Суббота, 20.04.2024, 00:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
Заметки дилетанта [122]
Разные статьи
Поиск
Меню сайта
Вход на сайт
Друзья сайта
Россия до 1917 г.
Санкт-Петербург
Москва
Нижний-Новгород
Виды Волги
Разные города_1
Разные города_2
Предкавказье
Северный Кавказ
Кавказ
Закавказье
На Урале
Сибирь и Дальний Восток
Железная дорога и Байкал
Алтай и Средняя Азия
Типы народов России
Одесситы
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
То, что интересно

Город Калач-на-Дону. Далекое прошлое

В наши дни город Калач-на-Дону районный центр Волгоградской области России, с населением в 2017 году 24137 человек. Это город Воинской славы. В районе города Калача 23 ноября подвижные войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов замкнули кольцо окружения вокруг 6-й и части сил 4-й танковой немецких армий.

Калач был основан в 1708 году как казачья слобода. В Старом Калаче символически было выбрано место, где был построен первый казачий курень, и установлен памятный камень.

Из слободы в хутор Калач претворился в 1716 году.

О начальной жизни хутора до начала ХІХ века сведений практически нет. В труде «Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822-1832 годах» упоминается Калачевская пристань, расположенная на левой стороне реки Дона (стилистика сохранена), оставленное место течением оного, составило залив, в который впадает Калачевский ручей, и на берегу коего построились многие хутора Донских казаков; на сем то заливе, имеющем около 1800 сажень длины, помещается Калачевская пристань, отстоящая в 72 верстах от Царицына и 74 от Качалина. Калачевская пристань, так как и Качалинская, служит местом перевоза товаров с Волги на Дон, и состоит в таком же отношении к Царицыну, как Качалинская к Дубовке. Пристань сия еще нова и промышленники по навыку к Качалинской не обратились еще на оную. Выгоды ея состоят в следующем: 1) она находится ниже Качалина; 2) судоходцы, при отправлении отсюда, минуют довольно значительнейшую Серебрянскую мель; 3) расстоянием от Царицына не более 72 верст; 4) для построения и нагрузки барок имеется здесь на берегу пространное место; 5) глубина залива позволяет грузиться во всякое время, сверх того, стеснение Дубовской и Качалинской пристаней со временем понудит торгующих обратиться к сему месту. Неудобства сей пристани суть: положение ея на довольно сыпучих песках затрудняет производство работ; дорога к Царицыну песчана на пространстве 8 верст, и притом главная Кобылянская мель, не пропускающая без перегрузки, все еще остается ниже.

В 1859 году в хуторе Калач станицы Пятиизбянской проживало 255 душ мужского и 214 женского пола. Хутор вошел в юрт станицы Пятиизбянской, а последняя, в свою очередь, в 1802 году вошла в состав 16 казачьих станиц 2-го Донского округа Области Войска Донского с административным центром в станице Нижне-Чирской.

В 1862 году от Царицына до Калача была построена Волго-Донская железная дорога — одна из самых старых действующих железных дорог на территории России. В 1867 году по железной дороге из Царицына в Калач везли: деготь и смолу, коровье молоко, железо и изделия из него, мануфактуру, хлеб разный, икру, селедку, брусья, доски, рогожи. Из Калача в Царицын - антрацит, бакалейные товары, вино и сахар. Технический парк дороги насчитывал 355 разных вагонов и 10 паровозов.

Со строительством железной дороги население хутора стало расти. В 1870 году Калач насчитывал 104 двора, мужчин 334, женщин 336 человек и в хуторе Черкасове, расположенном в 5 верстах от Калача, было 34 двора, мужчин 73, женщин 69 человек. Кроме железной дороги, в 1870 году Калач соединялся важными в военном отношении грунтовыми дорогами с Новочеркасском через Нижне-Чирскую станицу, с Урюпинской станицей и Усть-Медведицкой.

Несмотря на то, что Калач считался хутором, от него открывается пароходное пассажирское сообщение с Ростовом-на-Дону. Для удобства пассажиров в затоне устанавливают пароход-гостиницу, или современным языком – дебаркадер. 


Рисунок из журнала "Нива" за 1872 год

Эта гостиница была устроена обществом пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям. Располагалась гостиница в 50 саженях от станции «Донской», конечной станции от Царицына Волжско-Донской железной дороги. Гостиница служила для пассажиров местом ожидания пассажирских пароходов Общества. Гостиница имела три этажа: нижний, бельэтаж и балкон. В нижнем этаже размещались пассажиры 2 класса. Для них имелось 2 каюты: мужская и женская, общая обеденная, 2 ванны. Бельэтаж имел 8 комфортабельных номеров, общую гостиную и обеденный зал; в гостиной имелся рояль, две ванны. Балкон служил для вечерних прогулок. При гостинице имелся, как писали, прекрасный буфет и кухня.
Калачевский затон был обширным. Его длина около 4 километров. Он позволял принимать пароходы, как пассажирские, так и грузовые. 

В затоне на зимовку принимались суда. На них проводился ремонт корпусов и механизмов.

Волго-Донское общество для перевозки пассажиров в 1867 году использовало суда: «Императрица Мария», «Сотник», «Есаул», «Атаман», «Казак», «Донец», «Цымла», «Калач». Все пароходы были сделаны из железа, имея мощность паровой машины от 25 до 80 л.с., длиной от 100 до 180 футов и шириной от 16 до 24 футов. Имели осадку без груза от 19 дюймов до 3 футов 6 дюймов

В 1868 году согласно расписанию на пароходной линии Ростов-Калач пароходы ходили два раза в неделю.

Если более внимательно посмотреть на это расписание, то заметим, что расписание движения пароходов очень неопределенное. Так, с открытием навигации и по 21 июня, т.е. при высоком уровне воды в Дону, пароход отправлялся из Калача в 6 часов утра, а прибывал в Ростов вечером.

А с 21 июня до закрытия навигации, т.е. при понижении уровня воды в Дону, пароход из Калача убывал по понедельникам и пятницам с рассветом. Это как-то уж очень туманно, как и то, что в Ростов пароход прибывал вечером. А из Ростова в Калач пароход прибывал по понедельникам и четвергам вечером или по вторникам и пятницам утром. Все это было связано с большим количеством мелей на Дону, когда пароходы чертили брюхом дно. Иногда командам пароходов приходилось на таких мелях высаживать пассажиров, и шестами снимать пароход с мели. Расписание движения не выполнялось. Бывало, что пароходы задерживались в пути на сутки.

Таким образом, согласно расписанию, пароход в пути был двое с половиной суток или 60 часов. В соответствии с расписанием прибытия пароходов в Калач было сформировано железнодорожное сообщение с Царицыном. Кроме ежедневного поезда к пароходу ходили экстренные поезда, а иногда и два экстренных поезда (см. расписание). 

Согласно расписанию ежедневный поезд отправлялся из Царицына (станция Волжская) в 6 часов 40 минут утра, прибывал на станцию Донская в 10.35. Т.е. в пути был около 4 часов. В обратный путь поезд уходил в 13.50, прибывал в Царицын в 18.10.

Цены на билеты были сравнительно высокими. Пассажиры 1 класса платили от Царицына до Калача 2 руб. 19 коп.; 2 класса – 1.64 руб.; 3 класса – 0.90 коп. В те годы ткачихи на ткацкой фабрике в Иваново получали 8 рублей в месяц, прислуга в доме 2 рубля.

Кроме пассажирского поезда на линии ходил обычный товаро-пассажирский поезд. 

Поезд убывал из Царицына в 14.30, а из Калача в 9 часов утра. То есть его расписание движения было неопределенным, сколько времени он стоял на той или другой станции не было определено.

В 1863 году наследник престола, сын Императора Александра ІІ, Николай Александрович побывал в Калаче. 

Это произошло, в связи с его путешествием по России от Петербурга до Крыма. Все его путешествие описано в книге К. Победоносцева и И. Бабста «Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от Петербурга до Крыма». Записано, что из Петербурга Наследник пароходом выехал в путь 11 июня 1863 года. Он проехал весь водный путь от Петербурга до Астрахани. На обратном пути от Астрахани Наследник прибыл в Царицын, откуда намеревался добраться до Калача, и далее продолжить дальнейшее водное путешествие по Дону. В Царицыне Наследника заинтересовала вновь построенная Волго-Донская железная дорога от Царицына до станции Донской. Великий Князь решил встретить поезд, прибывающий в Царицын со станции Донской. Как отмечено, Наследник был глубоко изумлен, когда поездом в Царицын прибыло всего 4 человека. Но решили, что есть все-таки надежда, что Волго-Донская железная дорога еще не сказала своего слова.

От Царицына до Калача Наследник и сопровождающие его лица добирались на лошадях. Весь путь занял 2 часа. На пристани в Калаче Великого князя встречал наказной атаман Войска Донского, генерал-адъютант Граббе и другие лица. С пристани Наследник прошел рядами казаков и народа к приготовленной квартире, у которой стояли в строю рядовые казаки. Сделав смотр казакам, Наследник прошел в квартиру, где позавтракал. После завтрака Наследник и все сопровождающие его лица сели на пароход «Казак», приготовленный Волжско-Донскою компанией, и отправились в дальнейший путь по Дону. На короткое время пароход останавливался у Пятиизбянской станицы, где казаки поднесли Великому Князю хлеб-соль. Авторы труда отмечают, что Дон в это время был мелководен. Пароход гребным колесом цеплял дно реки.

Стать Императором Великому Князю Николаю Александровичу не довелось. В 1865 году в Ницце он скончался от туберкулезного менингита в возрасте 21 года. Наследником престола в России стал Александр Александрович, другой сын Императора Александра ІІ. Летом 1869 года он со своей женой совершает путешествие по России, по сути, повторяя путь Николая. Женой Александра Александровича стала дочь Христиана IX, короля датского, принцесса Дагмар. Ранее она была помолвлена с Николаем Александровичем, но не стала его женой из-за ранней смерти Николая Александровича. В 1866 году Дагмар вышла замуж за Александра Александровича и в будущем стала Императрицей Марией Федоровной.

В Калач Великий Князь Александр, будущий Император Александр ІІІ попал также из Царицына. 27 июля 1869 года, после молебна в Царицынском соборе, их Высочества из Царицына особым поездом Волжско-Донской железной дороги отбыли в Калач, и куда прибыли через два часа. В Калаче их встретил наказной атаман Чертков с торжественными звуками народного гимна и с громогласным ура собравшегося местного населения. На станции в строю стояли казаки Атаманского полка. Наследник Цесаревич вышел к ним в казачьей форме.

У пристани стояли готовые к отплытию два парохода «Сотник» и «Цымла» (таково было правописание). На «Сотнике» расположились их Высочества с сопровождающими их лицами, а на «Цымле» прислуга и хор музыкантов Атаманского полка. Вскоре пароходы отправились в путь. Как отмечали очевидцы, в ходе плавания их Высочеств на всех пристанях встречали с большим почетом и ликованием. От станицы до станицы провожали пароход рассыпною массой конные казаки, джигитуя по берегу. Эта молодецкая скачка казаков в перегонку с пароходом продолжалась в течение всего плавания, и весело было смотреть, как они мчались через рвы, кусты и овраги, во всех возможных положениях, стоя, сидя, лежа, стреляли, боролись, падали и опять вмиг поднявшись, пускались снова с криками и выстрелами. Каждая пристань пестрела толпою покрывавшею мостки и берег в правильном порядке. С одной стороны мужчины-казаки, с другой женщины с детьми; иногда из детей составлялось особое собрание. Пристань убиралась коврами, цветами и зеленью, а по обе стороны располагались красивыми группами доморощенные травы и фрукты - хлебные снопы, арбузы, дыни, тыквы, кукуруза, виноград. Их Высочествам подносили дары Донской земли. К вечеру 27 июля их Высочества были уже в станице Нижне-Чирской, где заночевали на пароходе. На следующий день их плавание продолжилось.

Вернемся к Калачу. В «Списке населенных мест Области Войска Донского по переписи 1873 года» указан хутор Калачевский в юрте станицы Пятиизбянской, при заливе реки Дона Затоне, в 50 верстах от окружной станицы Нижне-Чирской,  имеющий почтовую станцию. Этот хутор имел 61 двор; изб, не составляющих двор – 16. Мужчин в хуторе насчитывалось 205, женщин – 201. Плугов было 24; лошадей 59; 97 пар волов; прочего рогатого скота 337; овец простых 908; тонкорунных овец, учитываемых при переписи, не было.

В том же юрте станицы Пятиизбянской при озере Черкасовом стоял хутор Черкасов, в 40 верстах от окружной станицы Нижне-Чирской и в 5 верстах от почтовой станции «Калач».  

Хутор насчитывал 46 дворов. На хуторе было 112 мужчин и 117 женщин. В хуторе насчитывалось 23 плуга, 35 лошадей, 83 пары волов, прочего рогатого скота 283, простых овец 701.

При заливе реки Дона Затоне, в 52 верстах от окружной станицы Нижне-Чирской, и в 2 верстах от почтовой станции «Калач» в юрте станицы Пятиизбянской имелся еще хутор Дундуков. Хутор насчитывал 53 двора. Мужчин - 113, женщин – 133. Плугов - 23, лошадей - 33, пар волов - 70, прочего рогатого скота - 159, овец простых – 429.

Из этих трех хуторов в последующие годы и образовался город Калач. В 1880 году была издана карта Ф.Ф. Шуберта, на которой хутор Калач показан слободой. Калачевский ручей стал Логом Березовым. Нет хутора Дундуков, но имеется хутор Черкасов.

Не упоминающийся хутор Дундуков стал Старым Калачом. Ранее князь Дундуков пас своих лошадей на казачьих землях, его именем и был назван хутор.

В окрестностях Калача, как показано на приведенной ниже части карты Ф.Ф. Шуберта, находились хутор Бугаковский при озере Бугаковском и хутор Назмищенский при озере Назмищенском. 

Вообще в разных источниках встречаются разные описания Калача и приводятся различные данные. В описаниях Калача вновь появляется Калачевский ручей, не упоминавшийся на карте Ф.Ф. Шуберта, отличные от предыдущих данных расстояния до окружной станицы. Калач то хутор, то слобода, то станица, то посад.

Так, в 1895 году в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указан хутор Калач, 2-го Донского округа Области Войска Донского, на левом берегу Дона, в 46 верстах от Нижне-Чирской (окружной) станицы и в 74 верстах ниже Качалинской пристани, при устье Калачевского ручья, впадающего в затон, образовавшийся от покинутого русла Дона; ширина Затона 1800 саженей. Калачевская пристань – ныне самая важная на Дону; здесь ежегодно грузится на 150-300 судах около 2 ¼ миллиона пудов на сумму до 1 ½ миллионов рублей. Главный предмет нагрузки – хлеб. Дворов 298, жителей 3469; главное их занятие – судоходство, рыболовство и торговля, преимущественно скотом и хлебом. Православный храм, одноклассное начальное училище.

По сравнению с переписью 1873 года население Калача выросло почти в 4 раза, учитывая вместе взятые Калач, Черкасово и Дундуков, хотя рост количества дворов не дотянул и до двух раз. Возможно, это связано с пришлым населением, занимающегося сезонными работами.

Но настольный энциклопедический словарь Граната в 1895 году упоминает Калач, как станицу на Дону, 1116 жителей, железная дорога с Дона на Волгу в Царицын. Энциклопедический словарь 1899 года Ф. Павленкова насчитывает в Калаче 6 ½ тыс. жителей.

Вот и стоит подумать, как все-таки шел подсчет населения. В 1895 году в Калаче было по Брокгаузу и Ефрону 3469 жителей, а по Гранату – 1116, по Павленкову - 6 ½ тыс. жителей в 1899 году.

Большая энциклопедия под редакцией С.Н. Южакова в 1901 году сообщает: «Калач - станица области Донского войска 2-го Донского округа, на левом берегу р. Дона. Жителей около 3 ½ тыс. Калачевская пристань – самая важная на Дону в торговом отношении; сюда в большом количестве прибывают барки, берлины, плоты с разными товарами, которых привезено (1899) всего 2 989 тыс. пудов, главным образом, лес, хлеб, мука, сахар и т.п.; отправлено вниз и вверх по реке – 16 716 тыс. пудов на сумму до 14 300 000 рублей, главным образом, пшеница, рогожи, кули, деготь, смола, металлические изделия, рыба сушеная и проч. Пароходное сообщение с Ростовом-на-Дону. Станция Волго-Донской ж.д., соединяющая Волгу и Дон в месте их наибольшего приближения, православная церковь, женское училище 3 разряда, одноклассная сельская школа. Кроме работ на пристани, которые летом привлекают огромное число пришлого люда, и ж.д., жители занимаются хлебопашеством, рыболовством, виноградарством». 

У Южакова данные по населению сбегаются с данными Брокгауза и Ефрона, хотя прошло уже шесть лет между этими данными. Получается, что братья Гранат и Павленков дали не совсем верные сведения, касающиеся Калача.

Согласно данным А.А. Кириллова, отраженным в труде «Донская Епархия в ее настоящем положении. По статистическим данным 1896 года» в Калаче была построена в 1869 году Николаевская церковь, а в 1886 году пристроен к ней новый алтарь и колокольня, увеличена трапезная. В 1892 году сделана пристройка двух пределов: с северной стороны во имя великомученика Пантелеймона и с южной – Трех святителей. К этой церкви относились хутора Назмищенский и Бугаковский. Клировый штат состоял из двух священников, одного дьякона и двух псаломщиков.

Причт получал доходов до 4 885 руб. в год и процентов с капитала в 2 260 руб. и пользовался двумя домами. В Калаче было сельское приходское училище и церковно-приходская школа, имевшая собственное помещение. Прихожан числилось: православных: мужчин 1 560, женщин 1621; раскольников: мужчин 56 и женщин 66; католиков: мужчин 6, женщин 3.

Кроме того, имелся единоверческий молитвенный дом во имя Успения Божьей Матери, построенный в 1893 году, деревянный, однопрестольный, колокольня отдельно на столбах. В состав прихода входили хутора: Старый Калач, Черкасов, Ильевка, Кумовский, Бирюзев и Рубежный. Причт из священника и псаломщика получал жалованья 300 руб. и доходов до 280 руб. в год. Прихожан: староверов: мужчин 103, женщин 101; раскольников: мужчин 1825, женщин 1802. Молитвенный дом, как отмечают, был в здании, в котором впоследствии работала начальная школа в Старом Калаче.

Позже в Калаче был создан женский монастырь и при нем открыта церковь во имя Пресвятой Богородицы.

В начале прошлого века Калач продолжал развиваться. В 1900 году из учебных заведений в Калаче имелись женское училище 3 разряда и одноклассная сельская начальная школа. Здание сохранилось до наших дней. По одним данным это здание девичьего училища, по другим - церковно-приходской школы.

Попечителем женского училища был купец Алексей Казаков, законоучителем - священник Михаил Макаров, надзирательница училища Варвара Зимовнова, учительница Юлия Попова. Это было одноклассное училище, в котором обязательными предметами преподавания были закон божий, русский язык с чистописанием, арифметика.

Попечителем одноклассной школы был купец Семен Иванович Кравченко, законоучителем - священник Михаил Макаров, школьный учитель Иван Федорович Сенин, учительница Глафира Николаевна Пашинская, преподаватель гимнастики урядник Яныкин.

В Калаче проводились ярмарки. С 12 по 15 марта Алексеевская, где шла торговля скотом, а с 6 по 10 декабря Николаевская, где торговали скотом и разными товарами. В 1870 году волы за пару продавались от 50 до 100 руб., яловые коровы от 30 до 70 руб., стельные коровы от 25 до 40 руб.; овца от 2 до 3 руб.

Следует отметить, что второй Донской округ занимал ведущее положение по количеству скота в Области Войска Донского. Однако на хуторах говядину употребляли в пищу только по большим праздникам, а в мясоед жители употребляли баранину.

Ну, и небольшое отступление, чтобы показать богатства рыбных запасов Дона. Как отмечалось, рыба, выловленная в Дону, была мягка, чрезвычайно жирна и слаще рыб Каспийского и Балтийского морей. Рыбная ловля делилась на зимнюю, весеннюю и меженную. Цены рыбы зимнего лова зависела от ее качества и от числа покупателей. Красная рыба стоила от 4 до 10 руб. за пуд; белой рыбы: тарань от 3 до 10 руб. за тысячу, судак от 25 до 75 руб. за тысячу, лещ от 50 до 100 руб. за тысячу.

Цены рыбы весеннего и летнего лова составляли: красной рыбы от 2 до 4 руб. за пуд, леща и судака от 50 до 100 руб. за тысячу, тарани от 5 до 10 руб., чехони от 5 до 12 руб., селедки от 1 до 5 руб., рыбца от 50 до 100 руб., шемаи от 20 до 40 руб. за тысячу на местах лова. В хороший год тарань продавали возами, кучами от 2 до 20 коп. за воз или кучу.

С 1 января по 15 июня в 1868 году в Дону было выловлено: осетров 53 315, севрюг 511 125, белуг 5 176, стерлядей 1 725 950, шемаи 14 700, сомов 23 990, сул 15 944 тыс., синьги 6 556 тыс., чехони 3 97 5 тыс., тарани крупной 2 430 тыс., мелкой 55 420 тыс., чебака 30 748 500, сазанов 136 тыс., рыбца 60 450, щук 150 100, налимов 5 тыс., селедок 503 745 тыс. и другой рыбы. Белуга самая большая была весом до 15 пуд., икры из нее можно было получить 1 ½  пуда. И этой рыбы было выловлено только за полгода.

Из числа пойманной рыбы было приготовлено: балыка 4 102 пуд.; теш (брюшко рыбы) 697 пуд.; добыто: клея 252 пуд. 20 ф.; визиги 101 пуд. 20 ф.; икры: из красной рыбы паюсной 7 225 пуд., чебачьей и вообще из белой рыбы 23 тыс. пуд.; рыбьего жира 18 822 пуд. 20 ф.

Впрок посолено: красной рыбы: осетров 9 050 пуд.; севрюг 10 100 пуд.; стерлядей 3 060 пуд.; белуг 2 040 пуд.; белой: сомов 15 365 пуд.; сазанов 24 595 пуд.; чебака пластованного 652 705 пуд.; счетом: синьги 2 421 тыс.; чехони 3 180 тыс.

Самое большое количество стерлядей недалеко от Калача водилось в юрту станиц Верхне-Чирской, Голубинской и Сиротинской. Продавались стерляди от 20 коп. до 1 руб. за десяток.

Но основная часть вылова рыбы приходилась на нижний Дон. Там, по сути, осуществлялся ее хищнический вылов. В средний Дон рыбы доходило мало. Такое не могло долго длиться. К началу ХХ века рыбы стало мало. Было решено наложить ограничения на вылов рыбы. Была создана специальная инспекция, которая следила за установленным порядком лова рыбы. Через пять лет рыбные запасы увеличились. Одним из охранников, следившим за выловом рыбы был казак Леон Анисимович Леонтьев.

На фото Леон Анисимович справа. Фотография сделана в г. Азове

Рыбинспекция базировалась в городе Азове. В рыбинспекцию Леон Анисимович попал по призыву на службу.

Леон Анисимович справа с отцом и старшим братом

Впоследствии до своей смерти он жил в Калаче.  

Вернемся к Калачу. В 1900 году в Калаче был создан врачебный участок, который обслуживал станицы Голубинскую, Чернышевскую, Пятиизбянскую, Верхнее-Чирскую и волости Добринскую, Калачево-Курталакскую, Мариновскую, Карповскую, Бузиновскую и Громославскую. Заведовал участком врач Петр Иванович Чеботаев, проживавший в Калаче.

Был создан и ветеринарный участок, обслуживавший станицы Голубинскую и Пятиизбянскую с их хуторами; волости Добринскую, Бузиновскую, Карповскую и Мариновскую с их поселками. Заведовал участком ветеринарный врач Петр Степанович Латышев, проживавший, как записано, в хуторе Калач на Дону.

Фельдшерами в Калаче били Петр Горбачев и Федор Долгов.

В 1910 году в Калаче женскими делами занималась повивальная бабка Надежда Виссарионовна Зипунникова.

В том же году хуторскими старшинами были в Калаче урядник Филипп Архипов, Старом Калаче - урядник Вавил Васин, Черкасове – казак Марк Ситников.

При большом весеннем разливе Дона окраины Калача затапливались водой.

К началу Первой мировой войны хутор Калач имеет почтовую станцию, телеграфную контору. Вся жизнь крутилась вокруг железнодорожной станции и пристани.

Известный казачий писатель Федор Дмитриевич Крюков, которому приписывали написание романа "Тихий Дон", оставил путевые заметки, в которых был упомянут Калач. Ф. Крюков, путешествуя по Дону, мимоходом побывал в нашем городе незадолго до революции 1917 года. «Через полчаса хутор Калач замелькал предо мной своими белыми домиками, крытыми железом и тесом. Множество детворы, а за нею и взрослые, спешили в том же направлении, куда бежал наш поезд; тут же скакали на дрожках, запряженных маленькими лошадками, казаки-извозчики. Мальчуганы пронзительно свистели и махали руками смотревшим в окна пассажирам. На вокзале - многочисленная и пестрая публика. Преобладающим лицом здесь является уже казак по большей части в гимнастической рубахе, в шароварах с лампасами, в неуклюжих запыленных сапогах, с шашкой через плечо. Он все тот же, бронзовый, мало поворотливый, со скептическим и снисходительно-равнодушным видом разглядывающий «машину» и с большой пытливостью присматривающийся к костюму выходящих из вагона путешественников и к их багажу. Он фигурирует тут то в качестве полицейского - «с медалкой» на груди и с разносной тетрадью в холщовом переплете под мышкой, то в виде простого зрителя — в сюртуке нараспашку, в вышитой рубашке и в фуражке с офицерской кокардой, то в виде возницы, с кнутом в руках, в одной красной рубахе и опять-таки в заплатанных шароварах с красными лампасами. И всюду он, хозяин здешних мест, с готовностью подставляет свою спину, чтобы на ней проехались другие. Так называемая цивилизация со всеми своими удобствами и выгодами бежит мимо него, не оставляя в его пользование даже ничтожных крох, а он, заложив руки за спину и наивно раскрыв рот, лишь посматривает, как юркие и разбитные слуги господина Купона «действуют» на его земле, «объегоривают» его на каждом шагу, обмеривают, обвешивают, суют ему при случае фальшивую монету, урывают солидные куски и презрительно потешаются над его простотой... Я взял носильщика и кратчайшим путем, через рельсы, мимо целого ряда товарных вагонов мы отправились на пристань. По крутой деревянной лестнице мы спустились вниз, мимо торговок с булками, жареными стерлядями, попорченными лимонами, огурцами, редиской и молоком и вступили на небольшой тесный пароход «Есаул», уже заваленный бочонками, тюками и узлами. Калач - по местной терминологии - хутор, хотя он больше многих станиц. В сущности, это степной городок с типичной печатью г. Купона. Особенное оживление здесь бывает, вероятно, осенью, во время ссыпки хлеба, леса и пр. Тут, между прочим, находится и главный склад леса для всего Донского побережья. Я успел только осмотреть хутор. На первом плане - целый ряд питейных заведений («Свидание друзей», «Славянский базар», харчевня «Экономия» и др.). И только в одном из этих заведений я видел достаточное количество публики, а большинство было пусто: глухой сезон, да и год неурожайный, пришлый рабочий люд был в самом малом количестве... Дон у Калача не широк, но берега довольно красивы и живописны. Нагорная сторона с меловыми обнажениями внизу, с кустарником по впадинам, ложбинам и по вершине волнистой линией тянется далеко и пропадает в розовой дымке в том месте, где солнце готово спрятаться за гору. Легкая зыбь дрожит на темной, зеленоватой поверхности вблизи парохода, а за нею дальше стелется розовая и серебристая гладь, в глубине которой виднеются берега с деревьями, строения, баржи, пароходы, лодки-плоты, стаи гусей, толпы народа на берегу. Тих и мечтательно-задумчив вечер. Где-то вдали звенит песня. Пыль вьется за хутором: табуны бегут домой. Жалобное мычание телят разносится по молчаливой степи... И вдруг грубым диссонансом врывается пронзительный свист локомотива, и неуклюжее громыхание поезда покрывает все эти мирные звуки... »

Гражданская война на Дону была упорной и тяжелой. На просторах донских степей шли кровопролитные бои. Донцы сражались как на той, так и на другой стороне. Несмотря на то, что советская власть в Калаче была провозглашена 23 января 1918 года, за годы гражданской войны Калач несколько раз переходил из рук в руки. Во время боя 31 июля 1918 года Калач захватывают красные. В их руки переходят большие военные трофеи: винтовки, пулеметы, орудия, пароход и баржи, несколько десятков пленных и огромные запасы хлеба. 4 августа товарищ И.В. Сталин пишет В.И. Ленину: «Взятие Калача дало нам несколько десятков тысяч пудов хлеба. Я отправил в Калач 12 грузовиков и, как только удастся свезти к железнодорожной линии, направлю в Москву».

Когда кровопролитные бои гражданской войны закончились, то подсчитали, что в тех боях погибло десятки тысяч казаков, воюя за тех или других. 

С 1928 года Калач становится районным центром Сталинградского края, а затем области. Энциклопедические словари довоенного времени обходят Калач стороной. Большая Советская энциклопедия 1 издания, выходившая с 1926 по 1947 год, о Калаче не упоминает. В довоенное время сохраняется пароходное сообщение с Ростовом.

В годы Великой Отечественной войны Калач в планах немецкого командования приобретает стратегическое значение - это был плацдарм для решающего удара с запада по Сталинграду. К августу 1942-го противнику удалось частично закрепиться на левобережной стороне Дона. 10 августа немецкие бомбардировщики начали бомбить калачевские укрепления, а четырьмя днями позже враг вплотную подошел к Дону. В это время бойцы 20-й бригады 62-й армии превратили город в один сплошной укрепрайон - с километрами окопов, укрытий, противотанковыми заграждениями. 1 сентября защитники Калача, выполняя приказ командования 62-й армии, вынуждены были оставить город и отойти к новому рубежу обороны. Из всей бригады, состоящей из 1800 человек, в живых осталось к тому моменту 126 бойцов.

Утром 1 сентября 3-я моторизованная дивизия вермахта переправилась через Дон в районе хутора Березового и вошла в Калач. Установился жестокий фашистский режим. Зверства в городе творили не только немцы, но и их прислужники. Вместе с немцами в Калач прибыли бандеровцы. Как рассказывали жители, они были страшнее немцев. Забирали все, что было в доме, обрекая жителей на голодную смерть. В городе был создан пересыльный лагерь, в который сгонялись жители, в частности из Сталинграда. Ниже приведены некоторые показания, сделанные при расследовании преступлений гитлеровцев.

В оккупированном Калаче, несмотря на жестокость немцев, сопротивлялись им не только взрослые жители города, но и дети. Калачевцы Ивана Цыганков, Павел Кошелев, Егор Покровский и Михаил Шестернин вели разведку, добывая необычайно важные сведения о расположении фашистских частей и их огневых точках. Наносили заметный урон людским и техническим силам врага. Они помогли освободить группу советских военнопленных, совершив дерзкую диверсию. Враги долго искали и затем, вышли на ребят. Замученные, они погибли, не склонив головы.

19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск под Сталинградом. В 7 часов утра 23 ноября части 26-го танкового корпуса перешли в наступление на Калач. С северо-востока им помогала 45-я танковая бригада. К 16 часам 23 ноября 45-я танковая бригада вышла в район поселка Советского, где и произошло соединение с 36-й механизированной бригадой 4-го механизированного корпуса Сталинградского фронта. Таким образом, юго-западнее Калача оказалось завершено полное окружение вражеской группировки 6-й армии Паулюса. Калач был очищен от противника 23 ноября.

Место, где произошло соединение фронтов, было затоплено при образовании Цимлянского водохранилища. Но в нескольких километрах от него в 50-х годах был установлен большой скульптурный ансамбль Евгения Вучетича в память об историческом событии. 

Калач вступил в мирную жизнь. Строительство Волго-Донского водного пути вдохнуло в Калач новую жизнь. В 1951 году Калач получает статус города.

Во втором издании Большой Советской энциклопедии, выходившей с 1949 по 1958 год, о Калаче записано (1953 г.): «Калач-на-Дону - город, центр Калачевского района, Сталинградской обл. РСФСР. Новый крупный порт на р. Дон, у выхода судоходного Волго-Донского канала имени В.И. Ленина. Конечная станция (Донская) ж.-д. ветки от линии Сталинград - Лихая. В К.-на-Д.- ремонтно-механический и авторемонтный заводы, судоремонтные мастерские, мясокомбинат, маслодельный, рыбный и лесопильный заводы. Значительно расширяется портовое хозяйство города. Имеются (1952) 2 средние, 2 семилетние, 2 начальные школы, 2 клуба, кинотеатр, библиотека, дом культуры, стадион. К.-на-Д. возник в начале 18 в. В районе - посевы пшеницы, проса, горчицы. Развито овцеводство. Созданы 4 МТС, 2 животноводческих совхоза, проводятся ирригационные работы с использованием воды Цимлянского водохранилища».

В третьем издании этой энциклопедии, выходившей с 1969 по 1978 год, сказано: «Калач-на-Дону город, центр Калачевского района Волгоградской области РСФСР. Порт на левом берегу Цимлянского водохранилища, в 9 км выше входа в Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина. Конечная станция (Донская) ж.-д. ветки (30 км) от линии Волгоград - Лихая. 21 тыс. жителей (1970). Возник в 1716 из казачьей слободы. Город с 1951. В К.-на-Д. - судоремонтный, авторемонтный, лесопильный, маслодельный, рыбный заводы, мясокомбинат и др. Во время Сталинградской битвы 1942-43 (См. Сталинградская битва 1942-43) в районе К.-на-Д. в августе 1942 происходили напряжённые бои. 26 августа 1942 К.-на-Д. был захвачен немецко-фашистскими войсками. В период контрнаступления сов. войск после упорных боев был освобожден 23 ноября 1942, и юго-восточнее него (в районе пос. Советский) произошло соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов, завершившее окружение немецко-фашистских войск под Сталинградом».

Как видим, жизнь города была тяжелой, непредсказуемой. Имелись годы подъемов и спадов. Но город живет и развивается.

 

Ю. Парамонов

 

Источники:
Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822-1832 годах.
А.А. Кириллов. Донская Епархия в ее настоящем положении. По статистическим данным 1896 года
Н.И. Краснов. Военное обозрение земли Донского Войска. 1870 г.
Список населенных мест области Войска Донского по переписи 1873 года
С. Номикосов. Статистическое описание области Войска Донского. 1884 г.
Памятная книжка войска Донского на 1900, 1905, 1910 гг.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1895 г.
К. Победоносцев, И. Бабст. Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от Петербурга до Крыма. 1864 г.
Путешествие Государя Наследника Цесаревича и Государыни Цесаревны в 1869 году. Москва. Университетская типография. 1869 г.
Большая энциклопедия под редакцией С.Н. Южакова. 1901 г.
Энциклопедический словарь Ф. Павленкова. 1899 г.
Большая Советская энциклопедия 1, 2, 3 издание
Википедия.
Сайт 1.
Сайт 2.
Сайт 3.

 

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: paramonov (20.04.2019)
Просмотров: 4802 | Рейтинг: 3.4/10
Всего комментариев: 0
avatar
Счетчик посещений сайта Каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU
uCoz Copyright MyCorp © 2024