих Атаманов и казаков, Исая Мартемьянова, да Василия Чернова, да Семена Смуригина с товарищи, что вы нам Великому Государю служите, по шляхом разъезжаете, и по перевозом лежите, и ясырей отграмливаете и в наши украинные городы приводите, душ по сту и по двесте, и струги и гребцов наймуете и корм про них покупаете, а наших послов и посланников встречаете и провожаете в Царь-город, и в Нагаи большие и в малые, и нам бы вас за те ваши службы пожаловати, велети вам выходити в наши украинные городы со всякими товары, которые вы доставаете своею службою повольно, и чтоб вам по городом от воевод наших и ото всяких приказных людей налогу и насильства не было, и продаж бы вам ни чинили ни в чем, и пожаловати б нам вас, велети вам дати нашу Царскую жалованную грамоту. И мы вас Атаманов и казаков, за ваши многие к нам службы, пожаловали, велели вам в наши украинные городы со всякими вашими товары и без товаров к родимцом вашим ездить, и с ними видетися повольно и торговати всякими товарами, и по городом к воеводам нашим и всяким приказным людям о том от нас писано, чтобы они вам и товарищем вашим в городы с товары и без товаров ездить велели повольно и насильства бы ни кому не чинили и сильно ни у кого ничего не имали, а кто что вывезет товаров и у тех с товаров пошлин имать есмя за вашу службу не велели. И вы б Атаманы и казаки, по сей нашей Царской жалованной грамоте, в наши украиннцы городы ездили с товары и без товаров и с родимые своими видились повольно; и нам Великому Государю служили и прямили и в перед во всем на наше Царское жалованье были надежны. А сю нашу Царскую жалованную грамоту велели есмя вам дать за нашею Царскою красною печатью. Писана на Москве лета 7124 Сентября в день.
Для того, чтобы вести торговлю нужно было иметь товар. А этот товар у басурман.
В 1616 году, несмотря на протянутые поперек Дона у Азова три железные цепи и новые укрепления, Донцы вышли в Черное море, где потопили много турецких судов, забрав товары и освободив невольников, а, затем переплыв море, внезапно высадились и взяли приступом город Синоп, причем начисто его ограбили, вырезали турок и, забрав богатейшую добычу, отплыли на Дон.
За время смуты на Дон пришло много разного люда, часть которого присоединилась к казакам. Другая же часть, которой не по нутру была казачья дисциплина и строго организованная жизнь, ушла с Дона и образовала разбойничьи шайки, называя себя казаками. Вот эти-то шайки и дали повод к упрекам Донцов в разбое и воровстве.
В 1615 году казаки с атаманом Палладием по прозвищу Баловня опустошили замосковские города. Людей убивали, мучили. А.И. Ригельман писал: «Они людей разными муками мучили, мужескому полу бревнами руки ломали, вешали, в рот зелье сыпали, и, зажав оный, на огне жгли, женскому ж полу сосцы отрезывали, иным прорезав, веревки продевали и вешали, и в тайные уды порох селитренный всыпав, зажигали…».
Таких казаков, творивших злодеяние в своем отечестве, на Дону чуждались, и старались их общим приговором искоренять и наказывать.
В 1618 году, царь Михаил Федорович в награду за службу и для побуждения казаков к большему усердию, положил казакам ежегодно отпускать из Московской казны Войску Донскому 7000 четвертей муки, 500 ведер вина, 230 пудов пороха, 150 пудов свинца и 17142 рубля денежного жалованья. На будары (грузовые лодки) выделялось 1169 руб. 60 копеек.
Для получения и сопровождения груза от Войска Донского из лучших казаков выделялась так называемая «Зимовая станица» по предводительством избранного атамана, называемого «атаманом зимовой станицы». Станица на пути до Москвы и обратно, и во время пребывания в столице содержалась на царском иждивении. Станица в Москве принималась с большими почестями, одаривалась деньгами и подарками. Обыкновенно атаман и есаул получали из царских рук саблю с портретом царя и государственным гербом, серебряный с позолотой ковш. Жалованные царские припасы поставлялись в Воронеж, откуда весной по высокой воде бударами, целым караваном, сплавлялись до Черкасска.
В каждой станице будары встречали станичные чиновники и казаки. Казаки палили из ружей, пили за здоровье государя и благополучие Войска Донского. Станичные старики атаманом зимовой станицы приглашались на чердак на барке (помещение в средней части), где из жалованного ковша пили вино. Вооруженные казаки по берегу Дона от станицы до станицы с пальбой сопровождали барки с царским жалованьем. Это было не только торжественное сопровождение, но и охрана царского жалованья от лихих людей, а также татар и калмыков, довольно часто появлявшихся на среднем Дону, грабя казачьи городки.
Прибытие царского жалованья в Черкасск встречалось пушечной пальбой. Войсковой атаман приказывал бить сполох. По сбору казаков атаман со всеми регалиями и знаменами, войску жалованные, выходил на Круг со словами: «Государь, за службу жалует войско рекою столбовою тихим Доном, со всеми запольными реками, юртами и всеми угодьями, и милостиво прислал свое царское годовое жалованье». После этого атаман сопровождаемый кругом шел в собор, где служили молебен за здравие государя и Войска.
После молебна атаман приглашал всех людей к себе на пир. На другой день гуляли на чердаке барки, где из пожалованного атаману зимовой станицы ковша вкруговую пили вино под грохот пушечной пальбы. Старики и казаки, бывшие на сборе, угощались за войсковое иждивение.
Наиболее важной и интенсивной для донского казачества постепенно становилась торговля с московскими «торговыми гостями». Торговых людей устраивал «защитный зонтик» донского казачества, поэтому порою дальше донских земель они не продвигались, ведь на Дон стекалось значительное количество потенциальных покупателей из окрестных мест. Часть торговых людей оставалась жить на Дону. Часто и русские торговцы, продав или поменяв свои товары на избытки казачьей добычи, ходили вместе с казаками в поход. А потом, полюбив и получив навыки казачьего ремесла, оставались жить на Дону. Дон принимал всех, кто любил его и чтил законы казаков.
Для продажи «московитам» казаки предлагали редкий, даже экзотический товар - ясырь - пленных турок, турчанок, татар, черкешенок и других представителей окрестных им народов. Товар этот они поставляли на Русь вплоть до начала XVIII в. Кроме ясыря, казаки продавали лошадей, различные военные трофеи: персидские и турецкие товары. Несколько позже – зимой рыбу мороженую, летом - соленую и вяленую, черную икру, волчьи, лисьи, заячьи шкуры, меха выдры, птичьи яйца, пух и перья. Сами же покупали пшеничную и гречневую муку, овес, пшено, горох, циновки, холст, сермяжное сукно (некрашеное сукно домашней выделки), юфть, шубы, бумагу, восковые свечи; таганы, железо, решета, сита, а также многие другие необходимые в быту товары.
Казаки радовались, когда торговые люди из ближних городов Воронежа, Белгорода, Валуек, Ливен, Ельца, Оскола и других привозили к ним хлеб, вино и мед, оружие и боеприпасы. Наиболее бурная торговая деятельность кипела в донской столице.
Случались и казусы. В конце сентября 1627 г. к югу от г. Валуек (на речке Ураевой) производилась «посольская размена» (обмен послами) с крымскими татарами. В это время из степи со стороны Дона неожиданно появилась значительная группа русских людей, гнавших табун лошадей. Татары, приняв их за донских казаков, перегоняющих на Валуйки захваченных во время набегов на Крым лошадей, немедленно вступили с ними в бой. Столкновение, однако, было приостановлено посланным от русской стороны казачьим головой Ю. Чуфаровским, который затем и привел упомянутых людей на русский стан. Среди приведенных на стан оказалось 9 донских казаков во главе с атаманом Андреем Степановым (прозвище Полупанов), которые ехали с Дона в Москву с войсковой отпиской и 34 лошадьми, а также 47 жителей разных южнорусских городов.
Последние возвращались после поездки на Дон с товарами и вели с собою 122 лошади. Из этих людей из Воронежа было 7 человек, Ельца - 21, Курска - 8, Белгорода - 3, Ряжска, Серебряных Прудов, Калуги - по 2, Скопина и Белева - по одному человеку.
Москва в дипломатической переписке с Крымом постоянно утверждала, что на Дону живут «воры» - беглые преступники, и за их самовольные набеги на татар Русское государство не может нести ответственности. В данном же случае налицо был факт переправки казачьей военной добычи в пределы государства, и это был уже не первый подобный случай. Татар, конечно, заверили, что эти люди - вовсе не донские казаки, однако отрицать факт поездок на Дон «торговых людей» из русских городов было невозможно. «Размена» послами оказалась под угрозой, а вместе с ней и мир с Крымом. В итоге часть пригнанных лошадей отдали татарам, виновных обещали жестоко наказать. Для разбора в эти города были посланы царские чиновники, но все разборы закончились ничем.
С 1623 года Донское Войско поступило в распоряжение Посольского Приказа в Москве. В 1624 году Донские казаки совершили набег на окрестности Константинополя, захватив богатую добычу, а, возвращаясь на Дон, по пути потопили немало встречных турецких кораблей.
В 1626 году казаки на Волге российский караван около Черноярского урочища разграбили. Для того чтобы подобное не повторялось, был построен город Черный Яр, откуда стрельцы пресекали попытки грабежа.
В 1628 году донские казаки, соединившись с запорожцами в Черном море, подплыли к берегам турецким и высадились за 200 верст от Константинополя, причем взяли приступом и ограбили монастырь Иоанна Предтечи.
Однако на обратном пути их настигла турецкая эскадра и разогнала казачьи челны, а семь из них привела к султану, который приказал всех захваченных казаков казнить лютою смертью.
В 1630 году Донцы пытались взять Азов и Керчь, но не смогли и ограничились погромом окрестных мест. В том же году, выйдя в море, казаки внезапно захватили город Карасу в Крыму и разграбили многие селения, после чего возвратились на Дон с большой добычей и пленниками.
В это время считалось на Дону казаков свыше 20000 человек, способных к воинскому делу.
В 1634 г. Азов подвергся совместному набегу донских и запорожских казаков. Им удалось приступом взять угловую башню, однако башенные стены обвалились и камни засыпали вход в город. Взять город не удалось. Но казакам очень был нужен Азов, чтобы обезопасить себя от турецких вторжений и спокойно проживать на своих землях.
Еще в 1630 году султан послал в Москву послом грека Фому Кантакузена и, между прочим, поручил ему предложить царю Михаилу для прекращения морских разбоев положить казачеству жалованье пополам, а если Московский царь отказался бы, то султан предложит казакам перейти и в свое подданство, даст им землю и свободу в набегах на соседние царства. По пути Кантакузена в Москву казаки довольно долго продержали его в Черкасске, не давая лодок и причинив много неприятностей, так что по прибытии в Москву посол жаловался на это отцу государя патриарху Филарету.
В результате приехавшие с Кантакузеном казаки были сосланы в ссылку, а на Дон решено не посылать более обычного жалованья.
Казаки все-таки решили взять Азов. Решение о походе на Азов и его взятии было принято в январе 1637 года на казачьем войсковом кругу. Походным атаманом круг выбрал Михаила Ивановича Татаринова. Приняв решение о походе на Азов, казаки первым делом, чтобы пополнить свои воинские запасы, которых им требовалось большое количество, отправили к царю Михаилу Федоровичу в Москву атамана Ивана Каторжного с грамотою, в которой содержалась жалоба на их тяжелое положение: «В прошлых во многих годах была твоя государская к нам, холопам твоим, милость, жалованье денежное, и сукна и запасы всякие, а в прошлом, 1636 году твоего жалованья не было, и мы помираем голодною смертию, наги, босы и голодны, а взять, кроме твоей государской милости, негде. Многие орды на нас похваляются, хотят под наши козачьи городки войною приходить и наши нижние козачьи городки разорить, а у нас свинцу, ядер и зелья нет. Да в прошлых же годах выхаживали с Дону атаманы и козаки к государю с войсковыми отписками, а на отпуске им давали подводы с Москвы до Воронежа сполна, а с Воронежа - суда и гребцов, а ныне перед прежним подводы и суда у них убавлены, а гребцов им не дают. Да с Дону ж выезжают атаманы и козаки в города по обещанию в монастыри помолиться, кто в какой монастырь оброчник, а как обещанье исполнят (оброк с души сведут) и пойдут назад, купив для себя запасу или продав что-нибудь, то по городам целовальники берут пошлину не в силу. Милосердый государь, царь, пожалуй нас, холопей своих, своим государским жалованьем!»
О своих планах взять Азов казаки умолчали. Царь исполнил просьбы казаков и послал с запасами на Дон дворянина Степана Чирикова. Он на 49 бударах доставил казакам порох, ядра, сукно и деньги, пожалованные царём.
После того как казачье посольство увенчалось успехом, казаки начали сбираться в поход. Для осады Азова были сделаны штурмовые лестницы, приготовлены пушки снятые с лодок и стен городов. По Дону, по всем казачьим юртам, атаманам и казакам верховым, войсковые грамоты посланы, чтобы все были готовы идти под Азов. Но дело это было добровольным и в грамотах говорилось, что если кто в поход идти не захочет, то тем в великом Донском Войске ни на кого, ни в чем суда не будет. На этот призыв откликнулось 4,5 тыс. отчаянных казаков. Для успеха дела замысел похода казаки держали в тайне.
Азов защищал 5,5 тысячный гарнизон, имеющий в своем распоряжении 200 пушек против 90 пушек у казаков. Казачий отряд на стругах вошел в устье Дона и блокировал Азов с моря. Затем казаки решились пойти на штурм, но были отбиты. Защитники крепости встретили казаков мощным артиллерийским и ружейным огнем, лили на их головы кипяток и расплавленное олово. В итоге штурм не удался.
В это время у казаков находился тот самый посол турецкий Фома Кантакузен. Он ехал от турецкого султана в Москву и для сопровождения его из Москвы прибыл воевода Чириков, как раз привезший казакам царское жалованье. Кантакузен, увидавши, что делается под Азовом, послал тайно одного грека к турецкому султану с письмом о помощи азовцам. Казачьи разъезды поймали этого грека, обыскали его, нашли письмо и сейчас же донесли атаманам. На кругу порушили арестовать Кантакузена. Его заковали в цепи и посадили под стражу.
Напрасно воевода Чириков доказывал атаманам, что они не имели права этого делать, что посол – лицо неприкосновенное, казаки говорили, что посол не смел ничего отписывать султану о том, что он видел, и что он уже больше не посол, а лазутчик и предатель. В июне 1637 казаки привели Кантакузена на круг и там убили его.
Эта первая неудача обескуражила казаков - и некоторые из них стали выражать желание отказаться от осады, тем более что из Царьграда можно было ожидать подхода подкрепления. Однако как раз в это время атаман Каторжный привел подкрепление 1,5 тыс. человек. Всё это подняло у казаков боевой дух.
Казаки вели осаду по всем правилам военного искусства того времени, - окружили город рвами, соорудили насыпи, на которые установили пушки. Начали вести подкоп под стену Азова, который вели четыре недели. Руководил работами казак, «немчин родом, именем Иван Арадов, знающий подкопнаго дела».
18 июня 1637 г., ночью в 4 часа стена была взорвана. Через образовавшийся пролом казаки ворвались в крепость.
На улицах Азова началась рукопашная схватка, длившаяся «всю ночь и день до вечера». Турки кинулись через городскую стену в степь. Казаки, убивая их, гнали верст 10. Некоторые из турок с женами и детьми закрылись в башнях, кидая камни, убивали казаков. Но и в этих башнях все были убиты. Еще часть турок закрылась в центральной крепости. Но янычары настолько были испуганы, что сдались без боя. В итоге весь турецкий гарнизон был уничтожен. Казаки пощадили только женщин, детей и греков. Что касается потерь казаков, то они потеряли убитыми 1100 человек. Взяв Азов, казаки освободили 2000 русских невольников, находящихся в рабстве у турок.
Казаки после того, как ограбили город, немедленно приступили к его укреплению. Они возобновили в городе древнюю церковь Иоанна Предтечи греческого православия и Николая Чудотворца.
Узнав о захвате казаками Азова, разгневанный султан Мурад IV, послал Московскому царю с послом с грамоту с жалобой на действия казаков. В ответ царское правительство, не желавшее войны с Турцией, как всегда, заверило султана в своей непричастности к казачьему походу.
В ответной грамоте посланной султану. Михаил Федорович писал, что Азов взят без его ведома, что казаки воры и беглые холопы, которые царских приказов не слушаются, что защищать он их не станет и ссоры из-за них не желает, и что султан сам может их всех усмирить.
Однако со стороны Москвы это был только дипломатический ход, чтобы избежать нежелательной, очень тяжёлой и разорительной для страны войны с Турцией. На самом деле в Москве не хуже чем в Турции понимали стратегическое значение Азова и были очень рады его взятию.
3 октября 1837 г., в Москву было направлено казачье посольство во главе с атаманом Петром Потаповым. Казаки известили царя о взятии Азова и убийстве ими турецкого посла. Известие казаков государь воспринял неоднозначно. С одной стороны Михаил Федорович был очень недоволен убийством турецкого посла, так как это могло вызвать серьезные вплоть до войны дипломатические осложнения с Турцией, с которой у него был заключён мир. А с другой стороны он не мог не радоваться взятию Азова, понимая все выгоды этого приобретения. Казаки просили государя принять Азов в российское подданство, но при этом просили не присылать им царского воеводы, а оставить Азов в полном казачьем распоряжении.
Казакам была вручена царская грамота, в которой содержался упрек казакам за горячность, самовольство и убийство турецкого посла. В грамоте говорилось следующее: «Вы это, атаманы и козаки, учинили не делом, что турецкого посла со всеми людьми побили самовольством: ибо того не ведется и тогда, когда государи воюют, а я с султаном состою в мире. Не дельно и то, что прислали к нам одного атамана с четырьмя молодыми казаками и атаману не дали описи, что взято вами в Азове. Пришлите новую станицу с атаманом и 15 или 20 лучшими казаками и о слухах и вестях, что умышляет крымский хан и ногайские мурзы, с ними напишите. Наблюдайте за крымцами, скажите ногаям, чтоб они, помня прежнюю присягу свою, шли б под вашу власть, а мы пожалуем вам нашим царским жалованьем, смотря по вашей службе». При этом царь наградил казаков, послав им щедрое жалование.
После покорения Азова центр донской торговли переместился в Азов. В казачьем Азове бывали персиянин и калмык, турок и грек, черкес и запорожец, ногаец и русский. Купеческие корабли из Кафы, Керчи, Тамани безбоязненно входили в морской залив и доставляли городу различные товары в изобилии. Торговля шла повсюду. В одном месте продавали шелк и бумажные изделия. В другом - юфть (кожа комбинированного дубления с предварительной обработкой жиром, выделываемая из шкур крупного рогатого скота, свиней, лошадей; характеризуемая значительной толщиной и водостойкостью, применяемая для изготовления верха обуви и шорно-седельных изделий) и сафьян. В третьем - араку (калмыцкая молочная водка, встречалась она и у других народов), ягоды, овощи. В ином - лук, чеснок, соль.
О своей привольной жизни в Азове казаки отписывали грамоты в родные места. В них с особой гордостью отмечали: «Станем смелым сердцем за честь, поддержим свою атаманскую и молодецкую славу; доныне еще никто даром зипунов с нас не снимал».
Такова была хозяйственная деятельность казаков, обеспечивавшая их существование до середины XVII в. Она очень образно и точно охарактеризована самими казаками в Повести об Азовском осадном сидении: «Кормит нас, молодцов, на поли господь бог своею милостью во дни и в нощи зверми дивинми, да морскою рыбою. Питаемся мы, аки птицы небесныя: ни сеем, ни орем, ни в житницы збираем. Так питаемся подле моря Черное. А злато и серебро емлем у вас за морем - то вам самим ведомо».
На этом остановимся.
Продолжение следует
Фотографии и другой изобразительный материал из общедоступных источников.
Ю. Парамонов
Источники.
Georgi Johann Gottlied. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Часть IV. Санкт-Петербург, 1799 г.
А.И. Ригельман «История или повествование о донских козаках…». Москва, 1846 г.
В.Д. Сухоруков. Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Новочеркасск, 1891 г.
С. Номикосов. Статистическое описание Области Войска Донского. Новочеркасск, 1884 г.
И.А. Андреев. Материалы для истории Войска Донского. Новочеркасск, 1886 г.
Википедия
|